Предшествующие обстоятельства

Накануне днём (30 октября 2015 года) Airbus A321-231 борт EI-ETJ выполнил два пассажирских рейса 7K-9266/9265 по маршруту Шарм-эш-Шейх — Самара — Шарм-эш-Шейх. Посадка в Шарм-эш-Шейхе была выполнена в 15:30 UTC, при этом у сдающего экипажа (КВС Дмитрий Жигалкович и второй пилот Юрий Юшко) по данному лайнеру не было никаких замечаний. В аэропорту Шарм-эш-Шейха самолёт прошёл техническое обслуживание, а утром 31 октября был принят новым экипажем (КВС Валерий Немов и второй пилот Сергей Трухачёв), который стал готовиться к выполнению следующих рейсов — 7K-9268/9267 Шарм-эш-Шейх — Санкт-Петербург — Шарм-эш-Шейх.

Авиакомпания «Когалымавиа» входила в международный туристический холдинг «Tourism Holding & Consulting[en]» (TH&C), в составе которого также состоят и различные туристические операторы. Одним из этих туроператоров был «Brisco», который и стал заказчиком чартерного рейса 7K-9268 (KGL-9268) из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург по перевозке группы туристов из 217 человек, возвращавшихся после отдыха на египетских курортах.

Катастрофа

В 03:50:06 UTC (05:50:06 местного времени, 06:50:06 MSK) рейс 7К-9268 вылетел из Шарм-эш-Шейха, после чего, следуя по воздушному коридору R650 (курс 010°) вдоль побережья залива Акаба, начал набор высоты. Радиомаяк Нувейба был пройден в 04:02 UTC на эшелоне FL210 (6400 метров), после чего самолёт повернул влево на курс 340°, чтобы пересечь Синайский полуостров и выйти к Средиземному морю, при этом автопилот был настроен на набор высоты до эшелона FL320 (9750 метров).

По данным сайта Flightradar24, к 04:13:00 рейс 9268 под контролем автопилота на скорости 755 км/ч поднялся до 9411 метров, когда его нормальный полёт прекратился. Самолёт начал быстро терять высоту с вертикальной скоростью около 1800 м/мин (около 30 м/с), при этом происходило и падение путевой скорости. В 04:13:20 UTC на высоте 9415 метров и при путевой скорости 520 км/ч запись параметрического самописца оборвалась, а за несколько секунд до этого речевой самописец зафиксировал посторонний шум. В 04:13:22 UTC, по данным Flightradar24, борт EI-ETJ находился в точке с координатами 30°10′59″ с. ш. 34°09′40″ в. д.HGЯO на высоте 8512 метров, а путевая скорость составляла 115 км/ч, когда уже транспондер перестал подавать сигнал. Примерно в 04:14 UTC (06:14 местного времени, 07:14 MSK) рейс 7К-9268 рухнул на землю в центральной части Синайского полуострова и полностью разрушился.

Поисковые отряды обнаружили место катастрофы среди гор в центральной части полуострова между районами Эль-Кантала и Эль-Лаксима в 50 километрах к северо-востоку от города Нахль (мухафаза Северный Синай). Обломки лайнера оказались разбросаны на протяжении 13 километров на территории в форме эллипса, площадь которого достигала 30 км². Все находившиеся на его борту 224 человека погибли.

Реакция

Президент России Владимир Путин выразил соболезнования семьям погибших. Премьер-министру Дмитрию Медведеву было поручено сформировать государственную комиссию в связи с катастрофой самолёта «Когалымавиа» в Египте. Глава государства потребовал найти и уничтожить террористов, причастных к гибели россиян. В марте 2016 года пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что это действующее поручение главнокомандующего России и оно бессрочно.

Свои соболезнования русскому народу и семьям погибших, в частности, передали: главы Азербайджана, Армении, Афганистана, Беларуси, Болгарии, Боливии, Венгрии, Венесуэлы, Вьетнама, Германии, Грузии, Египта, Израиля, Ирана, Исландии, Испании, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Молдавии, Монголии, Нидерландов, Никарагуа, ОАЭ, Омана, Польши, Республики Корея, СейшельскихОстровов, Сербии, Сингапура, Словакии, Словении, Судана, Таджикистана, Туниса, Турции, Туркменистана, Узбекистана, Украины, Финляндии, Франции, Хорватии, Эстонии, ЮАР;премьер-министры Канады и Норвегии, председатель КНР, короли Швеции и Марокко, госсекретарь США, Папа Римский Франциск, председатель Госсовета и Совмина Кубы, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и другие. Свои соболезнования выразили главы основных религиозных организаций России.

Известный французский сатирический журнал «Charlie Hebdo» опубликовал три карикатуры на тему катастрофы, что вызвало негативную реакцию МИД РФ и Государственной думы; карикатуры расценены как «циничные», «кощунство» и «глумление над памятью погибших». В ответ французский МИД заявил, что «во Франции журналисты свободно выражают своё мнение», при этом «оно не всегда совпадает с официальной позицией французских властей».

20 ноября 2015 года Совет Безопасности ООН в резолюции 2249 (2015) осудил множество террористических нападений, совершённых «ИГИЛ», указав среди них и катастрофу A321 над Синаем.

Траур

День 1 ноября 2015 года был объявлен в России днём национального траура. В Санкт-Петербурге траур был объявлен на 3 дня, в Ленинградской области траур был продлён до 4 ноября.

Цветы и детские игрушки у входа в здание аэропорта Пулково

 

 

Расследование

В расследовании причин катастрофы рейса 7К-9268 принимали участие представители:

· Египта (Министерство гражданской авиации Египта (ECAA)),

· России (Межгосударственный авиационный комитет (МАК)),

· Франции (Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации (BEA)),

· Германии (Немецкое федеральное бюро расследований авиационных происшествий (BFU)),

· Ирландии (Отдел по расследованию авиационных происшествий (AAIU)),

· США (Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB)),

· консультанты компании «Airbus» и IASA.

Расследованием в соответствии с Приложением 13 ИКАО руководили авиационные власти Египта, председатель комиссии — Айман аль-Мукаддам.

1 ноября в Каире была начата расшифровка бортовых самописцев, которые лишь незначительно пострадали. По состоянию на 7 ноября, данные с регистраторов были скопированы, их расшифровка продолжается.

Следственный комитет РФ возбудил уголовные дела по статьям 263 и 238 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена»).

Фрагменты самолёта обнаруживались на участке местности протяженностью более 13 километров (площадью более 20 км2), что является свидетельством разрушения самолёта в воздухе. Исполнительный директор Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Виктор Сороченко подтвердил, что самолёт разрушился в воздухе.

3 ноября министр гражданской авиации Египта Хусам Камаль заявил, что любые предположения по-прежнему являются преждевременными и не основанными на конкретных доказательствах и данных официального расследования.

7 ноября глава международной комиссии по расследованию Айман аль-Мукаддам на пресс-конференции обнародовал подробности расшифровки самописцев, сообщив, что на последних секундах записи речевого самописца слышен шум, природа которого будет установлена после спектрального анализа в специальной лаборатории. Последняя запись параметрического самописца фиксирует высоту 9415 метров и скорость 520 км/ч, при этом самолёт следовал под контролем автопилота, настроенного на набор высоты. На этот момент рассматривается несколько возможных версий катастрофы, среди которых названы также возможный износ оборудования, взрыв топливного бака, взрыв литиевой батареи.

16 ноября глава ФСБ РФ Александр Бортников сообщил, что катастрофа произошла в результате теракта — сработало самодельное взрывное устройство мощностью до 1 килограмма в тротиловом эквиваленте. Это стало понятно после того, как на обломках самолёта и вещах пассажиров были обнаружены следы взрывчатого вещества, изготовленного не в России. На следующий день премьер-министр Египта заявил, что власти страны учтут выводы расследования ФСБ.

17 ноября ФСБ РФ обратилось к российской и международной общественности за содействием в установлении террористов. За сведения, способствующие задержанию преступников, обещано вознаграждение в размере $ 50 000 000.

По сообщению «Reuters», египетские власти задержали двоих сотрудников аэропорта; всего задержано 17 человек, из них двое подозреваются в содействии тем, кто заложил на борт бомбу, а также разыскиваются ещё двое сотрудников аэропорта, оставившие на время без присмотра сканер багажа. Египетские министры внутренних дел и гражданской авиации отрицают задержание сотрудников аэропорта.

Экспертиза обломков самолёта и останков пассажиров показала, что взрыв, вероятно, произошёл в пределах 30-31 ряда сидений самолёта (в хвостовой части), предположительно место 31А. Взрывная волна затронула 27-32 ряды. Мощность взрывного устройства составила до 1 килограмма тротилового эквивалента.

14 декабря 2015 года египетская специальная комиссия, созданная властями страны для расследования катастрофы российского авиалайнера над Синаем, заявила о завершении подготовки предварительного отчета расследования и о его рассылке всем участникам расследования. Также комиссия сообщила, что не нашла доказательств, подтверждающих получение посторонними доступа к самолёту.

 

 «Комитет по техническому расследованию на данный момент не нашел ничего, что указывало бы на незаконное вмешательство или террористические действия», — было сказано в заявлении Министерства гражданской авиации Египта.

В феврале 2016 года президент Египта Абдул-Фаттах Ас-Сиси впервые признал, что борт А321 потерпел катастрофу вследствие теракта.

Причина катастрофы

3 ноября 2015 года «NBC» сообщила с ссылкой на неназванных сотрудников оборонных структур США, что разведывательный спутник, проводивший наблюдение в инфракрасном диапазоне, зафиксировал тепловую вспышку в то же время и в том же месте, где находился перед крушением российский пассажирский самолёт Airbus A321. При этом никаких свидетельств попадания в самолёт ракеты спутник не зафиксировал: при подлёте ракеты за ней оставался бы тепловой след, что, по словам экспертов компании, полностью исключает вероятность, что самолёт был сбит ракетой, а то, что вспышка была зафиксирована в воздухе, исключает вероятность крушения самолёта при попытке аварийной посадки.

Вскоре после катастрофы одна из группировок, подконтрольных «ИГИЛ», взяла на себя ответственность за катастрофу российского лайнера в Египте. Однако власти Египта в качестве предварительной причины крушения A321 назвали технические неисправности. Ряд СМИ со ссылкой на источники в службах безопасности Египта ранее отмечали, что следов террористического акта при падении самолёта нет. Глава Минтранса РФ Максим Соколов назвал заявления террористов недостоверными. Тем не менее, аналитики не исключают возможность взрыва бомбы на борту авиалайнера.

Пресс-секретарь вооружённых сил Египта Мохамед Самир высказался против версии о взрыве и отметил, что расследование продолжается. Министр транспорта России Максим Соколов также отверг эту группу гипотез, назвав их «надуманными» в силу отсутствия свидетельств со стороны египетских чиновников в сфере гражданской авиации и диспетчерских служб. Президент Египта Абдул-Фаттах Ас-Сиси в интервью «BBC» назвал версию о взрыве пропагандой.

3 ноября эксперты частной американской разведывательно-аналитической компании «Stratfor» назвали вероятной причиной крушения взрыв на борту авиалайнера. Тогда же интернет-газета «Фонтанка.ru» сообщила, что неназванные эксперты, работающие на опознании тел погибших разделили травмы погибших на два типа: первый — ожоги и травмы, полученные при падении, у тех, кто находился в носовой части самолёта. Второй тип имеет признаки взрывной травмы, с наличием в телах металлических осколков. Однако источник ТАСС из Центра судебно-медицинской экспертизы опровергал наличие «следов минно-взрывного действия».

4 ноября неназванные источники в следственной комиссии сообщили египетским СМИ, что причиной крушения российского лайнера стал взрыв одного из двигателей.

5 ноября американские и британские спецслужбы поддержали версию взрыва бомбы на борту. Как сообщил агентству «Associated Press» неназванный официальный представитель США, версия о взрыве появилась на основании перехвата переговоров о том, что сторонники «ИГИЛ» на Синае якобы заложили в самолёт взрывное устройство. В поддержку версии о взрыве рейса боевиками «ИГИЛ», со ссылкой на данные разведки, выступил министр иностранных дел Великобритании Филлип Хэммонд.

6 ноября британские спецслужбы выдвинули версию о том, что некто, имевший доступ к загрузке багажа в самолёт, заложил в багажное отделение взрывное устройство непосредственно перед вылетом самолёта из аэропорта Шарм-эш-Шейха.

7 ноября неназванные французские специалисты по авиационной безопасности сообщили «BBC», что по их данным крушение не может быть результатом технических неполадок. По сообщению других французских официальных лиц, бортовой самописец самолёта зарегистрировал «внезапный и сильный» взрыв. По сообщению британских официальных лиц, перехват переговоров боевиков указывает на закладку бомбы в самолёт непосредственно перед взлётом (ранее ответственность за взрыв взяли на себя представители «ИГИЛ»). Неназванные представители спецслужб США сообщили о перехвате переговоров между руководством ИГ в Сирии и боевиками на Синайском полуострове о том, как ими был сбит самолёт. Как сообщил компании «NBC» представитель спецслужб, «они явно торжествовали».

8 ноября участник египетской комиссии, попросивший не называть его имя, сообщил журналисту «Reuters», что по мнению комиссии шум, обнаруженный в конце записи речевого самописца, вероятнее всего был вызван взрывом бомбы. Он сообщил, что комиссия уверена в этой версии «на 90 процентов».

13 ноября американский телеканал «Fox News Channel», со ссылкой на неназванные источники, близкие к расследованию, сообщил о возможном нахождении на борту самолёта взрывного устройства с таймером. По неустановленным данным, на которые ссылался телеканал, таймер должен был сработать через 2 часа после взлета. Остаётся неясным, получена ли эта информация из перехваченных переговоров или же найдены вещественные доказательства.

16 ноября версию взрыва на борту самодельного взрывного устройства мощностью до 1 килограмма в тротиловом эквиваленте на совещании у президента России Владимира Путина подтвердил глава ФСБ Александр Бортников.

14 декабря 2015 года комиссия по расследованию причин катастрофы завершила составление предварительного отчёта. По словам председателя комиссии, не было получено никаких данных, указывающих на теракт, и комиссия продолжает работу по поиску технических причин катастрофы.

13 сентября 2016 года эксперты в Египте окончательно установили точку в самолёте, где было заложено СВУ: оно находилось в отсеке негабаритного багажа в хвостовой части лайнера. Для незаметной закладки бомбы террористы «ИГИЛ» использовали сотрудника сервисной службы аэропорта Шарм-Эш-Шейха. Сначала на борт был занесён пакет с взрывчаткой, затем его замаскировали, обложив детскими колясками и багажом пассажиров. По этой причине пакет со взрывчаткой никем не был обнаружен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: