Изучите алгоритм проведения данной манипуляции и проведите оценку состояния новорожденного по шкале Апгар.
Ребёнок громко кричит; 2
Сердцебиение – 112 ударов в минуту; 2
Рефлекторная возбудимость (реакция на катетер) – чихает; 2
Цвет кожных покровов тела и конечностей – розовый. 2
Мышечный тонус – конечности новорожденного слегка согнуты 1
Всего баллов 9
Для комплексной оценки функционального состояния новорожденного используйте шкалу Апгар.
| Признак | О | 1 | 2 |
| Частота сердечных сокращений | Отсутствует | 100 и меньше в 1 минуту | Больше 100 в 1 минуту Норма - 120 -140 |
| Глубина дыхания | Отсутствует | Аритмичное, крик слабый | Нормальное, крик громкий Норма – 40 -60 |
| Мышечный тонус | Отсутствует | Легкое сгибание рук и ног Гипертонус Гипотонус | Активные движения Слегка приближен к гипертонусу |
| Состояние рефлексов (реакция на введение носового катетера, сосательный, глотательный рефлекс) | Отсутствует | Слабо выражены (гримаса) | Чихание, кашель |
| Окраска кожных покровов | Синюшная или бледная | Розовое туловище, Цианоз рук и ног | Розовая |
Суммарная бальная оценка проводится через 1, 5 и 30 минут после рождения ребенка. Оценка складывается из суммы цифровых показателей всех пяти признаков, каждый из которых максимально может дать 2 балла. При показателе по шкале Апгар
8-10 баллов - здоровый новорожденный
6-7 баллов – асфиксия легкой степени тяжести
4 – 5 баллов – асфиксия средней тяжести
1-3 балла – тяжелая асфиксия
В случае выявления средней тяжести или тяжелого состояния у новорожденного немедленно приступают к лечебным мероприятиям.
Внешний вид ребенка (цвет кожи).
Генерализованная бледность или генерализованный цианоз–0 баллов.
Розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей (акроцианоз) + 1 балл.
Розовая окраска всего тела и конечностей + 2 балла.
2. Пульс ребенка (ЧСС).
Сердечко малыша работает интенсивней, чем у взрослого человека.
Отсутствие сердцебиения – 0 баллов.
Частота сердечных сокращений <100 + 1 балл.
Частота сердечных сокращений > 100 + 2 балла.
Частоту сердечных сокращений (ЧСС) определите, в течение шести
секунд на первой минуте жизни ребенка.
Методы определения ЧСС: выслушивание; пальпации грудной клетки для определения
сердцебиения; определение пульса на бедренных, сонных или пупочных артериях.
Результат сокращений сердечка, определенного за шесть секунд, умножьте на число – 10, и определите количество сокращений в минуту.
Детям, у которых ЧСС в минуту менее 100 ударов, делают искусственную вентиляцию легких кислородом до нормализации ЧСС.
При результате ЧСС превышающий показатель 100/сек. – оцените состояние кожного покрова.
3. Рефлекторная возбудимость.
Несмотря на свою беспомощность, благодаря врожденным рефлексам, только что родившийся младенец уже многое умеет. Явно выражены глотательный, сосательный и хватательный рефлексы.
Не реагирует – 0 баллов.
Реакция слабо выражена (гримаса, движение) + 1 балл.
Реакция в виде движения, кашля, чихания, громкого крика + 2 балла.
4. Мышечный тонус
Отсутствие движений, конечности свисают – 0 баллов. Снижен, слабые и редкие движения некоторое, сгибание конечностей + 1 балл. Выражены активные движения + 2 балла. Если с новорожденным все в норме, только что родившись, он стремится избавиться от позы «эмбриона» и, почувствовав свободу, активно размахивает ручками.
5. Дыхание
Отсутствует – 0 баллов. Нерегулярное, крик слабый или стон (гиповентиляция) + 1 балл. Нормальное, крик громкий + 2 балла. При нормальном дыхании ребенок делает в минуту от 40 до 45 дыхательно-выдыхательных движений. Крик пронзительный и громкий, в этом случае малыш зарабатывает.
Решение конкретных ситуаций
Задача № 1
Женщина родила доношенного ребенка в срок без патологии. Акушерка передала новорожденного медицинской сестре для проведения первого туалета новорожденного.
Роженица беспокоится за здоровье своего малыша.
Задания: