Второй тур школьного этапа. Творческое задание

Класс

Время выполнения – не более двух астрономических часов.

«Сказочный микс».

В каждой сказке есть главный герой, его противник, происходящая с героем беда (проблема), из которой вытекают действия героя, помощник героя и волшебный предмет.

Представьте себе, что вы оказались в сказочном мире, где все сказки перепутались: поменялись героями, сюжетами, ситуациями. Например, лентяй Емеля верхом на Коньке-горбунке отправляется сражаться со Змеем Горынычем; однако оружия у него нет – есть только скатерть-самобранка.

Опишите по предложенной схеме сюжет сказки так, чтобы все элементы были из разных сказок, но и чтобы получившаяся у вас история была логичной, связной.

 

Комментарии и критерии оценивания.

При оценивании задания учитывается:

· соответствие каждого выбранного из сказок героя / элемента той функции, под которую он выбирался (протагонист, антагонист, помощник(и), волшебный предмет) – до 5 баллов;

· соответствие требованию использовать элементы из разных сказок – до 3 баллов;

· общая связность, логичность повествования, обоснованное разнообразие сюжетных поворотов, стилистическая однородность текста – до 7 баллов.

Максимальное количество баллов за задание – 15.

Класс

Время выполнения – не более трѐх астрономических часов.

Прочитайте стихотворение Булата Окуджавы «Песенка о художнике Пиросмани», 1964.

Следом за ним приведены краткая биография Пиросмани и репродукции двух его картин. Каким образом в стихотворении Булата Окуджавы преломляется история жизни художника, его судьба? Какие черты живописи Пиросмани оказываются наиболее значимыми для поэта? Что скрывают картины Пиросмани, но открывает стихотворение Окуджавы?

Нико Пиросманишвили родился в 1862 году в Грузии, в крестьянской семье. Он не получил систематического образования, но научился читать по-русски и по-грузински. Был пастухом, обучался ремеслу наборщика в типографии, понемногу учился живописи у странствующих художников, рисовал вывески для лавок. Многие окружающие считали его безумцем; сам он рассказывал, что видит святых, а его кисть рисует сама. До конца жизни художник большую часть времени провел в полной нищете, писал красками собственного изготовления на самом простом и дешевом материале – черных и белых клеенках, которыми застилали столы в трактирах. Нико Пиросмани умер от голода и болезни в 1918 году. Он провел три дня в подвале на Молоканской улице (ныне – улица Пиросмани), скончался в больнице и был похоронен в общей могиле для бедняков. Приведены репродукции двух его картин – «Косуля на фоне пейзажа» и «Маргарита».

 

Критерии оценки и комментарии.

1. Умение выделить значимые для Б.Окуджавы детали биографии и судьбы Пиросмани, показать, как они связаны в стихотворении, объяснить, как / какой образ художника из них складывается – максимально 8 баллов.

2. Умение выделить характерные черты живописной манеры Пиросмани, показать, какую трактовку они получают в стихотворении Б.Окуджавы – максимально 9 баллов.

3. Точность, правильность, выразительность речевого оформления ответов – максимально 3 балла.

Рекомендуемое количество баллов – 20.

Класс

Аналитическое задание

Задание: Выполните целостный анализ предложенного произведения.

Нина Дашевская «Дом над морем», 2017

Вы можете опираться на данные после него вопросы или выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершѐнный текст.

Опорные вопросы:

1. Какая композиционная и смысловая связь устанавливается в рассказе между морем и музыкой? В каких эпизодах она проявлена, а в каких проходит на уровне подтекста?

2. Как герои воспринимают друг друга? Каким старик видится Джорджу? Каков Джордж в глазах старика? Почему в финале рассказа старик «переименовывает» Джорджа в Георгия?

3. В чем состоит композиционная необходимость финального фрагмента, в котором в повествование вводятся безымянные и не участвующие в действии персонажи?

4. Чем можно объяснить появление в безличном повествовании вопросов («Фотографирует, щѐлкает кнопками — куда ему столько фотографий?»), восклицательных конструкций («А старик многое бы отдал в его возрасте, чтобы подержать такое!»), незаконченных предложений? Чью точку зрения они вводят в повествование?

 

Критерии оценивания аналитического задания

1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту. Максимально 30 баллов.

Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30

2. Композиционная стройность работы и еѐ стилистическая однородность, уместность цитат и отсылок к тексту произведения. Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15

3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы. Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы. Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

5. Общая языковая и речевая грамотность, точность формулировок (отсутствие речевых и грамматических ошибок).

Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчѐтом ошибок не предусматривается.

Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трѐх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов. Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5

Итого: максимальный балл – 70.

 

Второй тур школьного этапа. Творческое задание.

В рассчитанных на широкую аудиторию интернет-изданиях материалы о культуре и литературе часто имеют такие названия: «10 театральных фестивалей, которые стоит увидеть этой осенью», «23 книги на лето» или «25 главных книг до весны» (Афиша Daily), «13 фильмов, которые понравятся Дэдпулу», «10 любимых фильмов Сергея Соловьева» (Афиша). Придумайте название для литературной рубрики досугового издания, составьте рекомендательный список и напишите короткую и привлекающую к себе внимание читателя аннотацию к одной из предложенных вами книг.

Комментарии и критерии оценивания творческого задания

1. Оригинальность, уместность, ясность придуманного заглавия для литературной рубрики интернет-издания – до 5 баллов.

2. Соответствие списка предложенных книг задачам рубрики, качественный состав подборки, наличие нескольких авторов в списке (а не перечень текстов одного писателя) – до 5 баллов.

3. Соответствие аннотации общему стилю рубрики, четкость формулировок, ясность описания, нешаблонность предложения – до 5 баллов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: