История возникновения государства.
A) В начале 4 века древнеримский император Константин провел реформы: религиозную,
военную, административную. Столица империи была перенесена на берега Босфора.
на место древнегреческого города Византий, и была названа в честь императора Константинополем (современный Стамбул).
Б) В конце 4 века император Феодосий разделил империю между двумя сыновьями на две части: западную во главе с Римом и восточную во главе с Константинополем.
B) В 5 веке Рим пал под ударами варваров, древнеримское государство прекратило свое
существование. С этого момента Византия просуществовала до 15 века, когда в 1453 го-
ду Константинополь был взят гурками.
Истоки византийской культуры.
А) Древнеримская культура (латинский язык - язык высшего общества; бытовые традиции, архитектурные приемы, техники живописи и т д.).
Б) Влияние культуры Востока (роскошь ритуалов, музыкальные традиции).
Значение искусства Византии.
Вместе с христианской православной религией народы: грузины, армяне, русские, болгары, -восприняли и художественный идеал, выработанный в Византии, нашедший воплощение в архитектуре и живописи.
|
|
АРХИТЕКТУРА
Преимущественное развитие в Византии получает культовая архитектура. Светских построек сохранилось мало.
Водохранилище. Цистерна Базилика. 4-6 в. 145х64 м. Константинополь.
Полуподземное помещение емкостью 80 000 м³ воды. Крестовые своды держат 336 колонн (12 рядов по 28 колонн) 8-метровой высоты, частично взятые из античных построек. Основанием двух колонн служат головы Медузы-Горгоны. Вода поступала в цистерну через акведуки (акведук Валента). Всего в Константинополе на 2013 год найдено более 40 цистерн (Википедия).
Императорские дворцы.
Большой дворец. (Священный дворец).
Южнее храма Св. Софии.
Влахернский дворец (Текфур-сарай).
Сложен из цветного камня, имеет окна арочной формы.
Культовые сооружения.
Христианский храм был символом мироздания: верхняя часть символизировала небеса, нижняя, где находятся верующие. - земной мир. Алтарь храма ориентирован на восток. Культовые действия за малым исключением проходят в храме, поэтому декор сосредоточен в интерьере.
В Византии получают распространение 4 типа храма: базиликальный, центрический с куполом. купольная базилика, крестово-купольный.
1. БАЗИЛИКАЛЬНЫЙ.
Поскольку культовые действия проходят у алтаря и там сосредотачивается основная масса верующих, предалтарное пространство было расширено за счет рукавов креста. Перед входом в храм располагался двор - атрий. Центральный неф был выше и шире боковых, за счет разницы в высоте в верхней части центрального нефа располагались окна, т.е. свет был сосредоточен в верхней части храма, что соответствовало его символике.
|
|
Храм Сант Аполлинаре Нуово в Равенне. 6 век.
2. ЦЕНТРИЧЕСКИЙ С КУПОЛОМ.
Композиция центрического сооружения строится вокруг центральной вертикальной оси. План такого сооружения может быть круглым, квадратным, шести- или восьмиугольным.
Церковь Сан Витале в Равенне. 540-547 г.г.
Восьмиугольное здание имеет предверие, расположенное под углом к центральной оси. Купол диаметром 15 метров покоится на восьми трапециевидных столбах, между которыми располагаются апсидиолы (полукруглые ниши). Своеобразные двухярусные капители трапециевидной формы, покрытые резьбой и росписью. Обилие мозаик, яркость и пестрота цвета. Своеобразная отделка мраморными панелями стен: плиты, вырезанные из одного блока, располагались симметрично как по вертикальной, так и по горизонтальной оси, образуя фигуру, напоминающую ромб.
3. КУПОЛЬНАЯ БАЗИЛИКА.
Храм святой Софии в Константинополе. 532-537 г.г. Архитекторы Исидор из Милета, Анфимий из Трал.
Длина собора 70 метров. Диаметр купола больше 31 метра, высота подкупольного пространства 55 метров. Купол опирается на четыре столба, но в интерьере это не выявлено. 40 окон в основании купола помогают создать иллюзию «зависания» купола над интерьером. Распор купола передается через большие и малые полукупола на другие столбы. В декоре интерьера использованы малахитовые и порфировые колонны из античных построек, храм обильно украшен мозаиками. После захвата турками Константинополя храм был превращен в мечеть. Рядом были построены 4 минарета, в интерьере появились огромные щиты с арабской вязью. Христианские мозаики были замазаны. Лишь в начале 20 века, когда Турция стала светским государством, храм был отреставрирован, мозаики открыты.
Храм стал переходной формой к крестово-купольному храму.
4. КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙХРАМ.
Такой тип храма получил широкое распространение с 9 века. Он представляет собой в плане квадрат, пространство которого по делено на нефы (продольные и поперечные) четырьмя столбами, на которых покоится купол. Центральные продольный и поперечный нефы образуют равноконечный, так называемый греческий крест. Популярность такого типа храма обусловлена:
А) соответствием его православной символике (наз ападе, в католицизме, получает распространение базиликальный тип храма, имеющий план латинского креста);
Б) большим количеством вариантов.
Собор святого Марка в Венеции. 11 век.
Пятикупольный храм, крестообразный в плане. Состоит из 5-ти крестово-купольных ячеек. Богатый декор: мрамор, мозаики.
Дополнительные особенности византийского храма:
1. купол покоится на барабане, прорезанном арочными окнами;
2. стены сложены из плинфы (кирпич-плита, стороны 30-40 см, толщина 3-4 см) методом «утопленная плинфа» в сочетании с камнем;
3. арка является основным конструктивным и декоративным элементом.
ЖИВОПИСЬ ВИЗАНТИИ
Вилы живописи:
1. монументальная (росписи храмов);
2. станковая (иконопись);
3. книжная миниатюра.
Монументальная живопись
Истоки - декоративная живопись Древнего Рима, исполнявшаяся в технике фрески (роспись стен) и мозаики (пол).
В Византии преимущественное развитие получает мозаика из смальты (вареное стекло), так как эта техника наиболее отвечала требованиям христианской идеологии:
1. она условна в передаче объема, деталей, то есть мало внимания уделяет материальной стороне;
2. декоративна по цвету, обладает блестящей поверхностью (дополнительный декоративный эффект).
Фреска благодаря своей прочности и дешевизне, получает распространение на Руси, в Грузии, Армении, Болгарии.
|
|
Схема декора византийского храма
Декор храма соответствовал символике храма: купол - небесный мир, нижняя часть храма – земной, противопоставлялись также восточная – алтарная - и западная части храма. 1. В куполе - изображение Христа-Пантократора (Вседержителя).
Символ Небесной Церкви. Погрудное изображение в круге с книгой в левой руке (свод законов). Правой осеняет крестным знамением. Строг, суров.
2. В простенках между окнами барабана - апостолы, пророки.
Несут учение Небесной Церкви людям. Изображены в полный рост фронтально.
3. На парусах - четыре евангелиста.
Как авторы жизнеописания Христа изображены сидящими за пюпитрами.
Символы евангелистов: Марк - крылатый лев,
Лука - бык,
Матфей - ангел,
Иоанн - орел.
4. В конхе (перекрытие) апсиды - богоматерь.
Символ Земной Церкви.
Типы изображении: Оранта (Заступница) - с поднятым руками;
Одигитрия (Знамение) - с младенцем Иисусом на руках. Иисус в ле-
вой руке держит свиток, правой осеняет крестным знамением молящихся.
5. В апсиде - Евхаристия (Причащение апостолов).
В центре - престол со святыми символами. Справа и слева от него дважды изображается Христос, к нему направляются апостолы, по шесть с каждой стороны.
6. Справа и слева от апсиды - Благовещение.
Слева - архангел Гавриил, справа - Мария с веретеном и пряжей в руках, что соответствует православной традиции (по католической традиции Мария изображается с книгой).
7. В западной части храма - сцена Страшного суда.
Ярусная, симметричная по построению композиция: в верхнем ярусе в центре
Иисус, слева от него Мария, справа – Иоанн Креститель, а также апостолы и ангелы.
Ниже в центре поклоняющиеся кресту, коленопреклоненные Адам и Ева; трубящие
|
|
ангелы, провозглашающие начало Страшного суда. От престола Христа изливается
геенна огненная, заканчивающаяся в правом нижнем углу изображением ада. В верхней
части композиции изображаются праведники и святые.
8. На столбах, в арках, нишах - изображения святых.
На столбах - фронтально в полный рост святые (опора Небесной Церкви на земле), в арках - в медальонах погрудно, в нишах - полуфигуры или в полный рост.
9. На стенах - библейские сюжеты, сцены из жизни Марии и Христа (евангельские сцены).
10. В храмах помещались также изображения светских правителей, приносящих дары земной Церкви,
поклоняющихся святому образу - Христу, богоматери (ктиторская композиция, от
греч. ктитор - основатель).
Система передает идею господства Церкви небесной, распространение христианства через Церковь земную с помощью причастия.
Памятники монументальной живописи.
1. Церковь св. Виталия в Равенне. 6 в.
«Император Юстиниан со свитой»
«Императрица Феодора с приближенными»
Парные мозаики в алтарной части. Плоскостность, удлиненность фигур, условное решение пространства (стоят на ногах друг у друга), индивидуальность лиц (Максимиан - глава
константинопольской церкви), бытовые детали (одежды придворных дам), одинаковость лиц
второстепенных персонажей.
2. Церковь Успения в Нике. Начало 8 в.
Разрушена во время греко-турецкой войны 1917-1922 г.
«Дюнамис».
Ангел - небесные силы. Окружали в куполе изображение Пантократора. Живописность.
«Богоматерь с младенцем».
Тип Одигитрия (Знамение). Светотеневое решение складок. Подножие изображено в обратной перспективе (стремление дать общее понятие о предмете).
В иконоборческий период (8в.) было изображение креста. В основе борьбы иконопочитателей и иконоборцев (противников изображения Христа, Марии, святых и т.д.) была борьба против монастырского землевладения. Идея, которой руководствовались иконоборцы - божество нельзя изобразить, т.к. невозможно передать божественную природу в человеческих формах. Для декорирования храмов иконоборцами использовалась символика - крест, лоза, голубь, птицы (храмы превратились в огороды и птичники, как говорили иконопочитатели). Уничтожались иконы и монументальная живопись. После победы иконопочитателей росписи иконоборческого периода также уничтожались.
3. Церковь монастыря Дафни близ Афин. 11в.
«Христос Пантократор»
Линейный характер изображения, изящество и пластичность рисунка. Изображение строится на линии и пятне.
«Распятие».
Трехчастная композиция с предстоящими, богоматерь и Иоанн перед крестом. Череп Адама
(смертью на кресте Иисус искупил первородный грех).
«Крещение».
Линейность изображения, пропорциональность фигур, трехчастные композиции.
4. Собор св. Софии в Константинополе. 12в.
«Богоматерь с императором Иоанном 11 Комнином и императрицей Ириной»
Декоративное, плоскостное изображение фигур императорской четы, объемное - богоматери.
«Деисус» 12 в.
5. Церковь монастыря Хора (Кахрие-Джами) в Константинополе. н. 14 в.
«Путь в Вифлеем».
Пейзаж или архитектурные формы выделяют и подчеркивают отдельные фигуры.
Несомасштабность фигур и архитектуры, элементов пейзажа. Фигура богоматери повторяется
дважды (два сюжета в одной композиции). Симметрия и трехчастность как основа построения
композиции.
Иконопись Византии.
Икона (греч. иконос - изображение) - моленный образ.
Истоки иконы:
1. Фаюмский портрет.
Фаюм - оазис в Северном Египте, в котором были найдены захоронения 1-3 веков, соединявшие в себе древнеегипетскую и античную традиции. Захоронение в саркофаге с ритуальными изображениями и портретом – в древнеегипетской традиции, а живописный портрет выполнялся в античной реалистической традиции.
Портреты сделаны в технике энкаустики (восковой живописи) на деревянных досках. Их прикрепляли или к саркофагу, или запеленутой мумии. Технология энкаустики и была использована в иконописи.
2. Традиция поклонения образу императора, существовавшая в Древнем Риме.
Технология иконописи
(на примере древнерусской иконописи)
1. Основа - деревянная доска (липа, кипарис и др.).
Больших размеров икона составлялась из 2-3 досок. Доски соединялись шпонками (планками), в разное время по разному:
12-13 вв. - шпонки прибивались деревянными гвоздями;
14 в. - прибивались железными коваными гвоздями;
15-16 вв. - шпонки врезаются в доски;
17 в. - низкие и широкие шпонки врезаются.
Еще один вариант соединения - соединение ласточкой (врезается).
Лицевая сторона тщательно вытесывалась. В центре делалось углубление – ковчег, - где
изображался образ, вокруг него – поле.
2.. Паволока - старая ткань, наклеивалась на лицевую сторону доски для защиты красочного слоя
от растрескивания. На древних иконах паволока покрывала всю поверхность, на поздних
– стыки досок, сучки.
3. Грунт - левкас: мел (реже алебастр), рыбий клей (осетровый),
+масло (растительное или олифа) для прочности,
+мед для эластичности. Поверхность полировалась.
4. Прориси. Снимались с известной иконы.
Прорисовка основных линий рисунка иконы красками на меду, оттиск на влажную бумагу, затем изображение оттискивалось на грунт. Припорох: по линиям рисунка на листе бумаги прокалываются дырочки. Прорись накладывается на левкас и припорашивается углем. Точечный рисунок прорисовываетсякраской.
5. Красочный слой.
Краска первоначально восковая, затем - яичная темпера. Сначала наносятся общие цветовые пятна (личное и доличное). Затем прорисовка деталей.
Личное: 1. наносится санкирь (темно - коричневый тон);
2. охрение (прописка объема): мелкими мазками - плавями,
крупными мазками - движками.
6. Золочение: листовым золотом - фон,
твореным золотом (золотая краска) - прописка деталей.
Ассист - совокупность прописанных золотом деталей.
7. Защитный слой - слой олифы.
С течением времени олифа чернела, икона переписывалась заново (поновлялась).
8. Оклад: чеканный из золота, серебра.
Закрывали или всю икону, оставляя открытыми только лики и руки, или закрывали фон, оставляя силуэт фигуры открытым. Или делали ризы, т.е. чеканными делали только одежды. Дополнительные украшения - венцы и цаты (украшения в виде полумесяца,
подвешивались как ожерелья под ликами)
Памятники иконописи.
1. Христос. 6 в. Дерево, энкаустика. 85х45 см. Монастырь св. Екатерины на Синае. Египет
Светлый объемный лик, реалистическая манера. Асимметрия лика.
2. Святые Сергий и Вакх. 7 в. Дерево,энкаустика. 28,5х42 см. Национальный музей им. Богдана
и Веры Ханенко. Киев.
Примитивность формы, светлые лики. Письмо движками. Сергий (сирийский солдат) и Вакх - христианские мученики. Происходит из монастыря св. Екатерины на Синае.
3. Богоматерь Владимирская. 1 пол. 12 в. Дерево, темпера. 104х69 см. ГТГ, Москва.
Тип Елеуса (Умиление). Темный лик. Грустное выражение лика - выражение скорби. Многократно переписывалась, византийские только лики. Манера написания лика напоминает образ богоматери из Деисуса мозаики собора св. Софии в Константинополе.
Сейчас находится в храме Святителя Николая в Толмачах, домовом храме музея.
4. Благовещение; 2 четв.-сер. 14в. Дерево, темпера. 55х43 см. ГМИИ им. Пушкина. Москва.
Композиция состоит из 2 фигур - Марии и архангела Гавриила. Фоном для каждой фигуры является архитектурное сооружение. Редкий вариант с фигурой служанки за колонной.
5. Собор двенадцать апостолов. 1 пол. 14 в. Дерево, темпера. 38х34 см. ГМИИ им. Пушкина.
Москва.
Связана с праздником двенадцати апостолов. На первом плане изображены Иаков Алфеев,
Петр, Иоанн, Матфей.
Византийский художественный идеал в живописи.
1.Складываются определенные композиционные схемы (богоматерь Одигитрия, Елеуса «Рождество», «Крещение», «Распятие» и др.).
2. Вырабатываются приемы построения композиции: симметричная трехчастная, ярусная, с предстоящими. Элементы пейзажа и архитектурные постройки помогают выделить отдельные фигуры.
3. Изображение в одной композиции разновременных сюжетов.
4. Приемы изображения пространства:
а). золотой фон как символ неземного пространства;
б). обратная перспектива (как возможность дать более полное представление о предмете, а не его иллюзию в пространстве).
в). Разномасштабность фигур и пейзажа.
5. Изображение фигур чаше фронтальное или в три четверти. Вытянутые пропорции, плоские
силуэты.
6. Чаще линейный характер изображения, или графически- линейный, хотя встречается
и объемно- живописная манера.
7. Изображение персонажей в соответствии с определенной иконографией (приметами внешности): форма и цвет костюма, возраст, прическа, предметы, а также написание имени на фоне рядом с фигурой (часто в сокращенном варианте)
8. Декоративное цветовое решение. Символика цвета: белый, золотой, пурпурный - императорские цвета, синий -символ власти.
9. Индивидуальная манера находит выражение в характере рисунка, пропорциях, в цвете, тоне.