Собор святого Марка в Венеции. 11 век

История возникновения государства.

A) В начале 4 века древнеримский император Константин провел реформы: религиозную,
военную, административную. Столица империи была перенесена на берега Босфора.
на место древнегреческого города Византий, и была названа в честь императора Константинополем (современный Стамбул).

Б) В конце 4 века император Феодосий разделил империю между двумя сыновьями на две части: западную во главе с Римом и восточную во главе с Константинополем.

B) В 5 веке Рим пал под ударами варваров, древнеримское государство прекратило свое
существование. С этого момента Византия просуществовала до 15 века, когда в 1453 го-
ду Константинополь был взят гурками.





Истоки византийской культуры.

А) Древнеримская культура (латинский язык - язык высшего общества; бытовые традиции, архитектурные приемы, техники живописи и т д.).

Б) Влияние культуры Востока (роскошь ритуалов, музыкальные традиции).

Значение искусства Византии.

Вместе с христианской православной религией народы: грузины, армяне, русские, болгары, -восприняли и художественный идеал, выработанный в Византии, нашедший воплощение в архитектуре и живописи.

АРХИТЕКТУРА

Преимущественное развитие в Византии получает культовая архитектура. Светских построек сохранилось мало.

Водохранилище. Цистерна Базилика. 4-6 в. 145х64 м. Константинополь.

Полуподземное помещение емкостью 80 000 м³ воды. Крестовые своды держат 336 колонн (12 рядов по 28 колонн) 8-метровой высоты, частично взятые из античных построек. Основанием двух колонн служат головы Медузы-Горгоны. Вода поступала в цистерну через акведуки (акведук Валента). Всего в Константинополе на 2013 год найдено более 40 цистерн (Википедия).

Императорские дворцы.

Большой дворец. (Священный дворец).

Южнее храма Св. Софии.

 

Влахернский дворец (Текфур-сарай).

Сложен из цветного камня, имеет окна арочной формы.

Культовые сооружения.

Христианский храм был символом мироздания: верхняя часть символизировала небеса, ниж­няя, где находятся верующие. - земной мир. Алтарь храма ориентирован на восток. Культовые действия за малым исключением проходят в храме, поэтому декор сосредоточен в интерьере.

В Византии получают распространение 4 типа храма: базиликальный, центрический с куполом. купольная базилика, крестово-купольный.

1. БАЗИЛИКАЛЬНЫЙ.

Поскольку культовые действия проходят у алтаря и там сосредотачивается основная масса верующих, предалтарное пространство было расширено за счет рукавов креста. Перед входом в храм располагался двор - атрий. Центральный неф был выше и шире боковых, за счет разни­цы в высоте в верхней части центрального нефа располагались окна, т.е. свет был сосредоточен в верхней части храма, что соответствовало его символике.

Храм Сант Аполлинаре Нуово в Равенне. 6 век.

 


2. ЦЕНТРИЧЕСКИЙ С КУПОЛОМ.

Композиция центрического сооружения строится вокруг центральной вертикальной оси. План такого сооружения может быть круглым, квадратным, шести- или восьмиугольным.


Церковь Сан Витале в Равенне. 540-547 г.г.

Восьмиугольное здание имеет предверие, расположенное под углом к центральной оси. Купол диаметром 15 метров покоится на восьми трапециевидных столбах, между которыми располагаются апсидиолы (полукруглые ниши). Своеобразные двухярусные капители трапе­циевидной формы, покрытые резьбой и росписью. Обилие мозаик, яркость и пестрота цвета. Своеобразная отделка мраморными панелями стен: плиты, вырезанные из одного блока, располагались симметрично как по вертикальной, так и по горизонтальной оси, образуя фигуру, напоминающую ромб.

3. КУПОЛЬНАЯ БАЗИЛИКА.

Храм святой Софии в Константинополе. 532-537 г.г. Архитекторы Исидор из Милета, Анфимий из Трал.

Длина собора 70 метров. Диаметр купола больше 31 метра, высота подкупольного простран­ства 55 метров. Купол опирается на четыре столба, но в интерьере это не выявлено. 40 окон в основании купола помогают создать иллюзию «зависания» купола над интерьером. Распор купола передается через большие и малые полукупола на другие столбы. В декоре интерьера использованы малахитовые и порфировые колонны из античных построек, храм обильно украшен мозаиками. После захвата турками Константинополя храм был превращен в мечеть. Рядом были построены 4 минарета, в интерьере появились огромные щиты с арабской вязью. Христианские мозаики были замазаны. Лишь в начале 20 века, когда Турция стала светским государством, храм был отреставрирован, мозаики открыты.

Храм стал переходной формой к крестово-купольному храму.

4. КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙХРАМ.

Такой тип храма получил широкое распространение с 9 века. Он представляет собой в плане квадрат, пространство которого по делено на нефы (продольные и поперечные) четырьмя стол­бами, на которых покоится купол. Центральные продольный и поперечный нефы образуют равноконечный, так называемый греческий крест. Популярность такого типа храма обусловлена:

А) соответствием его православной символике (наз ападе, в католицизме, получает распро­странение базиликальный тип храма, имеющий план латинского креста);

Б) большим количеством вариантов.

 

Собор святого Марка в Венеции. 11 век.

 Пятикупольный храм, крестообразный в плане. Состоит из 5-ти крестово-купольных ячеек. Богатый декор: мрамор, мозаики.

Дополнительные особенности византийского храма:

1. купол покоится на барабане, прорезанном арочными окнами;

 2. стены сложены из плинфы (кирпич-плита, стороны 30-40 см, толщина 3-4 см) методом «утопленная плинфа» в сочетании с камнем;

3. арка является основным конструктивным и декоративным элементом.

 

 


          ЖИВОПИСЬ ВИЗАНТИИ

Вилы живописи:

1. монументальная (росписи храмов);

2. станковая (иконопись);

3. книжная миниатюра.

             Монументальная живопись

  Истоки - декоративная живопись Древнего Рима, исполнявшаяся в технике фрески (роспись стен) и мозаики (пол).

В Византии преимущественное развитие получает мозаика из смальты (вареное стекло), так как эта техника наиболее отвечала требованиям христианской идеоло­гии:

1. она условна в передаче объема, деталей, то есть мало внимания уделяет ма­териальной стороне;

2. декоративна по цвету, обладает блестящей поверхностью (дополнительный декоративный эффект).

Фреска благодаря своей прочности и дешевизне, получает распространение на Ру­си, в Грузии, Армении, Болгарии.

 

 

                                                Схема декора византийского храма

Декор храма соответствовал символике храма: купол - небесный мир, нижняя часть храма – земной, противопоставлялись также восточная – алтарная - и западная части храма.                                      1. В куполе - изображение Христа-Пантократора (Вседержителя).

Символ Небесной Церкви. Погрудное изображение в круге с книгой в левой руке (свод законов). Правой осеняет крестным знамением. Строг, суров.

2. В простенках между окнами барабана - апостолы, пророки.

Несут учение Небесной Церкви людям. Изображены в полный рост фронтально.

3. На парусах - четыре евангелиста.

Как авторы жизнеописания Христа изображены сидящими за пюпит­рами.

Символы евангелистов: Марк - крылатый лев,

Лука - бык,

Матфей - ангел,

Иоанн - орел.

4. В конхе (перекрытие) апсиды - богоматерь.

Символ Земной Церкви.

Типы изображении: Оранта (Заступница) - с поднятым руками;

                              Одигитрия (Знамение) - с младенцем Иисусом на руках. Иисус в ле-


                                                  вой руке держит свиток, правой осеняет крестным знамением моля­щихся.

5. В апсиде - Евхаристия (Причащение апостолов).

В центре - престол со святыми символами. Справа и слева от него дважды изображается Христос, к нему направляются апостолы, по шесть с каждой стороны.

6. Справа и слева от апсиды - Благовещение.

Слева - архангел Гавриил, справа - Мария с веретеном и пряжей в руках, что соответствует православной традиции (по католической традиции Мария изображается с книгой).

7. В западной части храма - сцена Страшного суда.

                                   Ярусная, симметричная по построению композиция: в верхнем ярусе в центре 

                                   Иисус, слева от него Мария, справа – Иоанн Креститель, а также апостолы и ангелы. 

                                   Ниже в центре поклоняющиеся кресту, коленопреклоненные Адам и Ева; трубящие

                                   ангелы, провозглашающие начало Страшного суда. От престола Христа изливается

                                   геенна огненная, заканчивающаяся в правом нижнем углу изображением ада. В верхней

                                   части композиции изображаются праведники и святые.

8. На столбах, в арках, нишах - изображения святых.

На столбах - фронтально в полный рост святые (опора Небесной Церкви на земле), в арках - в медальонах погрудно, в нишах - полу­фигуры или в полный рост.

9. На стенах - библейские сюжеты, сцены из жизни Марии и Христа (евангельские сцены).

10. В храмах помещались также изображения светских правителей, приносящих дары земной Церкви,  

                                    поклоняющихся святому образу - Христу, богоматери (ктиторская композиция, от

                                    греч. ктитор - основатель).

Система передает идею господства Церкви небесной, распространение христианства через Церковь земную с помощью причастия.

                                                       Памятники монументальной живописи.

1. Церковь св. Виталия в Равенне. 6 в.

«Император Юстиниан со свитой»

«Императрица Феодора с приближенными»

       Парные мозаики в алтарной части. Плоскостность, удлиненность фигур, условное решение пространства (стоят на ногах друг у друга), индиви­дуальность лиц (Максимиан - глава

константинопольской церкви), бытовые детали (одежды придворных дам), одинаковость лиц

второсте­пенных персонажей.

2. Церковь Успения в Нике. Начало 8 в.

Разрушена во время греко-турецкой войны 1917-1922 г.

«Дюнамис».

Ангел - небесные силы. Окружали в куполе изображение Пантократора. Живописность.

«Богоматерь с младенцем».

Тип Одигитрия (Знамение). Светотеневое решение складок. Подножие изображено в обратной перспективе (стремление дать общее понятие о предмете).

В иконоборческий период (8в.) было изображение креста. В основе борьбы иконопочитателей и иконоборцев (противников изображения Христа, Марии, святых и т.д.) была борьба против монастырского землевладения. Идея, которой руководствовались иконоборцы - божество нельзя изобразить, т.к. невозможно пере­дать божественную природу в человеческих формах. Для декорирования храмов иконоборцами использовалась символика - крест, лоза, голубь, птицы (храмы превратились в огороды и птичники, как говорили иконопочитатели). Уничтожались иконы и монументальная живопись. После победы иконопочитателей росписи иконоборческого пе­риода также уничтожались.


3. Церковь монастыря Дафни близ Афин. 11в.

«Христос Пантократор»

Линейный характер изображения, изящество и пластичность рисунка. Изображение строится на линии и пятне.

«Распятие».

Трехчастная композиция с предстоящими, богоматерь и Иоанн перед крестом. Череп Адама

 (смертью на кресте Иисус искупил первородный грех).

  «Крещение».

Линейность изображения, пропорциональность фигур, трехчастные композиции.

4. Собор св. Софии в Константинополе. 12в.

«Богоматерь с императором Иоанном 11 Комнином и императрицей Ириной»

Декоративное, плоскостное изображение фигур императорской четы, объемное - богоматери.

«Деисус» 12 в.

5. Церковь монастыря Хора (Кахрие-Джами) в Константинополе. н. 14 в.

«Путь в Вифлеем».

Пейзаж или архитектурные формы выделяют и подчеркива­ют отдельные фигуры. 

  Несомасштабность фигур и архитектуры, элементов пейзажа. Фигура богоматери повторяется

дваж­ды (два сюжета в одной композиции). Симметрия и трехчастность как основа построения

  композиции.

 


                       Иконопись Византии.

 

Икона (греч. иконос - изображение) - моленный образ.

  Истоки иконы:

1. Фаюмский портрет.

Фаюм - оазис в Северном Египте, в котором были найдены захоронения 1-3 веков, соединявшие в себе древнеегипетскую и античную традиции. Захоронение в саркофаге с ритуальными изображениями и портретом – в древнеегипетской традиции, а живописный портрет выполнялся в античной реалистической традиции.

Портреты сделаны в технике энкаустики (восковой живопи­си) на деревянных досках. Их прикрепляли или к саркофагу, или запеленутой мумии. Технология энкаустики и была использована в иконописи.

2. Традиция поклонения образу императора, существовавшая в Древнем Риме.

 

 

                                                           Технология иконописи

                                             (на примере древнерусской иконописи)

1. Основа - деревянная доска (липа, кипарис и др.).

Больших размеров икона составлялась из 2-3 досок. Доски соединялись шпонками (планками), в разное время по разному:

                                               12-13 вв. - шпонки прибивались деревянными гвоздями;

                                               14 в. - прибивались железными коваными гвоздями;

                                               15-16 вв. - шпонки врезаются в доски;

                                               17 в. - низкие и широкие шпонки врезаются.

                Еще один вариант соединения - соединение ласточкой (врезается).

                Лицевая сторона тщательно вытесывалась. В центре делалось углубление – ковчег, - где

                 изображался образ, вокруг него – поле.

2.. Паволока - старая ткань, наклеивалась на лицевую сторону доски для защиты красочного слоя

                от растрескивания. На древних иконах паволока покрывала всю поверхность, на поздних

                – стыки досок, сучки.

3. Грунт - левкас: мел (реже алебастр), рыбий клей (осетровый),

+масло (растительное или олифа) для прочности,

+мед для эластичности. Поверхность полировалась.

4. Прориси. Снимались с известной иконы.

Прорисовка основных линий рисунка иконы красками на меду, оттиск на влажную бумагу, затем изображение оттискивалось на грунт. Припорох: по линиям рисунка на листе бумаги прокалываются дырочки. Прорись накладывается на левкас и припорашивается углем. Точечный рисунок прорисовываетсякраской.

5. Красочный слой.

Краска первоначально восковая, затем - яичная темпера. Сначала наносятся общие цветовые пятна (личное и доличное). Затем прорисовка деталей.

Личное: 1. наносится санкирь (темно - коричневый тон);

2. охрение (прописка объема): мелкими мазками - плавями,


крупными мазками - движками.

6. Золочение: листовым золотом - фон,

твореным золотом (золотая краска) - прописка деталей.

Ассист - совокупность прописанных золотом деталей.

7. Защитный слой - слой олифы.

             С течением времени олифа чернела, икона переписывалась заново (поновлялась).

8. Оклад: чеканный из золота, серебра.

Закрывали или всю икону, оставляя открытыми только лики и руки, или закрывали фон, оставляя силуэт фигуры открытым. Или делали ризы, т.е. чеканными делали только одежды. Дополнительные украшения - венцы и цаты (украшения в виде полумесяца,
подвешивались как ожерелья под ликами)

 

 

                                      Памятники иконописи.

 

1. Христос. 6 в. Дерево, энкаустика. 85х45 см. Монастырь св. Екатерины на Синае. Египет

Светлый объемный лик, реалистическая манера. Асимметрия лика.

2. Святые Сергий и Вакх. 7 в. Дерево,энкаустика. 28,5х42 см. Национальный музей им. Богдана

                                                                                                            и Веры Ханенко. Киев.

Примитивность формы, светлые лики. Письмо движками. Сергий (сирийский солдат) и Вакх - христианские мученики. Происходит из монастыря св. Екатерины на Синае.

3. Богоматерь Владимирская. 1 пол. 12 в. Дерево, темпера. 104х69 см. ГТГ, Москва.

Тип Елеуса (Умиление). Темный лик. Грустное выражение лика - выражение скорби. Многократно переписывалась, византийские только лики. Манера написания лика напоминает образ богоматери из Деисуса мозаики собора св. Софии в Константинополе.

Сейчас находится в храме Святителя Николая в Толмачах, домовом храме музея.

4. Благовещение; 2 четв.-сер. 14в. Дерево, темпера. 55х43 см. ГМИИ им. Пушкина. Москва.

Композиция состоит из 2 фигур - Марии и архангела Гавриила. Фоном для каждой фигуры является архитектурное сооружение. Редкий вариант с фигурой служанки за колонной.

5. Собор двенадцать апостолов. 1 пол. 14 в. Дерево, темпера. 38х34 см. ГМИИ им. Пушкина.

                                                                                                                         Москва.

                Связана с праздником двенадцати апостолов. На первом плане изображены Иаков Алфеев,

            Петр, Иоанн, Матфей.

                      Византийский художественный идеал в живописи.

1.Складываются определенные композиционные схемы (богоматерь Одигитрия, Елеуса «Рождество», «Крещение», «Распятие» и др.).

2. Вырабатываются приемы построения композиции: симметричная трехчастная, ярусная, с предстоящими. Элементы пейзажа и архитектурные постройки помогают выде­лить отдельные фигуры.

3. Изображение в одной композиции разновременных сюжетов.

4. Приемы изображения пространства:

       а). золотой фон как символ неземного пространства;

         б). обратная перспектива (как возможность дать более полное представление о предмете, а не его иллюзию в пространстве).

          в). Разномасштабность фигур и пейзажа.

5. Изображение фигур чаше фронтальное или в три четверти. Вытянутые пропорции, плоские  

силуэты.

6. Чаще линейный характер изображения, или графически- линейный, хотя встречается

и объемно- живописная манера.

7. Изображение персонажей в соответствии с определенной иконографией (приметами внешности): форма и цвет костюма, возраст, прическа, предметы, а также написа­ние имени на фоне рядом с фигурой (часто в сокращенном варианте)

 8. Декоративное цветовое решение. Символика цвета: белый, золотой, пурпурный - императорские цвета, синий -символ власти.

9. Индивидуальная манера находит выражение в характере рисунка, пропорциях, в цвете, тоне.


 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: