Календарно-тематическое планирование

Управление образования администрации МО ГО «Сыктывкар»

«Сыктывкар» кар кытшынмуниципальнöйюкöнлöн

администрациясайöзöсвелöдöмöнвеськöдланiн

МАОУ «Гимназия имени А.С.Пушкина»

А.С.Пушкиннима гимназия МАВУ

 

Рассмотрена и рекомендована                                Утверждена приказом

на заседании педагогического совета                  №   _____ от __.__.20__ г.      

___________________________                          Директор                     Л.И.Гладкова

Протокол №_ от «__» ______ 20__ г.                    

 

                                                     

07-08

 

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа

«Мировая литература»

Направленность: социально-педагогическая

Возраст учащихся: 14-18 лет

Срок реализации программы: 1 год

 

 

Программу составил:

Филимонов Василий Владимирович,

педагог дополнительного образования

 

Сыктывкар

2020 г.


 


КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа (далее – программа) «Мировая литература» имеет социально-педагогическую направленность, так как нацелена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности учащихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности, формирование педагогических навыков.

Актуальность данной программы поддерживается тем, что мировая литература является дополнением, расширением и углублением к основным школьным курсам по литературе и словесности, а в Гимназии имени Пушкина – и к курсам по иностранной литературе.

Отличительные особенности программы заключаются в выборе произведений, многие из которых не входят в школьный курс по литературе, а если и входят, то поданы под особым оригинальным углом с целью нетривиального прочтения и актуализации выводов для формирования собственного мировоззрения учащихся.

Адресат программы – учащийся 14-18 лет, сталкивающийся с трудностями понимания художественных произведений мировой литературы или желающий углубить свои умения в понимании подобных текстов.

Объём программы – 102 часа (34 занятия по 3 часа).

Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, работа в парах. Виды занятий:

- практические занятия,

- комплексные занятия, направленные на формирование навыков чтения, анализа, задавания «правильных вопросов»,

- тренинги,

- выполнение самостоятельной работы.

Срок освоения программы – 1 год

Режим занятий:

Год Обучения Продолжительность одного занятия   Количество  занятий в неделю Всего часов в неделю Всего часов в год
I год обучения 135 минут 1 3 102

1.2. Цель и задачи программы:

Цель – освоить учащимися мировой литературный процесс путём решения следующих задач:

Воспитательные:

1) вызвать интерес к культурно значимым текстам и их авторам,

2) создать атмосферу взаимопонимания в группе,

Развивающие:

3) выявить феномен убедительности прочтения,

4) освоить метод «правильного вопроса»,

5) сопоставить мнения учащихся с его анализом авторитета (педагога),

Обучающие:

6) ощутить энергию непонятного (на вопрос всегда хочется найти ответ),

7) осознать эстетические эмоции, возникающие при соприкосновении с высокохудожественным произведением литературы.

 

1.3. Содержание программы:


Учебный план

 

Содержание курса Количество часов Теория Практика
1. Введение. Смена культурных эпох 3 1 2
2. Античность 12 4 8
3. Средневековье 6 2 4
4. Метафизика слова Древней Руси 9 3 6
5. Язык и переводы Библии 6 2 4
6. Ренессанс 9 3 6
7. Барокко 3 1 2
8. Классицизм и просвещение 9 3 6
9. Сентиментализм и романтизм 6 2 4
10. Реализм в Европе 12 4 8
11. Реализм в России 12 4 8
12. Модернизм 6 2 4
13. «Соцреализм» 3 1 2
14. Постмодернизм 6 2 4
Σ   102 34 68

 

Календарно-тематическое планирование

 

Номер Тема Итого

Введение. Смена культурных эпох

Литературный процесс и эволюция картины мира 3

Античность

Гомеровский эпос как правда и вымысел. Это вообще серьёзно? 3
ИдеЯсона и мИдея. Мифы живые и мифы книжные 3
Античная трагедия – ритуальное действо во имя… Трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида: и жанр, и жизнь 3
Римская литература существовала, а римский язык – нет. Вера Вергилия 3

Средневековье

Средневековый эпос: язычество против и за христианство. "Беовульф" 3
Книга и храм в Средние века – элементы одной стройки 3

Метафизика слова Древней Руси

Сакральное отношение к слову в древнерусской литературе 3
Летопись – не историческое произведение, а эсхатологическое 3
"Слово о полку Игореве": от тьмы затмений к трисолнечному свету 3

Язык и переводы Библии

Многотысячелетняя история составления библейского канона 3
Книга Иова с комментариями и в современном переводе Е.А.Авдеенко как ключ к пониманию Библии 3

Ренессанс

Подражание античности. Гуманизм и гуманисты: добро или зло? 3
Данте расправился со своими врагами в "Божественной комедии" 3
Гамлет и Дон Кихот на одном перекрёстке истории и литературы 3

Барокко

Плутовской роман – жанр на все времена 3

Классицизм и просвещение

"Робинзон Крузо" – не детская литература 3
"Путешествия Гулливера" – ещё более недетская книга 3
Торжество трагедии: Расин, Корнель. Трагедия комедий Мольера 3

Сентиментализм и романтизм

Два романа Л.Стерна. Пустые страницы и недописанные произведения 3
Чарующий немецкий романтизм. Фаустианский сюжет о продаже души. Зло в обличье добра 3

Реализм в Европе

Большие романы Гюго. "Это убьёт то" (о книге как разрушителе храмов и веры) 3
Попсовость госпожи Бовари 3
"Человеческая комедия" Бальзака 3
"Нечеловеческая" "некомедия" Золя 3

Реализм в России

Пушкин – реалист? "Евгений Онегин" – центр русской словесности и основа всех русских романов 3
Почто погибла Катерина? «Лес, братец»? Калинов-град 3
Достоевский по Бахтину. Героев и людей нет, есть – идеи 3
«Белая гвардия» Булгакова – последний русский роман XIX века?  

Модернизм

Кафкианский литературный процесс. "От Калигари до Гитлера". Ремарком по Хэмингуэю и наоборот 3
Интеллектуальный роман Томаса Манна. При чём тут Миядзаки? 3

«Соцреализм»

Литература в СССР есть. Соцреализм – соцклассицизм. Шестидесятники+ 3

Постмодернизм

Магический реализм латиноамериканской литературы. Возвращение к сотворению мира и человека 3
Толкин, Льюис, даже Брэдбери, но не без Роулинг. Фэнтези - жанр или правда жизни? 3
    102

 

 

Содержание учебно-тематического плана

Раздел: Античность

Тема: ИдеЯсона и мИдея

 

Начнём с моих любимых вопросов:

1) Почему православный магазин в Сыктывкаре называется "Медея" и как это отражается на ассортименте? Зубы дракона снова в свободной продаже. Что-то про симонию?

2) Где жил Ясон и где Медея? Глядим в карту.

3) Арго и ковчег - можно ли сопоставлять? По каким признакам, отвечай немедленно:)

4) Золотое руно, Руно Орошенное, Гедеон - я что-то путаю? Или все что-то путают? Распутываем и переходим к фильцеванию (это слово так пишется?)!

5) Как правильно выбрать жену? Новая тема.

6) Как правильно выйти замуж? Старая тема.

7) "Остров проклятых" с Ди Каприо - это вариант мифа об аргонавтах? Дарина, спасибо!!!

8) А если все герои мифа - это движения твоей души в тебе самой, то кто они в тебе и какая драма разыгрывается в твоём сердце? К.П.Эстес, бегущая с волками, поможет?

9) Феминисткам есть где разгуляться?

10) Дети. Дети - это плоды взаимоотношений двух идей. Идеи Ясона и идеи Медеи. Почему одна идея провоцирует другую к умерщвлению их общих плодов?

 

 

Раздел: Метафизика слова Древней Руси.

Тема: Сакральное отношение к слову в древнерусской литературе

 

О чём планируется разговор:

1) Физика и метафизика - как это по-гречески?

2) Органы чувств, постигающие метафизическое.

3) Древняя Русь - это кьде и егда?

4) Слово - священно. В смысле?

5) Слово и Логос.

6) Кем, как, когда и зачем пишется Священное Писание (Библия) последние 3000 лет.

7) Кто сказал, что Библия - это Библия?

8) Древнерусская литература состоит из библейских цитат и...

9) Древнерусская книга как словесная икона.

10) Для чего нужна Церковь?

 

Бонусы:

1) Можно ли читать Библию? Как и зачем?

2) Почему православный родитель нарекает, крестит, кормит и воспитывает детей, не дожидаясь их совершеннолетия?

3) "Известие учительное". Слышали о таком?

 

 

Раздел: Метафизика слова Древней Руси

Тема: Летопись - не историческое произведение, а эсхатологическое

 

Можно заранее обдумать (загуглить) следующие моменты:

1) Летописание, осенеписание, зимописание и веснописание. Этимология и семантика кароч.

2) Когда был сотворён мир и когда был конец света (генезис и эсхатология - для знатоков и любителей греческого языка).

3) А с каких времён, событий и местностей начинается русская летопись? Ого! Это же цитаты и реминисценции, а не пересказ событий!

4) 1492 год. При чём тут это вообще? А Мел Гибсон каким тут боком?

5) Как подробно описать события 300-летней и 3000-летней давности? Спросите Нестора, Никона, Сильвестра и иХже с ними.

6) Летопись - это не про то, как это было на самом деле в современном научном понимании, но это то, как это есть в высшем средневековом христианском смысле.

7) XXI век - начало эпохи нового средневековья (по Е.Водолазкину).

 

 

Раздел: Метафизика слова Древней Руси

Тема: "Слово о полку Игореве": от тьмы затмений к трисолнечному свету

 

Повторяем давно известное:

1) Гениальный/посредственный текст XII века или посредственная/гениальная подделка времён Екатерины II?

2) Имя автора известно мистикам, но неизвестно учёным.

3) Кто читал "Слово о полку Игореве"? Или кто видел? Или кто видел тех, кто говорит, что читал "Слово..."?

4) Тёмные места, тьма затмений, тьма прочтений и интерпретаций.

5) Язычество vs христианство. Баттл.

6) Князь Игорь - оборотень, оживший покойник (но не зомби апокалипсиса?). Добавим ещё одно греческое слово - эсхатология (куда ж без этих греческих терминов?).

7) Не забыть придумать идею текста.

 

Ах да, у кого хватит сил:

1) Что общего между хоббитом (Бильбо? Фродо? Сэм?) и князем Игорем?

2) Игорь-Георгий выступает в поход 23 апреля в Юрьев день на Светлой седмице на третий день по Пасхе (Воскресению Христову), Христос – Солнце Истины. «Светлое и тресветлое солнце», к которому обращается Ярославна, и «…с Тобою, Христе мой, светом трисолнечным, просвещающим мир» из молитвы Симеона Нового Богослова в «Последовании ко святому причащению».

3) Старая добрая традиция приносить девушек в жертву змию («Чудо Георгия о змие» и «Ярославна на Дунае…»

4) Миф об уничтожении лишних солнц.

5) Мысью по мировому древу. Рисуем схемки.

 

 

Раздел: Язык и переводы Библии.

Тема: Многотысячелетняя история составления библейского канона

 

Выясняем, задаём вопросы:

1) Кем, когда, о ком, для кого написана Библия.

2) Что? Перевод древнее оригинала?

3) Гармония Ветхого и Нового Заветов (4-частный состав обоих).

4) Учимся вносить искажения и не делать этого. Сравниваем греческий, церковно-славянский и русский синодальный переводы о Каине и Авеле (по книге Бытие и 1-му посланию Иоанна).

5) Новый Завет предшествует Ветхому. В каком смысле?

6) Библию читать опасно для ума и спасения. Разве?

7) Как правильно читать Библию. Неужели есть инструкция?

8) Священное Писание и Священное Предание. Святоотеческое толкование как охранение Духа Писания.

 

Дополнительные недоумения:

1) Кирилл (Константин) нашел Евангелие и Псалтирь, написанные "русскими буквами", а потом уже выучил язык и перевёл сам. Так в житии Кирилла и Мефодия сказано. И давно у русских Священное Писание и богослужебные тексты?

2) Как давно в России читают Библию? Эта книга вообще для чтения?

3) Перевод - это уже толкование?

 

 

Раздел: Язык и переводы Библии

Тема: Книга Иова с комментариями и в современном переводе Е.А.Авдеенко как ключ к пониманию Библии, или КНГАИВСКММНТРЙМИВСВРМННМПРВДАВДНККККЛЧКПНМНЙББЛ

 

Доумеваем:

1) Можно ли читать без гласных и пробелов? О некоторых особенностях древнееврейского языка.

2) Существуют две Книги Иова. Это как? Чудеса перевода и перетолкования:)

3) Как изменить идею книги от прообраза Христовых страданий до гимна сатане? Капельки дёгтя в море мёда.

4) Можно ли быть "истинным, непорочным и удаляющимся от всякого зла", ничего не зная об истории Израиля и Моисеевом законе и не читая Библии? Отвечает Иов.

5) Кем были друзья Иова (по Септуагинте и Масоретскому тексту)? Советы друзей.

6) Бегемот - не животное? Идейный приквел "Мёртвых душ".

7) Левиафан и Бехемот - близнецы-братья.

8) Когда в православной церкви на службе читают книгу Иова?

9) Дух буквализма: в поисках изъяна.

 

Если вдруг:

1) Тетраграмматон.

2) Софрим, нагданим и «баале ха масора». Яхве или Иегова? Ещё варианты?

 

 

Раздел: Ренессанс.

Тема: Подражание античности. Гуманизм и гуманисты: добро или зло?

 

Ищем:

1) Возрождение подражает или возрождает античность?

2) Гуманизм - заземление или отрыв от земли? Как тут может помочь фильм "Гравитация" (2013)?

3) Титаны Возрождения и "обратная сторона титанизма" (А.Ф. Лосев).

4) Черепашки-ниндзя Возрождения и их наставник чумовая крыса-мутант рекламируют итальянскую пиццу и дружат с рыжими женщинами.

5) Смеховая культура, возведённая в степень неоплатонизма. "1, 2, 5, кубик" (числа ФВ-наччи).

6) СМЕх как отрицание СМЕрти. Вера и смех - кто сильнее?

7) Было ли Возрождение на Руси? Почему?

8) Что заявляет и отрицает гуманизм, против чего протестует протестантизм, как мы с этим обходимся сегодня?

 

Допы:

1) Чистилище - детище гуманизма или коммерческий ход?

2) Мытарства и чистилище. Воздушные демонические замки и подземные адские чертоги.

 

 

Раздел: Ренессанс

Тема: Данте расправился со своими врагами в "Божественной комедии"

 

Заглубляемся:

1) Кем были враги Данте: политическая подоплёка.

2) Данте изгнали из Флоренции, и он отправился в пещеры Бари, где был бесплатный спуск в преисподнюю. Или платишь «надеждой»?

3) На каком языке говорят и пишут в Италии? Что есть тосканский диалект?

4) Погружаемся в ад собственной души: психологический тренинг.

5) «Ад», «Чистилище» и «Рай» - не приквел (идейный, сюжетный) «Мёртвых Душ»? L

6) Герои литературы, побывавшие в аду и возвратившиеся обратно. Хоббиты – подойдут? Подойдут, но не скоро.

7) Бог у Данте – математик? Как по-гречески будет «ученик»?

8) Вергилий, Беатриче и сенбернар – найди 9 схождений.

9) Так про что «Комедия» Данте? Гайдай пóбоку.

 

Повторяем, кто в теме, но уже в этой теме:

1) Католическое учение о чистилище, индульгенция и «удовлетворение за грехи».

2) И другие учения о посмертном существовании.

3) Свет в конце туннеля и «Душа после смерти» о.Серафима (Роуза), а также «Жизнь после смерти» митрополита Иерофея (Влахоса). Кто построил египетские пирамиды (шутка). Кто построил воздушные замки (не шутки).

 

 

Раздел: Ренессанс

Тема: Гамлет и Дон Кихот на одном перекрёстке истории и литературы

 

Как-то так:

1) Шекспир не придумал ни одного сюжета своих трагедий? Сервантес не придумал Дон Кихота?

2) У Сервантеса не была руки, а Шекспира самого не было:) И умерли они в один день.

3) Гамлет, Дон Кихот, Золушок, Иванушка-дурачок, главные герои мультика «Падал прошлогодний снег» и фильма «Любовь и голуби» – блаженные, юродивые, сумасшедшие, дурачки (святые?).

4) Считаем умерших «по вине» Гамлета и Дон Кихота. Кто из них сильнее?

5) Гамлет и Дон Кихот как национальные эпические герои.

6) «Так быть али не быть – вот ведь вопрос в чём». О переводах. О диалогичности.

7) Какие сны видят холерико-меланхолики Гамлет и Дон Кихот, что читают, как сходят с ума, как обманываются и пытаются восстановить расшатанный мир, кого любят и как умирают.

8) Возможность зацикленности сюжета в «Гамлете», «Дон Кихоте» и м/ф «Падал прошлогодний снег».

 

Пожалуй:

1) Перевод имён Дульсинея и Офелия. Они тоже сумасшедшие?

2) Тень отца Гамлета – демон. Сюжет Гамлета запущен демоническими силами или просто «запущен»? Сюжет обоих произведений – Человек.

3) Религия в Европе эпохи Возрождения. Во что верят Гамлет и Дон Кихот?

4) «Похороны графа Оргаса» (1586-1588) Эль Греко – в тему? Кто присутствует на похоронах?

5) Странствующие влюблённые мужчины: Гамлет, Дон Кихот, Чацкий, Онегин и др.

 

 

Раздел: Барокко

Тема: Плутовской роман - жанр на все времена

 

Мухлюем:

1) Что есть барокко вообще и в литературе – в частности.

2) Барокко. Не путать с брокколи, а плутать или плутовать во браке на барке до баркемпа.

3) Откуда взялся такой жанр плутовско́й, или пикаре́скный рома́н (исп. novela picaresca) и герой-плут (pícaro — плут, мошенник, лукавец, хитрец, авантюрист)?

4) Чем «барокканцев» не устроили «ренессанцы»?

5) Характерны ли для барокко признаки средневековья?

6) Список плутовских романов как победа Сервантеса над списком рыцарских романов (а заодно и над «списком кораблей»). Список – это приём или жанр?

7) Святыни плута, или «Уголовный кодекс мы должны чтить».

8) Смешное и серьёзное в фильме Б.Левинсона «Плутовство / Хвост виляет собакой» (Wag The Dog).

9) От плута и циника до бескорыстного и святого – один день… сурка. В преддверии 2-го февраля.

 

Вскрываемся:

1) Герой – положительный?

2) Ассоциирование читателя (зрителя) с героем, на которого направлен фокус – зомбирование и программирование?

3) Что «светит» Чичикову?

 

 

Раздел: Классицизм и просвещение

Тема: "Робинзон Крузо" - не детская литература

 

Путешествуем:

1) Остров – утопия? Жанры утопии и робинзонады.

2) Санчо Панса, Александр Селькирк, Робинзон Крузо и Бен Ган – единоличные владельцы и губернаторы суверенных островов.

3) Почему именно 28 лет?

4) Что читает Робинзон Крузо? Берём 10 книг на необитаемый остров. Или не книг.

5) Робинзон – летописец?

6) Остров как модель технического и социального прогресса человечества?

7) Пираты – кто это? Снова немного греческого: πειράω «искать счастья» + -τής, из греч. πεῖρα «попытка». А заодно и английского с французским: англ. Jolly Roger, от фр. Joli Rouge — досл. «милый красный».

8) А каннибалы? Сыграем в "Мафию"?

 

Возвращаемся:

1) Робинзон Крузо путешествовал по земле Коми? Музей Яренска подтверждает.

2) Он вообще вернулся домой?

3) Отшельничество. Способы защиты от безумия.

 

 

Раздел: Классицизм и просвещение

Тема: "Путешествия Гулливера" - ещё более недетская книга

 

Улёт:

1) Джонатан Свифт репетирует собственное отпевание.

2) Ирландия vs Великобритания.

3) Так где же побывал Гулливер? Лилипутия, Бробдингнег, Бальнибарби, Лапута, Лаггнегг, Глаббдобдриб, Япония, страна Гуигнгнмов – лишнее уничтожить.

4) Остров Лапута, Атлантида и град Китеж – что общего и чем отличаются?

5) «Небесный замок Лапута» Х. Миядзаки и теория о допотопных сверхтехнологиях. Советы и рекомендации, как спастись от потопа. Нетерпимая Свифтом человеческая гордыня.

6) Небесный замок Лапута и воздушные замки поднебесных духов злобы.

7) Альтернативная реальность – притча вообще или притча об аде (вспоминаем круги Данте и перебираем мульты Миядзаки). О рае?

8) Распад мира на фоне немыслимых земных технологий и деградация человечества в «Путешествиях Гулливера».

 

Так, что ещё:

1) Этимология и поэтическое языковое чутьё.

2) Робинзонада, лилипут, хоббит. А какие слова, вошедшие в словари, придумал ты?

3) «Дом, который построил Свифт» Г. Горина.

 

 

Раздел: Классицизм и просвещение

Тема: Торжество трагедии: Корнель, Расин. Трагедия комедий Мольера

 

И вновь:

1) Смена культурных эпох. Подражание античности или ренессансу.

2) Жанр трагедии в его культурно-историческом развитии. От мистериального катарсического обряда к театрализованному решению социально-нравственной проблемы чувство/долг.

3) Много букав: «Медея», «Сид», «Эдип», «Золотое руно», «Ифигения», «Федра», «Эсфирь», «Гофолия». Домашнее задание: гуглим сюжеты и традиции.

4) Античная комедия (Аристофан), комедия ренессанса (Данте), комедия просвещения (Мольер). Дилетантские рассуждения. От комедии до комедии 2000 лет.

5) Комедия и юмор, сатира, обличение. Мольер и Свифт: кто больше принёс пользы человечеству.

6) «Тартюф, или Лицемер». Природа и плоды лицемерия.

7) Вспоминаем «150 Дон Жуанов» из «Страны литературных героев».

8) «Мизантроп» Мольера и «Горе от ума» Грибоедова.

 

Ваще не влазит:

1) Комедия как жанр кино.

2) А трагедия в кино – это как?

3) Комедийные и трагические видеоигры бывают? Вопрос к профессионалам.

4) Успеть Брейгеля.

 

 

Раздел: Сентиментализм и романтизм

2 темы.

1. Два романа Лоренса Стерна. Пустые страницы и недописанные произведения.

2. Чарующий немецкий романтизм. Фаустианский сюжет о продаже души. Зло в обличье добра.

 

Не сантименты:

1) Закончилось путешествие – завершился роман (не любовный, не романтический).

2) Путешествие как жанр. История вопроса и ответов. Примеры произведений. За диплом.

3) Роман как жанр. М.М. Бахтина не пора ли позвать на подмогу?

4) Начать роман можно. А закончить? Может ли романное время идти медленнее реального времени? Скорее, проще ответить на обратный вопрос.

5)

 

Не романтика:

1) Roma. Times New Roman. Это имеет отношение к романтизму как художественному направлению и роману как жанру?

2) Фаустианский сюжет и сюжет о продаже души. Предшественники Гёте.

3) Савва Грудцын – русский, но не Фауст. О кладбищах ещё.

4) Потеря тени и продажа души. «Удивительная история Петера Шлемиля».

5) Зло в обличье добра, или Дьявол несёт “Правду” J – реверанс в адрес Е.В. Есевой. Создадим ещё 10 и более занятий.

 

Ой! Третий раздел:

1) Практика создания анонсов и заголовков занятий.

2) Писательство как терапия, как особый тип мышления, как нейролингвистическое программирование, как рефлексия, как…

 

 

Раздел: Реализм в Европе

Тема: Большие романы Гюго. "Это убьёт то" (о книге как разрушителе храмов и веры)

 

То:

1) Гюго-романтик и Гюго-реалист. Два Гюгы? Во Франции: Гюго – великий поэт и драматург! В России: Гюго – поэт и драматург? Три Гюгэ? Не, не слышал.

2) Дальнее и ближнее пограничье: реализм против романтизма и возрождение против средневековья в романах Гюго.

3) Нотр-Дам-де-Пари – огонь! И этот огонь жжот давненько и со вспышками. Перечисляем ожоги, начиная с XII в. Из последних – мюзикл в Книге рекордов Гиннесса.

4) Это убьёт то. Книга и храм. Возрождение и средневековье. Буква и Дух. Закон и Благодать. Разбираемся с культурологическими, религиозными и философскими антиномиями. Электронная книга и книги бумажные. Книгопечатание и рукописание. То ли дело – береста? Глиняные таблички форевер!

5) Традиция разрушения древних зданий и религиозных строений. Оля Хохлова против!

6) Квазимодо, Эсмеральда и кто-то там ещё. Коза?

 

Сё:

1) Лавры «Отверженных» не дают покоя Льву Толстому? Большие романы.

2) Кто отвержен, кем и от кого (чего)?

3) Житие внутри французского романа-жития.

4) Великая французская революция и культурно-исторический облик Франции. Монархия и республика.

5) Бродяжничество и путешествие. От древности до наших дней. Вопрос метафизический и «странный».

6) Парижская канализация XIX в. Черепашки-ниндзя не обнаружены? Как?!

7) Я плакал. Правда.

 

 

Раздел: Реализм в Европе

Тема: Попсовость госпожи Бовари

 

Однажды в далёкой попсовой Галактике:

1) Попсовость, китч, пустышка, пошлая, заурядная, тривиальная натура. Читаем словарь!

2) Безнравственный роман Флобера «Госпожа Бовари» 12+

3) Идеал возлюбленного сформирован женскими романами, сериалами и Инстаграмом. Прокрустово ложе. В чём подвох?

4) Тоска и скука по красивой и романтической страсти. По чему стоит тосковать?

5) Хлыщи всегда похожи на идеал?

6) Штампы в речи, поздравительных открытках и любовных письмах. Поздравляем тумбочку. Читаем и листаем соцсети. Инстаграм Эммы Бовари

7) Плоская и тривиальная жизнь – плоская и тривиальная кончина.

8) Бегство из пошлости в пошлость и обратно. «Мир цвета плесени».

9) Ложная модель любви, жизни и мещанство скрыли истинную любовь мужа, пожертвовавшего ради неё своей карьерой и репутацией.

 

Наша Галактика:

1) Создадим Инстаграмы домохозяйки Эммы Бовари и бизнес-тренера Павла Ивановича Чичикова.

2) Странице ВКвазимодо – быть.

3) Из попсовой ситуации – к звёздам? «Девушка со спичечной фабрики» Аки Каурисмяки и «Девочка со спичками Х.К.Андерсена.

 

 

Раздел: Реализм в Европе

Темы: "Человеческая комедия" Бальзака и "Нечеловеческая" "некомедия" Золя

 

Человеческое:

1) 143 романа – это безъчеловечно, пусть будет 96. Полифоническая композиция Бальзака и полифонический сюжет Достоевского. Достоевский – переводчик Бальзака. Оба умерли через полгода после избавления от долгов.

2) де и не де. От Бальзака до Рюбампре. Скользкая социальная лестница: полезли?

3) Личные страсти + социально-историческая среда. Куда бы тут вставить мистицизм? Шагреневая кожа – договор о продаже души или просто жизнь, состоящая из убивающих желаний?

4) Этюды о нравах, этюды философские и этюды аналитические. Трёхчастность – где-то это уже было. Данте и Гоголь коррелируют?

5) Куда делась Корделия? «Отец Горио» Бальзака и «Степной король Лир» Тургенева.

6) Жак КОЛЕН для РАСтиньяка как демоническая идея РАСКОЛЬНикова. Так происходят литературоведческие открытия мирового масштаба.

7) Совесть Бальзака и категорический императив Канта. Утра(ч)иваем иллюзии.

 

Циклическая интермедия:

1) Бальзак на душу, или Не сыпь Золя на рану. Романы-циклы. Художественное перетекло в научное. Притчевость угасает.

2) Вселенные: Бальзак, Золя, Marvel, DC и др. Примеры в студию, и кто больше.

3) Женщины бальзаковского возраста и тургеневские девушки.

 

Нечеловеческое:

1) Натурализм как эксперимент над героями-насекомыми. Рай энтомолога. Плоды, в которых ничего нет (фото адекватнее натуралистического гиперреализма). Импрессионизм как спасение живописи.

2) Золя – предельщик-беспредельщик реализма.

3) «Биологическая и общественная история одной семьи в эпоху Второй империи». Всего лишь 20 романов. Наследственность. Раса-среда-момент Тэна.

4) Биологическая мифология Ругон-Маккаров. ДНК и смешение генов. Интеллектуалы высшего общества и трудовые нищеброды – близкие родственники.

5) Алкоголизм как заразная генетическая болезнь. Гениальность – форма психоза?

6) Поезд – символ постоянной суеты и холодного механического века. Из пункта «Золя» в пункт «Толстой».

7) Механизмы «Пармы» и «Макси» раскрыты в «Дамском счастье». Время зарабатывать на шагреневую кожу.

 

 

Раздел: Реализм в России

Тема: Пушкин – реалист? "Евгений Онегин" – центр русской словесности и основа всех русских романов

 

В.С.Непомнящий:

1) Роман, но в стихах. История и личное. «Большое стихотворение, которое, вероятно, не будет окончено».

2) Хандра Онегина – главное событие I главы. Взглянем на столы. Послушаем рифмы к слову «брегет».

3) Поэт – Татьяна? Чтение книг. Надгробные надписи, слова. Poor Jorick Шекспира и Стерна.

4) Пророческая бессонница Татьяны. Романтический мрачняк. Письмо.

5) Как исповедь стала проповедью. Татьяна – дерево? Про что вообще IV глава?

6) Пророческий сон Татьяны и дуэль. Механизм первой главы сработал с точностью брегета. Мозги по пирсу?

7) Татьяна горит как Москва и Жанна д’Арк. Кому вообще может нравиться Татьяна?

8 – Конец и начало, компендиум всех глав. Письмо. Очередь Татьяны: кому нужна её исповедь? Замужество или монашество? День осьмый.

 

Помнящий:

1) Чем закончился «Онегин»?

2) Две России. Каиниты и Сифиты.

3) «Евгений Онегин» и… «Слово о полку Игореве», «Горе от ума», «Мёртвыя души», «Обломов», «Дворянское гнездо», «Бесы», «Война и мир», «Обыкновенное чудо». Кажется, что-то забыли: ещё десятки произведений.

 

 

Раздел: Реализм в России

Тема: Осколки Евангелия воскресят мёртв ых ду ш (sic!). Жжом в 3-х томах.

 

Том I:

1) Гоголевская ответочка Пушкину и Гомеру (впрочем, тоже Пушкину). Проблема (не проблема?) жанра. Житие великого грешника.

2) Чичиков, или Туда и обратно. Ни холоден, ни горяч…

3) 2 типа расчеловечивания. Повторим и ужаснёмся. Что растёт на груди Ноздрёва?

4) Мёртвые не потеют. Поэтому не моются в душе? Самосознание Собакевича-медведя.

5) Любезный Павел Иванович – Капитан Копейкин – Наполеон – Антихрист. Высмаркивание – «важная деталь для следствия». Зло в обличье добра. Антихрист – идея, личность?

6) 14 – сакральное число? Какие храмы в Маниловке? Духовное наслаждение. «Не слыхали человеческие уши».

7) Продажа и покупка душ с землёй и без земли. Песня «Сказочная тайга» группы «Агата Кристи» и другие любимые произведения на эту тему.

8) Набожность Коробочки и почёсывание пяток. «Мёртвые души – дело не от мира сего». Христианское человеколюбие Чичикова.

9) «Вот граница!» сказал Ноздрев: «всё, что ни видишь по эту сторону, всё это моё, и даже по ту сторону, весь этот лес, который вон синеет, и всё, что за лесом, всё это моё». А ещё Ноздрёв обзывает Чичикова езуитом.

10) Разбойники, христопродавцы. О мёртвых душах как о хлебе.

11) «Как несметное множество церквей, монастырей с куполами, главами, крестами рассыпано по святой благочестивой Руси, так несметное множество племен, поколений, народов толпится, пестреет и мечется по лицу земли». Народ – язык – слово – речь – губа.

12) Сухарь из кулича и ликёрчик. Благословение Плюшкина. Без причастия нет воскресения?

13) Елизаветъ Воробей. «Две горлицы…»

14) Устьсысольским наваляли. Носос – сквозная простуженная тема Гоголя. Какого числа у майора Ковалёва пропал нос?

15) «Мертва книга пред живым словом».

16) «Быстро все превращается в человеке; не успеешь оглянуться, как уже вырос внутри страшный червь, самовластно обративший к себе все жизненные соки». Чичиков холоден и горяч?

17) Летящие кони и осколки евангельских искр. Тройка-Русь и всадники Апокалипсиса. Кто 4-й всадник в поэме. Куда дели 4-ю лошадь?

 

Том II:

1) «Ад», «Чистилище» и «Рай» - не приквел (идейный, сюжетный) «Мёртвых Душ»? Кто проводник и кто путешественник?

2) Католическое учение о чистилище, индульгенция и «удовлетворение за грехи». Мытарства и 40 дней в православии.

3) Свет в конце туннеля и «Душа после смерти» о.Серафима (Роуза), а также «Жизнь после смерти» митрополита Иерофея (Влахоса). Кто построил египетские пирамиды (шутка). Кто построил воздушные замки (не шутки). Рай и ад. Ад-ам и йарей (жрец, жар, ярый).

4) Список плутовских романов как победа Сервантеса над списком рыцарских романов (а заодно и над «списком кораблей»). Список – это приём или жанр? Записки «о здравии» и «о упокоении».

5) Святыни плута, или «Ревизские волшебные сказки мы должны чтить». Что «светит» Чичикову?

6) От плута и циника до бескорыстного и святого… Воскрешение Лазаря и «Преступление и наказание» – ещё один III том найден. Ещё? «Ревизор»?

7) Чем закончились «Евгений Онегин» и «Мёртвые души»? Пушкин женился, а Гоголь...

8) Гармония Пушкина. Искажение пространства у Гоголя. Распад времени у Лермонтова.

 

 

Раздел: Реализм в России

Тема: Достоевский по Бахтину. Героев и людей нет, есть – идеи

 

Рискнём:

1) «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» как контрапункт и хронотоп. Переписка с Анной Григорьевной как культурно-историческое наследие. «Воспоминания» А.Г. Достоевской – автобиографический полифонический роман с горячо любимым мужем?

2) Достоевский родился как новый Гоголь. Рим и Сибирь – прекрасное далёко?

3) Игрок Достоевский проигрывает и – выигрывает. Сумма чисел на рулетке.

4) Монологичность и диалогичность. Человек незавершённый и нерешённый. Реальный диалог автора со своим вымышленным героем (Татьяна сама вышла замуж). «Свобода героя – момент авторского замысла». Создать камень, который сам поднять не можешь.

5) Герой – слово – идея – дух.

6) Нельзя прочитать. Можно вступить в диалог. Роман как драматургия и перформанс. Полифонический роман и фильм «Начало» («Inception») К.Нолана.

7) Мениппея, полифонический роман, хронотоп. Шо, опять?

 

i:

1) «Великое пятикнижие» Достоевского. Называем:

а) «Преступление есть наказание игрока с идеями»;

в) «Идиотизм заразен, умная вакцина в стадии разработки»;

г) «Бесы на сцене и в уме»;

д) «Переписка с подрастающими поколениями идей»;

е) «Братья Карамазовы в сговоре с отцом своим д.».

2) Как жить и писать в долг. Сериальность как хронотоп. Взаимообусловленность времени и пространства. «Назад в будущее» или «Интерстеллар»? Земекис и Нолан читали Достоевского, Бахтина, Эйнштейна?

3) Житие великого грешника – жанр и сюжетообразующий элемент. Античность всё-таки или литература средневековой Руси? Напомнить про Е.Водолазкина.

4) Чем закончился диалог Достоевского со своими героями? «Дневник писателя» и «Речь о Пушкине».

5) Ответьте, как экранизировать Достоевского?!

 

 

Раздел: Модернизм

Тема: Кафкианский литературный процесс. "От Калигари до Гитлера". Ремарком по Хэмингуэю и наоборот

 

«Процесс» над эпохой:

1) Кафка, грефневая. Мы рождены, чтобы Кафку сделать былью. Кафка жжот, но его рукописи выгоднее продать на Златой улочке в Праге, чем захоронить на кладбище тор.

2) Расхристианизация культуры. Модернизм и мистика. Эзотерика, атеизм, наукообразность, позитивизм. Жениться – проблема для эпохи модернизма?

3) Герои Кафки не просыпаются? Сон – ад? Пробуждение – ад? «Превращение» по Набокову. Незавершённые романы всегда чем-то заканчиваются. Кафка не женится и… «Процесс» всё ещё длится. В «Замок» попасть невозможно.

4) Немое кино Веймарской республики вопиет и прорекает. Или программирует? Из «Кабинета доктора Калигари» выходят сомнамбулические идеи и предчувствие о Гитлере. Нюрнбергский процесс.

 

«Потерянное поколение» никто не ищет:

1) Что и кого мы потеряли в Первую мировую. Германия и Россия.

2) Писатели потерянного поколения в поисках чего и кого? Автомеханики создали термин «потерянное поколение». Великая депрессия истории и человека.

3) На западном море взаймы без прощай

фиеста и фронте восходит

солнце оружие жизнь и старик

и перемен. Требуют наши сердца? (Нужное подчеркнуть)

4) Аутсайдеры и диссиденты – дети потерянного поколения? Кто управляет миром? Как выйти из-под присмотра Старшего Брата, если ты главный герой «Шоу Трумана»? Попадёшь ли ты в число «Меняющих реальность»?

 

 

Раздел: Постмодернизм

Тема: Магический реализм латиноамериканской литературы. Возвращение к сотворению мира и человека

 

Игра в:

1) бисер, классики, лотерею, Борхеса, хронопов, фамов, надеек, Пьера Менара, Сервантеса, Коэльо, Мураками, постмодернизм, классику, демиурга, человека (ненужное – порвать и склеить).

2) Образ слепого библиотекаря в реальности и в литературе. Магический реализм и граница между трансцендентным и имманентным. Мифопоэтическое, фольклорное и религиозное восприятия мира.

3) Несуществующие научные работы, неработающие ссылки на источники, известные произведения под фамилиями других авторов… Интернет – вавилонская библиотека слепого библиотекаря Борхеса? Жёны слепых философов.

4) Правила игры в классики. Ностальгия по «Русской гимназии». Можно ли написать 2 романа в одном? А 3? А5? Кубик? Европа и Латинская Америка. Латинская, Хулио! То есть Карл! То есть Кортасар!

5) Другое небо магического писателя-реалиста и магического читателя.

6) «Все огни – огонь». Соль и люди земли.

 

Одиночество с:

1) Хорхе Луисом Борхесом, Хулио Кортасаром, Жоржи Амаду, Габриэлем Гарсиа Маркесом, Марио Варгасом Льосой, Эрнесто Че Геварой, Фиделем Кастро, Гарринчей, Диего Марадоной. Рука Бога. Создать страну и церковь.

2) Что не так с одиночеством? Пишем полковнику! Лекарство и симптомы распада. Лёд – бОльшее чудо, чем вознесение Ремедиос? Чудо наползает на реальность, просачивается, просвечивает. Переезд из Йокнапатофы в Макондо.

3) Дождь. Бессонница. Забвение. Обезьяна произошла от человека, вкусившего от «Apple». «Космическая одиссея 2001» vice versa.

3) Конец света, ИНН, советские паспорта. Битва за спасение и война со слугами князя мира сего. Чем заканчивается конец света? Копим «Сникерсы».

 

Посторонним ВВ:

1) своим.

2) Сборник лирики в жанре анонсов.

3) Повторить?

4) Пожелания, предложения, посягания.

 

 

1.4. Планируемые результаты

Предметные:

1) сформированность представлений о мировом литературном процессе как части общечеловеческого гуманитарного знания;

2) сформированность представлений о культурных эпохах как многофункциональной развивающейся системе;

3) владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

4) владение умением анализировать единицы различных языковых и литературоведческих уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

5) сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

8) понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений;

9) владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста;

10) сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле;

11) владение начальными навыками литературоведческого исследования историко- и теоретико-литературного характера;

12) умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка);

Метапредметные:

2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать эффективные средства реализации цели и применять их на практике;

5) использование различных источников для получения филологической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

Личностные:

1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую филологическую науку, трудолюбие, целеустремленность;

2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной и профессиональной траектории;

3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.


 

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Условия реализации программы



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: