Цель:
1. Познакомиться с основными задачами и методами радиобиологии.
2. Познакомиться с основными открытиями и достижениями в науке В.К. Рентгена, А.А. Беккереля, М. Кюри, П. Кюри, И. Кюри, Ф. Жолио-Кюри, И.Р. Тарханова, Е.С. Лондона и др. ученых, имена которых связаны с развитием радиобиологии.
3. Выяснить закономерности биологического ответа на воздействие ионизирующих излучений.
4. Показать связь радиобиологии с другими дисциплинами.
5. Освоить некоторые методы диагностики лучевой болезни.
I. Самостоятельная работа во внеучебное время
Основные вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Радиобиология - комплексная экспериментальная наука. Основной радиобиологический парадокс.
2. Задачи, цели и основные методы исследования в радиобиологии.
3. Основные открытия и достижения в научной деятельности, связанные с развитием радиобиологии (открытия и работы В.К. Рентгена, А.А. Беккереля, М. Кюри, П. Кюри, И. Кюри, Ф. Жолио-Кюри, И.Р. Тарханова, Е.С. Лондона и др. ученых).
4. Вклад кафедры патофизиологии СибГМУ в радиационную медицину и биологию.
|
|
Вопросы для самоконтроля
1. Является ли радиобиология типичной экспериментальной наукой?
2. Какова фундаментальная задача радиобиологии?
3. В чем заключается основной парадокс радиобиологии?
4. Можно ли относить к радиобиологии радиоизотопные методы исследования?
5. Какая биологическая система млекопитающих является наиболее значимой при лучевой болезни?
6. Когда и кем были открыты Х-лучи?
7. Какова природа рентгеновских лучей, в чем заключаются их свойства?
8. Какова была реакция обывателей и прессы на сенсационное открытие В.К. Рентгена?
9. Как использует медицина и биология рентгеновское излучение?
10. Что Вы знаете об А.А. Беккереле? Как произошло открытие явления естественной радиоактивности?
11. Что Вы знаете о М. Кюри и П. Кюри? Как произошло открытие радиоактивных элементов полония и радия?
12. Что Вы знаете о И. Кюри и Ф. Жолио-Кюри? Как произошло открытие искусственной радиоактивности?
13. В чем состоит значение открытия искусственной радиоактивности для биологии и медицины?
14. Что Вы знаете о научной деятельности И.Р. Тарханова?
15. Что Вы знаете о научной деятельности Е.С. Лондона?
16. Какова роль лауреата премии им. В.К. Рентгена Л.Г. Грея в развитии радиобиологии?
17. Какова роль Р.М. Зиверта в развитии клинической дозиметрии и радиационной безопасности?
18. Что Вы знаете о вкладе томской школы патофизиологов в развитие радиобиологии?
19. Знаете ли Вы основные радиационные величины и их эпонимы?
I. Работа на занятии
План занятия:
1. Вводное слово преподавателя: радиобиология, ее задачи, методы, значение для медицинской науки, знакомство с планом работы на I семестр – 25 мин.
|
|
2. Морфофункциональная характеристика клеток белой крови при острой лучевой болезни – 20 мин.
3. Самостоятельная работа студентов – 60 мин.
4. Просмотр документального фильма по теме занятия – 30 мин.
Практическая работа студентов
Работа 1. Изменение массы тела и общего состояния животных с лучевой патологией
Опыты проводятся на 3 мышах (или крысах) примерно одинакового веса. Одна из мышей предварительно за 3, а вторая за 5 дней до проведения занятия тотально облучены на рентгеновской установке в дозе 6 Гр. У контрольных и подопытных мышей определяется масса тела, обращается внимание на состояние кожных покровов, слизистых глаз. Проводится наблюдение за их поведением, подвижностью.
Работа 2. Определение содержания лейкоцитов в периферической крови у здорового животного и у животного с острой лучевой болезнью
Работа проводится на двух крысах (или мышах), одна из которых предварительно за 3-5 дней до занятия была подвергнута рентгеновскому облучению в дозе 6 Гр.
Один из методов подсчета лейкоцитов – использование специальных счетных камер. Наибольшее распространение в России получила счетная камера Горяева.
Камера Горяева имеет глубину 0,1 мм, а площадь сетки - 9 мм². Сетка разделена на 225 больших квадратов. Часть больших квадратов – через два на третий – разделена дополнительно на 16 малых квадратов. Объем камеры, соответствующий большому квадрату, равен 1/250 мм3. Перед заполнением счетной камеры необходимо к боковым полям ее плотно притереть покровное стекло. Оно притирается легким нажимом на края стекла большими пальцами правой и левой руки до появления радужных колец (кольца Ньютона). Заполнение камеры производится из меланжера через щель между средней пластинкой и покровным стеклом.
Кровь для анализа берется из предварительно обработанного спиртом и эфиром хвоста лабораторного животного. Из надреза кончика хвоста насасывают кровь с помощью резиновой груши в смеситель для белой крови до метки «0,5». Кончик смесителя тщательно обтирают от следов крови и погружают в сосуд с 3% уксусной кислотой, которую насасывают до метки «11» (кровь при этом разводится в 20 раз). Содержимое меланжера тщательно перемешивают в течение 2-3 мин путем встряхивания. Первые 2 капли жидкости из меланжера удаляются, а затем заполняют счетную камеру Горяева, приложив меланжер с выступающей каплей к краю покровного стекла. Выждав 1-2 мин, чтобы клетки осели на дно камеры, подсчитывают их под микроскопом (окуляр х 15, объектив х 8, при опущенном конденсоре). Лейкоциты сосчитываются в 100 больших квадратах; суммарная цифра делится на 20. Таким образом, определяется общее количество лейкоцитов в Г/л. По результатам работы делается вывод о состоянии животных.
Работа 3. Просмотр демонстрационных мазков с патологическими формами лейкоцитов и зарисовка последних
Во время просмотра мазков обращают внимание на морфологию патологических форм лейкоцитов. Зарисовывают следующие патологические формы лейкоцитов:
1. Гиперсегментированные формы нейтрофильных лейкоцитов.
2. Гигантские формы лейкоцитов.
3. Микроформы лейкоцитов.
4. Лейкоциты с токсогенной зернистостью.
5. Явления пикноза, рексиса, фрагментации, лизиса со стороны ядер лейкоцитов.
6. Клетки с вакуолизацией в ядрах и цитоплазме.
При просмотре мазков студенты пользуются консультацией преподавателя, цветными рисунками, слайдами и стендами.
Таблица 1-1