Цель:
1. Познакомиться с методами физической, химической и биологической дозиметрии.
2. Разобрать основные схемы, устройство и принцип работы приборов, предназначенных для регистрации ионизирующих излучений.
3. Освоить один из методов физической дозиметрии ионизирующих излучений.
І. Самостоятельная работа во внеучебное время
Основные вопросы для самостоятельной подготовки и самоконтроля:
1. Физические и химические методы дозиметрии.
2. Ионизационная камера – устройство, принцип работы, основные характеристики, области применения.
3. Сцинтилляционные счетчики – устройство, принцип работы, основные характеристики, преимущества перед другими дозиметрическими приборами.
4. Биологические методы дозиметрии.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы задачи дозиметрии и радиометрии? Какие методы позволяют количественно оценить дозу излучения?
2. Какие эффекты лежат в основе физической и химической дозиметрии?
3. Что означает доза ионизирующего излучения? В каких единицах получают результат при дозиметрии и радиометрии?
|
|
4. Какие основные методы биологической дозиметрии (биоиндикации) выделяют?
5. Какие из методов биологической дозиметрии позволяют оценить дозу облучения в ближайшие сроки после облучения, а какие – в отдаленные?
6. Каково устройство и принцип работы ионизационной камеры?
7. Как получают кривую зависимости силы тока от напряжения для ионизационной камеры (вольт-амперную характеристику)? В чем заключается физический смысл отдельных участков вольт-амперной характеристики?
8. Как подразделяются ионизационные камеры в зависимости от области их применения?
9. Каково устройство и принцип работы счетчика Гейгера-Мюллера?
10. Что Вы знаете об основных характеристиках счетчика Гейгера-Мюллера: эффективности счета, «мертвом времени», рабочей характеристике, области применения?
11. Каково устройство и принцип работы сцинтилляционных счетчиков? Какие виды сцинтилляторов существуют?
12. В чем состоят преимущества сцинтилляционных счетчиков перед другими радиометрическими приборами?
13. Для чего предназначены газовые и сцинтилляционные приборы?
ІІ. Работа на занятии
План занятия:
1. Реферативные доклады и их обсуждение – 45 мин.
2. Изучение устройства приборов, предназначенных для регистрации ионизирующих излучений – 20 мин.
3. Вводное слово преподавателя о целях и порядке выполнения практической работы – 10 мин.
4. Знакомство с методикой выполнения работы – 10 мин.
5. Выполнение экспериментальной работы – 40 мин.
6. Обсуждение результатов исследования – 10 мин.