1. Проведение различия между основной (или независимой) и дополнительной (или зависимой) функциональностями.
2. Моделирование "независимую" функциональность с помощью абстракции "субъект".
3. Моделирование "зависимую" функциональность с помощью иерархии "наблюдатель".
4. Класс Subject связан только c базовым классом Observer.
5. Клиент настраивает количество и типы наблюдателей.
6. Наблюдатели регистрируются у субъекта.
7. Subject извещает всех зарегистрированных наблюдателей.
8. Subject может "протолкнуть" информацию в наблюдателей, или наблюдатели могут "вытянуть" необходимую им информацию от объекта Subject.
#include <iostream> #include <vector> using namespace std; // 1. "Независимая" функциональность class Subject { // 3. Связь только с базовым классом Observer vector < class Observer * > views; int value; public: void attach(Observer *obs) { views.push_back(obs); } void setVal(int val) { value = val; notify(); } int getVal() { return value; } void notify(); }; // 2. "Зависимая" функциональность class Observer { Subject *model; int denom; public: Observer(Subject *mod, int div) { model = mod; denom = div; // 4. Наблюдатели регистрируются у субъекта model->attach(this); } virtual void update() = 0; protected: Subject *getSubject() { return model; } int getDivisor() { return denom; } }; void Subject::notify() { // 5. Извещение наблюдателей for (int i = 0; i < views.size(); i++) views[i]->update(); } class DivObserver: public Observer { public: DivObserver(Subject *mod, int div): Observer(mod, div){} void update() { // 6. "Вытягивание" интересующей информации int v = getSubject()->getVal(), d = getDivisor(); cout << v << " div " << d << " is " << v/d << '\n'; } }; class ModObserver: public Observer { public: ModObserver(Subject *mod, int div): Observer(mod, div){} void update() { int v = getSubject()->getVal(), d = getDivisor(); cout << v << " mod " << d << " is " << v%d << '\n'; } }; int main() { Subject subj; DivObserver divObs1(&subj, 4); // 7. Клиент настраивает число DivObserver divObs2(&subj, 3); // и типы наблюдателей ModObserver modObs3(&subj, 3); subj.setVal(14); } |
Вывод программы:
14 div 4 is 3 14 div 3 is 4 14 mod 3 is 2 |
#include <iostream>
#include <string>
#include <list>
using namespace std;
class Supervised String;
Class IObserver
{
public:
virtual void handleEvent(const SupervisedString&) = 0;
};
Class SupervisedString // Observable class
{
string _str;
list<IObserver* const> _observers;
void _Notify()
{
for(auto iter: _observers)
{
iter->handleEvent(*this);
}
}
public:
void add(IObserver& ref)
{
_observers.push_back(&ref);
}
void remove(IObserver& ref)
{
_observers.remove(&ref);
}
const string& get() const
{
return _str;
}
void reset(string str)
{
_str = str;
_Notify();
}
};
class Reflector: public IObserver // Prints the observed string into cout
{
public:
virtual void handleEvent(const SupervisedString& ref)
{
cout << ref.get() << endl;
}
};
Class Counter: public IObserver
// Prints the length of observed string into cout
{
public:
virtual void handleEvent(const SupervisedString& ref)
{
cout << "length = " << ref.get().length() << endl;
}
};
Int main()
{
SupervisedString str;
Reflector refl;
Counter cnt;
str.add(refl);
str.reset("Hello, World!");
cout << endl;
str.remove(refl);
str.add(cnt);
str.reset("World, Hello!");
cout << endl;
return 0;
}
Рассмотрим еще раз саму идею паттерна, его применение и реализацию.
Наблюдатель – поведенческий шаблон проектирования.
Данный шаблон проектирования встречается под именем “подчиненные” (Dependents), “издатель-подписчик” (Publisher-Subscriber).
Смысл данного паттерна заключается в том, что если объект обновляется, то все его зависимые объекты обновляются так же.
Рассмотрим случай, в которых может быть применен, если система обладает следующими свойствами:
- существует как минимум один объект, который рассылает сообщения
- имеется более одного получателя сообщения и их количество может меняться в процессе работы системы
- объекты не сильно связываются
- Стоит так же заметить, что паттерн часто применяют в ситуациях, когда отправителю не важно, что будут делать получатели с полученным сообщением
Диаграмма классов представлена ниже.
Основными элементами в данном паттерне являются объект наблюдения (Subject) и реализация различных наблюдателей (extends Observer).
Будем хранить всех наблюдателей объекта непосредственно в нем.
Реализуем паттерн наблюдатель, в основу идеи положим оповещение учителя и родителей (Наблюдателей) об полученной учеником (Subject) оценке.
Абстрактный класс Observer содержит абстрактный метод update, который реализует каждый из конкретных наблюдателей в зависимости от своих целей.
Так же класс Observer содержит ссылку на субъект, за которым он наблюдает.
Реализация представлена ниже:
package edu.patterns.observer.observers.impl;
import edu.patterns.observer.observers.Observer;
import edu.patterns.observer.subjects.Subject;
public abstract class Observer {
protected Subject object;
public abstract void update();
}
Тут все довольно просто и нет необходимости пояснять.
Далее реализуем классы учителя и родителя соответственно.
public class Teacher extends Observer {
public Teacher(Subject object){
this.object = object;
this.object.attach(this);
}
@Override
public void update() {
System.out.println("Teacher is aware of your results:" + this.object.getState());
}
}
И класс родителей наблюдателей:
public class Parents extends Observer{
public Parents(Subject object){
this.object = object;
this.object.attach(this);
}
@Override
public void update() {
System.out.println("Parents are aware of your results:" + this.object.getState());
}
}
Классы Teacher и Parents практически одинаковы.
Тут стоит заметить, что экземпляр данного класса позволяет следить за 1 объектом и привязка осуществляется в конструкторе с помощью метода attach.
Когда ученик получит новую оценка учитель и родители непременно об этом узнают.
А теперь рассмотрим реализация самого субъекта.
public class Subject {
private List<Observer> observers = new ArrayList<Observer>();
private int state;
public int getState() {
return state;
}
public void setState(int state) {
this.state = state;
notifyAllObservers();
}
public void attach(Observer observer){
observers.add(observer);
}
private void notifyAllObservers(){
for (Observer observer: observers){
observer.update();
}
}
}
Объект наблюдения содержит список всех наблюдателей и в случае изменения состояния, все они будут оповещены.
Можно было бы написать код, который позволял бы удалять смотрителей, но мы просто рассмотрели саму идею.
Все основные класс записаны и теперь остается только это все запустить, класс ниже, позволит это сделать.
public class ObserverRunner {
public static void main(String args[]){
Subject pupil = new Subject();
new Parents(pupil);
new Teacher(pupil);
System.out.println("You've received new mark: 5");
pupil.setState(5);
}
}
Вы можете запустить данный пример и посмотреть, что любые полученные оценки у ученика не остаются без внимания.
Теперь, когда мы реализовали данный поведенческий паттерн сами, хочу сказать, что начиная с JDK 1.0 пакет java.utils имеет аналогичные классы и интерфейсы (Observer, Observable) для реализации данного поведения, подробнее о них можно почитать по ссылкам ниже:
https://docs.oracle.com/javase/7/docs/api/java/util/Observer.html
http://docs.oracle.com/javase/7/docs/api/java/util/Observable.html
Команда (Command)