Опросник «Склонность к виктимному поведению» (автор О.О. Андронникова)
Бланк ответов:
Да | Нет | Да | Нет | Да | Нет | Да | Нет | Да | Нет | |||||||||
1 | 19 | 37 | 55 | 73 | ||||||||||||||
2 | 20 | 38 | 56 | 74 | ||||||||||||||
3 | 21 | 39 | 57 | 75 | ||||||||||||||
4 | 22 | 40 | 58 | 76 | ||||||||||||||
5 | 23 | 41 | 59 | 77 | ||||||||||||||
6 | 24 | 42 | 60 | 78 | ||||||||||||||
7 | 25 | 43 | 61 | 79 | ||||||||||||||
8 | 26 | 44 | 62 | 80 | ||||||||||||||
9 | 27 | 45 | 63 | 81 | ||||||||||||||
10 | 28 | 46 | 64 | 82 | ||||||||||||||
11 | 29 | 47 | 65 | 83 | ||||||||||||||
12 | 30 | 48 | 66 | 84 | ||||||||||||||
13 | 31 | 49 | 67 | 85 | ||||||||||||||
14 | 32 | 50 | 68 | 86 | ||||||||||||||
15 | 33 | 51 | 69 | |||||||||||||||
16 | 34 | 52 | 70 | |||||||||||||||
17 | 35 | 53 | 71 | |||||||||||||||
18 | 36 | 54 | 72 |
Шкала 1: 5-да, 11-нет, 13-нет, 25-да, 34-нет, 39-нет, 58-да, 64-нет, 76-нет = ____баллов
|
|
Шкала 2: 6-да, 9-да, 14-да,25-нет, 26-нет, 29-да, 33-нет, 34-нет, 37-нет, 45-да, 50-да, 51-да, 55-нет, 57-нет, 58-нет, 60-да, 63-да, 67-да, 69-нет, 72-нет, 73-да, 74-нет, 79-нет, 80-да, 81-нет, 82-да, 86-да =____баллов
Шкала 3: 3-да, 4-нет, 5-нет, 13-да, 23-да, 24-нет, 26-нет, 27-да, 28-нет, 31-нет, 32-да, 33-нет, 35-да, 40-да, 53-нет, 62-да, 65-нет, 68-да, 74-нет, 76-да, 78-да =____баллов
Шкала 4: 11-нет, 13-нет, 17-да, 19-да, 30-да, 34-нет, 39-нет, 47-да, 49-да, 55-да, 58-да, 64-да, 66-нет, 84-нет =____баллов
Шкала 5: 1-да, 2-да, 5-да, 16-да, 18-нет, 20-да, 21-да, 22-нет, 36-да, 41-нет, 43-да, 44-да, 46-да, 54-да, 59-да, 71-да, 75-да, 77-да, 83-да =____баллов.
Шкала 6: 8-нет, 9-да, 10-да, 15-да, 16-да, 31-нет, 32-да, 33-нет, 38-да, 40-да, 42-нет, 45-да, 48-нет, 56-да, 61-да, 65-нет, 70-да, 74-нет, 85-да =____баллов.
Шкала 7: 8-нет, 19-да, 25-нет, 27-да, 28-нет, 33-нет, 38-да, 43-да, 44-да, 46-да, 51-да, 52-нет, 54-да, 59-да, 62-да, 74-нет, 76-да, 83-да =____баллов.
Порядок работы:
Отметьте подходящие ответы в бланке ответов.
Подсчитайте баллы по шкалам в бланке ответов.
Переведите полученные баллы в стены (Таблица 1).
Отметьте результаты на Рисунке 1.
Таблица 1:
Рисунок 1:
Шкала склонности к агрессивному виктимному поведению.
Выше нормы (8–10 стен). К данной группе относятся испытуемые, склонные попадать в неприятные и опасные для жизни и здоровья ситуации в результате проявленной ими агрессии в форме нападения или иного провоцирующего поведения (оскорбление, клевета, издевательство и т. д.). Для них характерно намеренное создание или провоцирование конфликтной ситуации. Их поведение может являться реализацией типичной для них антиобщественной направленности личности, в рамках которой агрессивность проявляется по отношению к определенным лицам и в определенных ситуациях (избирательно), но может быть и «размытой», неперсонифицированной по объекту. Наблюдается склонность к антиобщественному поведению, нарушению социальных норм, правил и этических ценностей, которыми зачастую субъект пренебрегает. Такие люди легко поддаются эмоциям, особенно негативного характера, ярко их выражают, доминантны, нетерпеливы, вспыльчивы. При всех различиях в мотивации поведения характерно наличие насильственной антиобщественной установки личности. С учетом мотивационной и поведенческой характеристик могут быть представлены такие типы (или подтипы), как корыстный, сексуальный (половая распущенность), связанный с бытовыми конфликтами (скандалист, семейный деспот), алкоголик, негативный мститель, лицо психически больное и т. д.
|
|
Ниже нормы (1–3 стен). Для лиц данного типа характерно снижение мотивации достижения, спонтанности. Возможна высокая обидчивость. Хороший самоконтроль, стремление придерживаться принятых норм и правил. Стабильность в сохранении установок, интересов и целей.
3. Шкала склонности к активному виктимному поведению:
Выше нормы (8–10 стен). Жертвенность, связанная с активным поведением человека, провоцирующим ситуацию виктимности своей просьбой или обращением. По существу, для активных потерпевших характерно поведение двух видов: провоцирующее, если для причинения вреда привлекается другое лицо, и самопричиняющее, которые характеризуется склонностью к риску, необдуманному поведению, зачастую опасному для себя и окружающих. Последствий своих действий могут не осознавать или не придавать им значения, надеясь, что все обойдется. С учетом специфики поведения и отношения к виктимным последствиям в рамках этого типа представлены: сознательный подстрекатель (обращающийся с просьбой о причинении ему вреда), неосторожный подстрекатель (поведение объективно в форме какой-либо просьбы или иным способом провоцирует преступника на причинение вреда, но сам потерпевший этого в должной мере не сознает), сознательный самопричинитель (лицо, умышленно причиняющее себе физический или имущественный вред), неосторожный самопричинитель (вред причинен собственными неосторожными действиями в процессе совершения иного умышленного или неосторожного преступления).
Ниже нормы (1–3 стен). Повышенная забота о собственной безопасности, стремление оградить себя от ошибок, неприятностей. Может приводить к пассивности личности по принципу «лучше ничего не делать, чем ошибаться». Характеризуется повышенной тревожностью, мнительностью, подвержен страхам.
Шкала склонности к инициативному виктимному поведению.
Выше нормы (8–10 стен). Жертвенное поведение, социально одобряемое и зачастую ожидаемое. Сюда относятся лица, положительное поведение которых обращает на них преступные действия агрессора. Человек, который демонстрирует положительное поведение в ситуациях конфликта либо постоянно, либо в результате должностного положения, ожидания окружающих. Люди данного типа считают недопустимым уклонение от вмешательства в конфликт, даже если это может стоить им здоровья или жизни. Последствия таких поступков осознаются не всегда. Смел, решителен, отзывчив, принципиален, искренен, добр, требователен, готов рисковать, может быть излишне самонадеян. Нетерпим к поведению, нарушающему общественный порядок. Самооценка чаще всего завышенная. Поведение имеет положительные мотивы.
|
|
Ниже нормы (1–3 стен) — характеризуется пассивностью, равнодушием со стороны подростка к тем явлениям, которые происходят вокруг него. Действует по принципу «моя хата с краю», что может быть последствием как обиды на внешний мир, так и формирования в результате ощущения непонимания, изолированности от мира, отсутствия чувства социальной поддержки и включенности в социум.