Дидактические игры по формированию пространственных представлений

Продуманный выбор игрового материала даст возможность педагогу углубить полученные учениками знания и способствовать выработке у них умений и навыков, а также пополнить их словарный запас, расширить представления об окружающей действительности.

Учитывая возможности учеников с речевыми нарушениями, на коррекционных занятиях можно использовать следующие игры и упражнения.

«Водители»

Цель Развитие мышления и пространственной ориентировки.

Материалы Изображения дорожных знаков. Движение только прямо.

Движение направо. Движение налево. Движение прямо и налево. Движение прямо и направо. Автозаправочная станция. Техническое обслуживание автомобилей. Пункт медицинской помощи. Несколько вариантов игровых полей, распределяемых по степени сложности.

Карточки с изображениями различных машин.

 

Ход игры Вариант 1

Ребенку предлагается ознакомиться с изображением игрового поля. Например, предлагается следующая инструкция: «Ты шофер автомобиля. Тебе нужно отвезти друга в больницу, заправиться на бензоколонке и починить машину. Рисунок внизу обозначает гараж, откуда ты выехал и куда должен вернуться. Подумай и скажи, в каком порядке нужно посетить все эти пункты, чтобы не нарушать правила дорожного движения. А потом мы вдвоем посмотрим, правильно ли ты выбрал путь».

Вариант 2

Играющие сидят за партами. Они водители. «Милиционер» показывает карточки с изображениями различных машин. Водители должны определить, в какую сторону они едут. Если направо, они должны отложить красную фишку, если налево - синюю. В конце игры подводится итог, сколько машин поехало направо, а сколько налево.

 

Цель Уточнение пространственных ориентировок.

Материалы Цветная бумага, картон, клей, ножницы, кисточка.

Ход игры Детям рассказывается о том, что такое восточный базар и о тех товарах, которые можно было на нем встретить. Сообщается также, что раньше на базарах мастера не только продавали свои изделия, но и производили их. Детям предлагается самостоятельно изготовить персидские ковры из бумаги и картона с помощью различных геометрических фигур. Можно предварительно показать детям образцы - изображения подлинных ковров.

Далее ребенок превращается в продавца, предлагающего свой товар. Используя наречия в середине, сверху, снизу, слева, справа, ребенок должен описать свое изделие. Правильно и точно описанный ковер считается проданным. Ребенок получает наградной жетон.

 

«Разноцветные точки»

Цель Уточнение пространственных ориентировок на основе пов

торения значений понятий «слева - направо», «справа-на

лево»; усвоение последовательности цифрового ряда, графи

ческого воспроизведения направления, определения пространственных взаимоотношений объектов.

Материалы Рабочие карточки с цветными точками. Карточка представляет собой лист бумаги, на котором строчками наклеены выбитые из цветной бумаги «точки». Число используемых цветов не должно быть меньше трех и больше пяти. Точки располагаются в 7 строк по 14 точек в каждой строке.

Ход игры Ребенок должен глядя на карточку назвать точки по ведущий: слева - направо, справа - налево, сверху - вниз, снизу - вверх.Ведущий активно руководит работой и следит за тем, чтобы:

ребенок правильно начал чтение, то есть за тем, какая точка названа первой;

заданное направление сохранилось во время чтения;

соблюдалась последовательность произнесения точек на строке.

«Найди предмет»

Цель Развитие пространственных отношений, закрепление названий предметов, находящихся в комнате и их обобщение (окно, стены, потолок - части комнаты, стол, стул, шкаф - мебель).

Материалы План комнаты, кабинета, кухни и т.п. с изображением дверей, окон, мебели и других предметов интерьера. Например: 1 - трехсекционная стенка; 2 - письменный стол; 3 - кресло; 4 - кушетка; 5 - стулья; 6 - телевизор.

Ход игры В этой игре, пользуясь планом, надо найти спрятанный предмет. Педагог и ребенок поочередно прячут предмет и делают соответствующую пометку на плане. Ребенок должен научиться пользоваться планом, находясь в любой точке комнаты. Для этого сначала ему нужно будет сориентировать план (повернуть его так, чтобы изображение двери «смотрело» в сторону двери, а изображение окна - в сторону окна), а затем - определить собственное место в комнате («я сижу вот на этом стуле»). После этого уже легко найти в комнате отмеченный на плане предмет.

В дальнейшем игру можно проводить, используя план, перевернутый на 180 градусов.

Можно предложить школьникам самостоятельно составить план своей комнаты или комнаты, смоделированной из кукольной мебели. Можно предложить нарисовать план домика Барби и попросить объяснить расположение предметов, используя слова: справа, слева, внизу, наверху, выше, ниже и т.д.

«Где спрятан предмет?»

Цель Развитие пространственных представлений детей и их словесного обозначения.

Материалы Игрушка.

Ход игры Инструкция педагога может звучать следующим образом: «Сегодня мы поиграем в загадки. Но это будут особенные загадки! Нужно догадаться, где спряталась игрушка». Далее педагог вызывает наиболее активного и развитого ребенка и предлагает ему отойти к стене. Надо закрыть глаза и уши и не подглядывать. После этого педагог шепотом сговаривается с другими детьми о том, куда прячет предмет. Например: «Давайте поставим поросенка за аквариум, пусть Сережа догадается, что он хочет посмотреть на рыбок».

«Пора!» - приглашают водящего, который начинает поиски. Во время поисков ученики направляют водящего словами: выше, ниже, правее, левее, дальше, ближе и т.д.

«Кукольный театр»

Цель Приучение школьников обозначать наречиями и предлогами пространственные отношения в контексте развития пространственного воображения и мышления.

Материалы Сцена (стол, покрытый тканью), занавес (ширма), образные игрушки, декорации (куст, дерево, забор и пр.).

Ход игры Игра представляет собой забавное зрелище. Педагог, используя игрушки, демонстрирует разные варианты пространственного положения персонажей. В ходе этого процесса школьники уточняют значение наречий и предлогов напротив, рядом, наверху, внизу, впереди, позади, далеко, близко.

Игра начинается с рассказа педагога. Он представляет героев, рассказывает историю, происходящую с ними. По ходу сюжета педагог обращается к детям с вопросами. Например: «Как стоят герои? Напротив друг друга или рядом? А теперь? Близко или далеко? Кто впереди? А кто позади? Кто внизу, а кто наверху?» и т.д.

Можно провести эту игру в виде словарного диктанта.

«Копирование точек»

Цель Формирование умения различать правое и левое направления в пространстве, развитие мелкой ручной моторики, развитие пространственного воображения и мышления.

Материалы Индивидуальная карточка с образцом.

Ход игры Ученику предлагается скопировать образец - несколько групп точек, расположенных в строчках. Образец располагается слева, рисовать предполагается справа, на месте листа. Задание выполняется на листе из школьной тетради. Затем ребенок должен (после выполнения задания) рассказать о пространственном расположении точек.

Пример индивидуальной карточки.

Образец для копирования Бланк для заполнения

_______________________ _____________________

..........

_______________________ _____________________

..........

 

«Составление фигур из разрозненных деталей»

Цель Развитие пространственного и образного мышления, графомоторных навыков.

Материалы Пазлы, конструктор, разрезанные картинки.

Ход игры Педагог предлагает детям отдельные детали какого-либо предмета, дети должны соединить их так, чтобы получился заданный предмет.

«Использование игр с постройками из кубиков»

Цель Развитие пространственного и образного мышления, мелкой моторики пальцев и кистей рук, уточнение пространственных ориентировок, повторение названий геометрических фигур (куб, квадрат), повторение понятий (грань куба, ребро куба).

Материалы Набор кубиков.

Ход игры Педагог дает детям карточку с орнаментом, а те должны составить такой же из своих кубиков. После работы каждый составленный узор разбирается (соответствует ли он образцу, если нет, то в чем заключена ошибка).

«Составление узоров из геометрических фигур»

Цель Развитие пространственных представлений, повторение названий геометрических фигур, различение понятий верх, низ, сбоку; дифференциация предлогов, обозначающих направление в пространстве.

Материалы Счетные палочки, изображения геометрических фигур, конструктор.

Ход игры Составление узоров из геометрических фигур по рисунку и по памяти, работа с конструктором. Склеивание различных моделей с выяснением, где какая сторона, верх, низ изделия и т.д.

«Лабиринты»

Цель Закрепление пространственных ориентировок, тренировка графического воспроизведения направлений и определения пространственных взаимоотношений объектов.

Материалы Карточки с изображениями лабиринтов.

Ход игры Педагог показывает образец и говорит: «Видите этого мальчика здесь в центре? Он хочет выбраться вот сюда, на улицу. Но он не должен попасть в тупик. Ведь мальчик не может пройти через стену. Давайте попробуем вывести его из этого лабиринта. Дорогу будем помечать с помощью карандаша».

По мере тренированности структура лабиринтов усложняется, а помощь логопеда уменьшается, постепенно сводясь на нет.

«Найди свое место»

Цель Закрепление пространственных ориентировок.

Ход игры Группа строится в одну шеренгу. Детям предлагается запомнить место, на котором они стоят, и своих соседей. По команде «Разойдись!» дети расходятся по залу, затем по команде «Становись!» быстро возвращаются на свои места. После того как они хорошо запомнят свое место, им предлагается вернуться на свое место, но заняв другое положение (например, сидя по-турецки лицом к окну или стоя на скамейке на одной ноге и т.п.).

«Следопыт»

Цель Закрепление пространственных ориентировок.

Ход игры В игре участвуют двое детей: один - «следопыт», другой - «помощник». «Следопыту» завязывают глаза. На противоположной от играющих стороне зала ставится кубик. «Помощник» словами направляет «следопыта», подсказывая ему, куда идти, например: «Иди прямо, остановись, повернись направо, иди прямо, остановись, наклонись, бери кубик!» «следопыт» находит кубик, вызывается следующая пара.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: