Методы исследования в радиобиологии. история открытия проникающей радиации и возникновение науки радиобиологии

Цель:

1. Познакомиться с основными задачами и методами радиобиологии.

2. Познакомиться с основными открытиями и достижениями в науке  В.К. Рентгена, А.А. Беккереля, М. Кюри, П. Кюри, И. Кюри, Ф. Жолио-Кюри, И.Р. Тарханова, Е.С. Лондона и др. ученых, имена которых связаны с развитием радиобиологии.

3. Выяснить закономерности биологического ответа на воздействие ионизирующих    излучений.

4. Показать связь радиобиологии с другими дисциплинами.

5. Освоить некоторые методы диагностики лучевой болезни.

I. Самостоятельная работа во внеучебное время

Основные вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Радиобиология - комплексная экспериментальная наука. Основной радиобиологический парадокс.

2. Задачи, цели и основные методы исследования в радиобиологии.

3. Основные открытия и достижения в научной деятельности, связанные с развитием радиобиологии (открытия и работы В.К. Рентгена, А.А. Беккереля, М. Кюри,  П. Кюри, И. Кюри,   Ф. Жолио-Кюри, И.Р. Тарханова, Е.С. Лондона и др. ученых).

4. Вклад кафедры патофизиологии СибГМУ в радиационную медицину и биологию.

Вопросы для самоконтроля

1. Является ли радиобиология типичной экспериментальной наукой?

2. Какова фундаментальная задача радиобиологии?

3. В чем заключается основной парадокс радиобиологии?

4. Можно ли относить к радиобиологии радиоизотопные методы исследования?

5. Какая биологическая система млекопитающих является наиболее значимой при лучевой болезни?

6. Когда и кем были открыты Х-лучи?

7. Какова природа рентгеновских лучей, в чем заключаются их свойства?

8. Какова была реакция обывателей и прессы на сенсационное открытие В.К. Рентгена?

9. Как использует медицина и биология рентгеновское излучение?

10. Что Вы знаете об А.А. Беккереле? Как произошло открытие явления естественной радиоактивности?

11. Что Вы знаете о М. Кюри и П. Кюри? Как произошло открытие радиоактивных элементов полония и радия?

12. Что Вы знаете о И. Кюри и Ф. Жолио-Кюри? Как произошло открытие искусственной радиоактивности?

13. В чем состоит значение открытия искусственной радиоактивности для биологии и медицины?

14. Что Вы знаете о научной деятельности И.Р. Тарханова?

15. Что Вы знаете о научной деятельности Е.С. Лондона?

16.  Какова роль лауреата премии им. В.К. Рентгена Л.Г. Грея в развитии радиобиологии?

17.  Какова роль Р.М. Зиверта в развитии клинической дозиметрии и радиационной безопасности?

18.  Что Вы знаете о вкладе томской школы патофизиологов в развитие радиобиологии?

19.  Знаете ли Вы основные радиационные величины и их эпонимы?

 

I. Работа на занятии

План занятия:

1. Вводное слово преподавателя: радиобиология, ее задачи, методы, значение для медицинской науки, знакомство с планом работы на I семестр – 25 мин.

2. Морфофункциональная характеристика клеток белой крови при острой лучевой болезни – 20 мин.

3. Самостоятельная работа студентов – 60 мин.

4. Просмотр документального фильма по теме занятия – 30 мин.

 

Практическая работа студентов

Работа 1. Изменение массы тела и общего состояния животных с лучевой патологией

Опыты проводятся на 3 мышах (или крысах) примерно одинакового веса. Одна из мышей предварительно за 3, а вторая за 5 дней до проведения занятия тотально облучены на рентгеновской установке в дозе 6 Гр. У контрольных и подопытных мышей определяется масса тела, обращается внимание на состояние кожных покровов, слизистых глаз. Проводится наблюдение за их поведением, подвижностью.

 

Работа 2. Определение содержания лейкоцитов в периферической крови у здорового животного и у животного с острой лучевой болезнью

Работа проводится на двух крысах (или мышах), одна из которых предварительно за 3-5 дней до занятия была подвергнута рентгеновскому облучению в дозе 6 Гр.

Один из методов подсчета лейкоцитов – использование специальных счетных камер. Наибольшее распространение в России получила счетная камера Горяева.

Камера Горяева имеет глубину 0,1 мм, а площадь сетки - 9 мм². Сетка разделена на 225 больших квадратов. Часть больших квадратов – через два на третий – разделена дополнительно на 16 малых квадратов. Объем камеры, соответствующий большому квадрату, равен 1/250 мм3. Перед заполнением счетной камеры необходимо к боковым полям ее плотно притереть покровное стекло. Оно притирается легким нажимом на края стекла большими пальцами правой и левой руки до появления радужных колец (кольца Ньютона). Заполнение камеры производится из меланжера через щель между средней пластинкой и покровным стеклом.

Кровь для анализа берется из предварительно обработанного спиртом и эфиром хвоста лабораторного животного. Из надреза кончика хвоста насасывают кровь с помощью резиновой груши в смеситель для белой крови до метки «0,5». Кончик смесителя тщательно обтирают от следов крови и погружают в сосуд с 3% уксусной кислотой, которую насасывают до метки «11» (кровь при этом разводится в 20 раз). Содержимое меланжера тщательно перемешивают в течение 2-3 мин путем встряхивания. Первые 2 капли жидкости из меланжера удаляются, а затем заполняют счетную камеру Горяева, приложив меланжер с выступающей каплей к краю покровного стекла. Выждав 1-2 мин, чтобы клетки осели на дно камеры, подсчитывают их под микроскопом (окуляр х 15, объектив х 8, при опущенном конденсоре). Лейкоциты сосчитываются в 100 больших квадратах; суммарная цифра делится на 20. Таким образом, определяется общее количество лейкоцитов в Г/л. По результатам работы делается вывод о состоянии животных.

 

Работа 3. Просмотр демонстрационных мазков с патологическими формами лейкоцитов и зарисовка последних

Во время просмотра мазков обращают внимание на морфологию патологических форм лейкоцитов. Зарисовывают следующие патологические формы лейкоцитов:

1. Гиперсегментированные формы нейтрофильных лейкоцитов.

2. Гигантские формы лейкоцитов.

3. Микроформы лейкоцитов.

4. Лейкоциты с токсогенной зернистостью.

5. Явления пикноза, рексиса, фрагментации, лизиса со стороны ядер лейкоцитов.

6. Клетки с вакуолизацией в ядрах и цитоплазме.

При просмотре мазков студенты пользуются консультацией преподавателя, цветными рисунками, слайдами и стендами.

 

                                                                                                            Таблица 1-1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: