Темы по литературе Античности и Средних веков

Методические рекомендации по написанию контрольных работ

Важнейшей формой учебной отчетности студента является контрольная работа.

Выполнение контрольной работы является промежуточной формой отчетности по изучаемой дисциплине и преследует цель лишь оценить способность студента к самостоятельному поиску источников, формированию содержания и его письменного изложения по указанной проблеме. Это важная составляющая изучения дисциплины, а также эффективная форма контроля знаний. При заочном обучении она выступает как обязательная, основная форма самостоятельной работы. В курсовой работе (в соответствии с учебным планом) студент обязан самостоятельно глубоко разобраться в изучаемых проблемах, усвоить суть темы, уяснить ее содержание и только затем письменно представить свою отчетную работу.

Выполнение контрольной работы является одним из условий допуска студента к сдаче экзамена. Работа должна соответствовать установленным требованиям, то есть в ней должны быть раскрыты все проблемы, определенные темой. Для этого студент обязан самостоятельно проанализировать первоисточники и дать исчерпывающие ответы на вопросы темы. Контрольная работа — серьезное учебное задание, и чтобы написать ее как следует, необходимо использовать те первоисточники и учебные пособия, которые позволяют полнее разобраться в проблеме. Студент должен регулярно работать в университетской и городской библиотеке, вдумчиво конспектировать лекции преподавателей.

При написании контрольной работы следует обращать особое внимание на грамотное использование терминологии. При употреблении впервые тех или иных терминов и понятий следует давать их определения либо в самом тексте, либо в сносках.

Приступая к контрольной работе, требуется сначала ознакомиться с имеющейся литературой по теме, изучить первоисточники и составить план. Здесь, в отличие от курсовой работы, план предполагает рассмотрение одной, причем довольно широкой, проблемы, и он может состоять из двух-трех вопросов. Минимальное количество первоисточников, привлекаемых для написания курсовой работы — пять наименований.

Как правило, контрольные работы по дисциплине сугубо индивидуальны, то есть их тематика персонифицирована. Однако в отдельных случаях темы контрольных работ могут быть адресованы и сразу нескольким, и группе в целом. Таким приемом преподаватель выявляет степень усвоения какой-то важной учебной проблемы и определяет необходимость проведения дополнительных занятий по какой-либо теме. В настоящее время широко используется методика компьютерного тестирования знаний студентов по дисциплинам, в результате чего появляется возможность быстро проверять знания по наиболее важными темами и объективно оценивать их. Эта форма также может выступать как вид контрольной работы.

В качестве контрольной работы широко применяется самостоятельное изучение монографического исследования по конкретной, крайне важной проблеме, требующей глубокого рассмотрения. Этот вид работы предполагает не простое знакомство с определенным монографическим исследованием, а детальное его изучение. Для этого студенту важно знать некоторые правила работы с первоисточником, которым для него будет являться монография. Следует выяснить фамилию автора, его имя и отчество, ученую степень и звание, а также что побудило его взяться за изучение данной проблемы; обратить внимание на основные вопросы монографии и их разрешение автором, уметь раскрывать их в ходе собеседования с преподавателем.

Студенту следует письменно (предельно кратко) очертить те вопросы (полностью или частично), которые поставлены автором в монографическом исследовании; при изложении их следует указывать страницы источника.

Задания для написания контрольных работ (для заочной формы обучения)

Темы по литературе Античности и Средних веков

1. Гомеровский вопрос. Позиции «аналитиков» и «унитариев».

2. Изображение богов у Гомера.

3. Композиция «Одиссеи».

4. Геродот – отец истории.

5. Греческий любовный роман: особенности жанра и проблематика (Лонг. «Дафнис и Хлоя», Харитон «Повесть о Херее и Каллирое», Гелиодор. «Эфиопика» - по выбору).

6. Миф о царе Эдипе и трагедия Софокла «царь Эдип».

7. «Нормативные» герои трагедий Софокла.

8. Основные роды и жанры литературы Древней Греции.

9. Жизнь и творчество Цицерона.

10. Нравственно-философские идеи поэмы Лукреция «О природе вещей».

11. Любовная тема в поэзии Катулла.

12. Поэма Вергилия «Энеида»: содержание, проблематика, художественные особенности.

13. Творчество Горация. Философия «золотой середины».

14. Жизнь и творчество Овидия.

15. Роман Апулея «Метаморфозы или Золотой осел».

16. Комедии Аристофана.

17. Творчество Сенеки.

18. Античные образы в «Божественной комедии» Данте.

19. Античные образы и мотивы у русских поэтов Серебряного века.

20. «Роман о Лисе» как произведение городской литературы Средневековья.

21. Периодизация средневековой литературы, ее особенности и жанры.

22. Скандинавский эпос. Боги и герои а поэме «Эдда».

23. «Песнь о Нибелунгах».

24. Смешение языческих и христианских элементов в поэме «Беовульф».

25. Поэзия трубадуров в контексте средневековой литературы.

26. Испанский героический эпос: «Песнь о моем Сиде».

27. Ирландский героический эпос. Образ Кухулина.

28. Французский героический эпос: «Песнь о Роланде».

29. Клерикальная литература Средневековья.

30. Бретонские повести Средних веков.

31. Романы о Тристане и Изольде.

32. «Божественная комедия» Данте: проблемы, идеи, особенности композиции, образы героев.

33. Роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»: проблематика, поэтика, особенности сатиры.

34. Философская проза французского Возрождения: Мишель Монтень и его «Опыты».

35. М. Сервантес и его роман «Дон Кихот». Образы героев в романе.

36. Идеалы Позднего Возрождения в трагедии У. Шекспира «Гамлет». Шекспир в русской литературе.

37. Поэмы Д. Мильтона «Потерянный рай» и «Возвращенный рай». Своеобразие трактовки библейской тематики.

38. «Поэтическое искусство» Н. Буало как выражение духа эпохт Классицизма.

39. Особенности английского Просвещения. «Робинзон Крузо» Д. Дефо.

40. Роман Дж. Свифта «Путешествия Гулливера»: сатира на буржуазно-дворянскую Англию.

41. Критика теории мировой гармонии Лейбница в повести Вольтера «Кандид, иди Оптимизм».

42. «Фауст» Гете как философско-художественное обобщение и итог европейского Просвещения.

43. Особенности развития романтизма в странах Западной Европы: Германия, Англия, Франция.

44. Тема «гордого одиночества» и свободы в творчестве Байрона. Поэма «Паломничество Чайльд Гарольда», ее проблематика, образ романтического героя.

45. Поздний немецкий Романтизм. Творчество Гофмана в контексте немецкой действительности. «Золотой Горшок», «Крошка Цахес».

46. Творчество Эдгара Аллана По. Неприятие буржуазного практицизма и утилитаризма как основа мировоззрения и эстетики По.

47. «Шагреневая кожа» О. де Бальзака – философский пролог к циклу романов «Человеческая комедия».

48. Роман Г. Флобера «Госпожа Бовари». Провинциальные нравы как причина трагедии

Эммы, противоречивость и сложность ее образа, отношение к ней автора. Эмма Бовари и Анна Каренина.

49. Признаки Романтизма в «Книге песен» Г. Гейне. Фольклорные традиции в сборнике.

50. Новалис и его теория искусства. Тема странствия и становления поэта в романе «Генрих фон Офтердинген». Символика романа.

51. Концепция истории Европы в романах В. Скотта.

52. Английский реализм и творчество Ч. Диккенса. «Рождественская философия» Дикеннса как основа нравственной концепции писателя.

53. Символизм как литературное течение и художественный метод 60-70х годов. П. Верлен: трагизм мироощущения после поражения Парижской коммуны. Сборник «Мудрость».

54. Литература Англии. О. Уайльд и английский эстетизм. Реализация эстетических принципов в романе Уайльда «Портрет Дориана Грея». Нравственное и безнравственное в романе.

55. Основные эстетические принципы творчества М. Пруста. Художественные особенности цикла романов «В поисках утраченного времени».

56. Интеллектуальный театр Б.Шоу. Парадокс как основополагающий принцип комедий Шоу. Философско-нравственная проблематика комедии «Пигмалион».

57. Литература «потерянного поколения». Первая мировая война в жизни и творчестве Э. Хемингуэя. Художественное своеобразие романа «Прощай, оружие!». Теория «айсберга».

58. Новейшая литература Англии. Литературная антиутопия в 20 веке. Дж. Оруэлл «Скотный двор»: аллегорическая основа сказки, характер сатиры.

59. Литература США. Творчество Д. Селинджера. Роман «Над пропастью во ржи» как выражение настроения поколения. Психоанализ в романе. Художественные особенности романа.

60. Зарождение экзистенциализма во Франции в конце второй Мировой войны. Экзистенциальная концепция личности в романе Ж. П. Сартра «Тошнота». Идеи случайности, абсурдности мира в романе.

Темы по отечественной литературе:

1. Н.В.Гоголь в оценке критики XIX века.

2. И.С.Тургенев в оценке критики XIX века.

3. Физиологический очерк – первый этап натуральной школы.

4. Пушкин и Гоголь в оценке В.Г.Белинского.

5. Творческий путь В.Г.Белинского.

6. Творческий путь Аполлона Григорьева.

7. Творческий путь Д.И.Писарева.

8. Творческий путь В.П.Боткина.

9. А.В.Дружинин – писатель, критик, переводчик.

10. Н.А.Добролюбов – литературный критик.

11. Н.Г.Чернышевский – литературный критик.

12. Античные мотивы, сюжеты и образы в русской классической литературе XIX века.

13. Н.А.Некрасов – журналист.

14. Н.А.Некрасов – литературный критик.

15. Критическое и публицистическое наследие А.А.Фета.

16. М.Е.Салтыков-Щедрин – издатель, журналист, литературный критик.

17. Публицистика А.И.Герцена.

18. Публицистика Ф.М.Достоевского.

19. Литературное творчество героев Ф.М.Достоевского (по романам «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»).

20. Ф.М.Достоевский в оценке критики Серебряного века.

21. Публицистика Л.Н.Толстого.

22. Роман «Отцы и дети» Тургенева в оценке современников.

23. Поиски героя-реформатора в романной тетралогии И.С.Тургенева.

24. Творческий путь А.А.Фета.

25. Творческий путь Ф.И.Тютчева.

26. Творческий путь А.К.Толстого.

27. Д.С.Мережковский – критик, литературовед, публицист.

28. Мистическое в творчестве А. Блока.

29. Художественные особенности символистского романа.

30. Раннее творчество А. Ахматовой.

31. Драматургия В. Маяковского.

32. Поэзия «русского зарубежья». «Парижская нота».

33. Особенности поэтики «Чевенгура» А. Платонова.

34. Литературные группировки в СССР 1920-30-х гг.

35. Черты социалистического реализма в творчестве А.Н. Толстого.

36. Поэтика и проблематика ранних рассказов М. Шолохова.

37. Художественные особенности поэтического цикла в романе «Доктор Живаго» Б.Пастернака.

38. Конфликт города и деревни в творчестве Ф. Абрамова, В. Распутина, В. Шукшина.

39. Лагерная проза В. Шаламова.

40. Поэзия концептуалистов.

41. Основные тенденции в литературе рубежа ХХ−ХХI веков.

Принципы выбора темы работы

Основным принципом выбора темы контрольной работы является соответствие темы изучаемому материалу. Так, на первом курсе студенты изучают античную и зарубежную литературу, соответственно, они должны выбрать тему из первого раздела. На втором курсе изучается отечественная литература, что подразумевает выбор темы работы из второго раздела. В остальном студенты вольны руководствоваться в выборе тем собственными пристрастиями и интересами.

Требования к оформлению контрольной работы подробно представлены в Положении о бюро контрольных работ, размещенном на сайте Университета в личном кабинете на странице ЭУМК в разделе Общие нормативные документы и в Системе поддержки самостоятельной работы студентов в разделе Положения и инструкции для студентов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: