Упражнение 1
Написать называемые буквы справа или слева от вертикальной линии.
Упражнение 2
Положить карточку с кружком, справа от нее - с крестиком, слева от крестика поставить точку.
Упражнение 3
Нарисовать точку, ниже точки - крестик, справа от точки - круг.
Аналогичные задания: нарисовать кружок, справа от него - крестик, сверху крестика поставить точку; нарисовать треугольник, слева от треугольника - кружок, выше треугольника поставить точку и т.д.
Соотношение в пространстве элементов графических изображений и букв
В следующих упражнениях одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа графических изображений и букв на составляющие их элементы и по выявлению сходств и различий между близкими по начертанию графическими изображениями и буквами.
Для того чтобы успешно освоить многие школьные навыки, ребенок должен очень хорошо представлять себе, что имеется ввиду, когда используются слова: вверху, внизу, над, под, сбоку, справа, слева, то есть правильно ориентироваться в пространстве. Важна также и верная ориентировка на плоскости листа. Опыт показывает, что элементарная инструкция «веди руку вправо (влево, вверх)» часто оказывается непонятой. Развить такую способность можно с помощью упражнения № 1.
|
|
Упражнение 1
Предлагается принять участие в игре. Ребенок рисует на чистом листе нелинованной бумаги в середине квадрат, над квадратом и под квадратом на равном расстоянии - круги одинаковой величины. Далее можно в середине квадрата нарисовать маленький кружок, в середине каждого круга по квадрату и т.п.
Для учащихся, успешно справившихся с выполнением предыдущего упражнения, предлагаются следующие более сложные упражнения № 2, 3.
Упражнение 2
Педагог предлагает задание: «Справа от квадрата нарисуем треугольник, слева у каждого круга тоже по треугольнику. Получается? Хорошо. Продолжаем игру». Можно (если ребенок не устал) сделать следующее: в середине квадрата нарисовать маленький кружок, а в середине каждого круга - по квадратику и т.д.
Играя так, можно проверить, способны ли школьники соотносить фигуры, понимать значение предлогов «над», «под», «слева», «справа», «вверху», «внизу» и т.д.
Упражнение 3
Предлагается игра, для которой понадобятся чистый лист бумаги (можно большой) и фломастер, толстый карандаш или мелок. Ученик должен представить, что он едет на автомобиле, и ему необходимо начертить на бумаге свой маршрут, который задается логопедом: «Едем прямо, сворачиваем направо, продвигаемся вперед, стоп, дорога перекрыта, поворачиваем назад, потом налево, делаем круг и …» Таким образом получается схема движения. Ребенок во время выполнения задания осваивает правила движения руки с карандашом по плоскости листа.
|
|
В процессе занятий необходимо использовать серию упражнений по закреплению представлений о соотношении в пространстве элементов графических изображений и букв (упражнения № 4-10).
Упражнение 4
Прочитать слова: спереди, верх, вдаль, левый, крайний, низ, сверху.
Следует вначале найти в этих словах вторую по счету букву, выписать и затем составить слово из этих букв.
В упражнениях 5-6 ребенку предлагается лист в клеточку, на котором схематически изображены звезды, птицы (упр. № 5), подводный мир (упр. № 6) и отмечено начало пути. Педагог говорит ребенку, сколько клеточек и куда он должен провести (вверх, вниз, влево, вправо, вверх направо и т.д.).
Примечание: инструкция «вверх» направо (и т.п.) означает движение по диагонали.
Упражнение 5
Нарисовать схему движения самолета.
Упражнение 6
Задача ученика - помочь водолазу выбраться из Марианской впадины, проложив на рисунке маршрут.
Упражнение 7
Расшифровать слова (приложение № 14).
________________________ - делу венец.
________________________ - будет новый день.
________________________ - это часть месяца.
________________________ - христианский праздник.
________________________ - раз в году.
Упражнение 8
Найти отличия. Раскрасить паровозы и определить, в какую сторону они едут? Паровозы могут быть заменены любыми другими движущимися предметами.
Упражнение 9
Куда «смотрят» предметы? (приложение № 15)
Гусь смотрит____________. Первый поросенок смотрит____________. Второй поросенок смотрит _______________. Поезд едет ___________. Кот смотрит___________________.
Нарисовать по клеткам эти предметы так, чтобы они смотрели в противоположную сторону.
Упражнение 10
Дорисовать вторую половину предмета (приложение № 16).
Упражнение 11
«Лабиринт»
Для выполнения упражнения изготавливаются карточки с изображением различных лабиринтов (приложение № 17).
Можно предложить следующие виды заданий:
Движение по лабиринту к определенной цели (проведи зайца к морковке, девочку к дому и т.п.). Дети вначале прокладывают путь карандашом, а потом рассказывают, как двигался зайчик: «Сначала вверх, потом вправо, потом вниз и т.д.»
Движение по лабиринту в соответствии со словесной инструкцией ведущего.
Движение по лабиринту в соответствии с картой-схемой.
Упражнение 12
«Любопытная муха»
Для этой игры необходимо квадратное игровое поле, расчерченное на 9-16 квадратов. Каждый квадрат имеет кармашек, в который вставляется картинка. Картинки переворачиваются так, чтобы дети не видели изображения. Инструкция дается следующим образом: «Любопытная муха летала-летала и прилетела к нам поиграть. Села она на левый нижний квадрат и поползла на 2 квадрата вверх, на 1 вправо, на 1 вниз, на 1 вправо и т.п. Покажите, где сейчас сидит муха». Тем детям, которые правильно показали расположение мухи, она загадывает загадки. После того как ребенок отгадал загадку, открывается картинка в квадрате, где находится в данный момент муха. На картинке изображен предмет, о котором шла речь в загадке.
Эта игра может иметь другой вариант. В клетках игрового поля записаны слоги. Двигаясь в соответствии с инструкцией ведущего, дети составляют из слогов слова.
Упражнение 13
«Графический диктант»
Это всем хорошо известное упражнение, когда дети в соответствии с инструкцией выполняют изображения в тетрадях в клетку. Инструкция может предлагаться как для восприятия на слух: «Две клеточки вверх, 4 клеточки вправо», так и для зрительного восприятия: 2, 4 и т.п.