Модель государственного противодействия терроризму в этнорелигиозном конфликте

Учитывая распространённость ЭРК в современном мире, возможно проектирование модели государственного противодействия терроризму в этнорелигиозном конфликте. Модель представляет собой типовую схему взаимодействующих структур и применяемых мер, создаваемую на основе анализа нормативно-правовой базы и практики противодействия терроризму в странах антитеррористической коалиции. С учетом мирового опыта модель включает четыре базовых компонента.

Во-первых, основу государственного механизма борьба с терроризмом составляют ведомства. Их деятельность строится в рамках концепции «головного ведомства», которое руководит антитеррористическими спецподразделениями и координирует действия других ведомств. Наиболее эффективным способом пресечения терактов является проведение спецопераций. Поэтому многие страны создают хорошо оснащенные и обученные спецподразделения в структуре спецслужб. Используется также армейский спецназ, который поступает в оперативное подчинение головного ведомства на период проведения операции.

Во-вторых, разрабатываются специальные программы по борьбе с терроризмом, ориентированные на широкое использование помощи населения, общественных организаций и СМИ.

В-третьих, практикуется создание центров информационного реагирования на террористические акты. Центры включают представителей СМИ и действуют в целях перехвата инициативы в освещении событий у террористических групп.

В-четвертых, применяется комплекс мер противодействия этнорелигиозному терроризму.

Основной метод демократического государства в сдерживании терроризма – сила закона. Правовые меры противодействия терроризму распространяются на законодательную и правоприменительную практику.

Они направлены на предотвращение террористических актов, наказание преступников, восстановление нарушенных прав граждан и интересов государства.Правовые меры демократических государств обычно включают:

- ограничение стандартного набора прав и свобод граждан и соответственное расширение полномочий компетентных государственных органов на период действия террористической угрозы;

- установление правил осуществление финансовой, политической или идеологической деятельности различных организационных структур;

- криминализацию определенных видов деятельности (например, участие в террористических организациях, оказание им содействия, пропаганда идеологии политического фундаментализма);

- усиление контроля над оборотом огнестрельного оружия;

-установление иммиграционных и визовых требований для ограничения миграционных потоков через свои границы.

Государствами применяются репрессивные меры. Эти меры допустимы, поскольку терроризм является преступной насильственной деятельностью повышенной опасности. Большинство государств в борьбе с этнорелиги-озным терроризмом применяет военную силу, в том числе за пределами собственных территориальных границ.

Применяются политико-экономические меры. Политические меры обращены к  причине обострения террористической угрозы  и направлены на уменьшение недовольства среди этнических групп, поддерживающих террористов. Применяются переговорный метод урегулирования ЭРК и

дипломатическое давление на государства-спонсоры для уменьшения внешнего пособничества местному конфликту. Экономические меры предусматривают: ведение социально-экономической политики, которая сокращает склонность, к участию в политическом насилии; блокирование финансово-экономической деятельности террористических структур;

введение санкций в отношении государств-спонсоров терроризма;

назначение вознаграждений за информацию, способствующую борьбе с терроризмом.

Получили распространение специальные защитные меры. В любом государстве существуют объекты, которые заведомо привлекают террористов своей уязвимостью и масштабностью негативных последствий атаки. Меры по обеспечению безопасности таких объектов включают: охрану конкретных лиц; контроль доступа к объектам потенциальных устремлений террористов; физическую защиту объектов; защиту информации в компьютерных системах; использование специального регистрирующего оборудования; обучение персонала действиям в нештатных ситуациях.

Информационно-аналитические меры противодействия этнорелигиозному терроризму охватывают разведывательные меры, анализ информации и контрпропаганду. Разведывательные меры включают: выявление участников террористической деятельности, мест их дислокации и связей; изучение методов и приемов террористической деятельности; сбор сведений о планах террористической организации. Анализ информации решает следующие задачи: прогнозирование динамики и тенденций терроризма; выявление и прогноз террористической угрозы; выработка рекомендаций для принятия управленческих и политических решений; разработка способов решения конфликтных ситуаций. Контрпропаганда включает: пропаганду антитеррористических действий правительства; дискредитацию террористических фундаменталистских идей и структур; контролируемую

 выдачу информации СМИ; контроль информационных потоков и источников, связанных с террористической угрозой; меры, блокирующие пропаганду терроризма.

 

 

5. Реактивные стратегии противодействия экстремизму и терроризму.

   К принципам общегосударственной системы противодействия

экстремизму и терроризму относятся: целевой принцип обеспечения безопасности личности, общества и государства; предупреждение, профилактика экстремизма и терроризма – выявление и устранение их причин и условий; борьба с терроризмом и экстремизмом – выявление, пресечение и расследование террористических и экстремистских актов;

ликвидация или минимизация последствий проявлений экстремизма и терроризма.

   Возможно применение комплекса мер (средств) противодействия

экстремизму и терроризму. К ним относятся: правовые меры –регулирование отношений безопасности, охрана конституции, наказание преступников, восстановление нарушенных прав граждан и интересов государства; репрессивные меры— применение армейских подразделений и специализированных подразделений для подавления активного вооруженного сопротивления экстремистов и террористов;

защитные меры - защита объектов потенциальных устремлений террористов: самолеты, критически важные объекты, места повышенного скопления людей, дипломатические представительства, социальные учреждения (школы, больницы и др.), органы власти (администрация, милиция, суд, прокуратура и т.д.), информация в компьютерных системах.

информационно- аналитические меры – разведывательные мероприятия, анализ и прогноз общественной опасности терроризма и экстремизма, разработка способов решения конфликтных ситуаций, контрпропаганда;

политико-экономические аккомодационные меры –сокращение социальной базы терроризма и экстремизма, блокирование всех видов пособничества, использование переговорного урегулирования конфликтов, развитие отношений доверия и кооперации конфликтных сторон.

  Субъектами общегосударственной системы противодействия терроризму и экстремизму в РФ являются: федеральные органы власти: Президент, Правительство, Госдума, Конституционный Суд, федеральные ведомства;

органы власти субъектов федерации и местного самоуправления;

центральные, региональные и местные СМИ, осуществляющие контрпропаганду; координирующие органы: Национальный антитеррористический комитет, региональные антитеррористические комиссии.

По критерию времени управленческого вмешательства   в социальный  конфликт совокупность стратегий противодействия терроризму и экстремизму разделяется на две группы: реактивные стратегии (применя-ются после перехода конфликта в насильственную стадию), и превентивные стратегии (применяются до перехода конфликта в насильственную стадию).                                     

Хотя в законодательстве РФ и других стран приоритет отдан превентивным стратегиям, частота экстремистских и особенно террористических акций свидетельствует о пока что практическом преобладании реактивных стратегий.

В зависимости от фазы конфликта и мер противодействия экстремизму и терроризму, реактивные стратегии подразделяются на стратегии подавления и стратегии постконфликтной реконструкции. Легитимнымисредствами стратегий подавления терроризма и экстремизма являются:   физическое подавление   использование смертоносных средств армии; полицейских операций для подавления сопротивления, занятия помещений и конфискации собственности; невооруженное подавление -угроза применения государственной силы, привлечение к уголовной правовой ответственности, введение информационных ограничений; разоблачение организационных тайн экстремистских групп для их подавления; контрпропаганда -поддержка авторитета федеральных, региональных и местных органов власти, дискредитация лидеров, цели и тактики радикальных организаций.

    Понятие постконфликтной реконструкции означает: переходный период после заключения мирных соглашений. Его задачами будут: восстановление гражданской инфраструктуры мирной жизни и минимизация последствий затяжного конфликта для гражданского населения и экскомбатантов;

строительство местных правоохранительных структур, способных противодействовать терроризму и экстремизму; развитие отношений доверия и кооперации сторон, выполняющих условия мирных соглашений. Задачи постконфликтной реконструкции определяют набор стратегий: 1) силовые стратегии, 2) структурные стратегии и 3) субъективные стратегии.

   Силовые стратегии постконфликтной реконструкции включают программы демилитаризации экскомбатантов и стратегию восстановления государственных правоохранительных органов в конфликтном регионе. Обе стратегии - взаимосвязаны: демилитаризации экскомбатантов и противодействие остаткам бандформирований невозможны без восстановления местных правоохранительных органов.

    Структурные стратегии направлены на уменьшение социальной базы экстремизма и терроризма и предусматривают распределение политической власти и материальных ресурсов в конфликтном регионе. Стратегии распределения политической власти обнаруживают альтернативные системы власти – мажоритаризм и пропорционализм. Мажоритарная стратегия применима в интегрированном обществе, где существует межгрупповая толерантностью. В противном случае она способствует появлению этнократий, что имеет место на Юге России. Стратегия пропорционализма эффективна в этнически разделенном обществе, в котором сохраняется дилемма безопасности участников мирных соглашений. Дистрибутивные стратегии обеспечивают защиту интересов индивидов и групп в сфере присвоения материальных ресурсов. Либеральная дистрибутивная стратегия направлена на формирование среднего класса; главным фактором её успеха является умение новых собственников организовать конкурентоспособное производство на внутреннем и внешнем рынке; иначе преобразование форм собственности приведет к обратному социальному результату. Субсидиарная стратегия обеспечивает социальную защиту и уменьшает численность нижнего класса посредством устойчивого, социально ориентированного развития отстающего региона. Она  предпочтительнее в социально и этнически разделенных обществах Юга России..

 . Субъективные стратегии  направлены на формирование межгрупповых толерантных отношений. Стратегия внутренних перемен инициируется местными духовными лидерами, призывающими к покаянию участников затяжного конфликта. Стратегия межкультурного диалога инициируется совместно культурными лидерами этнорелигиозных групп, пропагандирую-щих принцип равноправия разных культур.

   Ни одна в отдельности стратегия не обеспечивает эффективность противодействия экстремизму и терроризму. Только их сочетание способно гарантировать успех.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: