Монография
Редактор Г.В. Загребина
Компьютерная верстка И.О. Миняева
Выпускающий редактор Н.В. Беганова
Подписано в печать 12.09.12.
Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная.
Усл. п. л. 7,51 Уч..-изд. л. 7,49
Тираж 100 экз. Рег. № 31/12.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Самарский государственный технический университет»
443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244. Главный корпус
Отпечатано в типографии
Самарского государственного технического университета
443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244. Корпус №8
[1] Буше Николай Александрович — доктор техн. наук, профессор, автор основополагающих разработок в области совместимости трибосистем и создания антифрикционных сплавов. За выдающиеся достижения в области трибологии в 2002 г. Международный совет по трибологии наградил Н.А. Буше Золотой медалью.
[2] Надежность и долговечность – часто используемое в литературе, но некорректное словосочетание, поскольку понятие долговечность входит в понятие надежность, наряду с безотказностью, сохраняемостью и ремонтопригодностью (прим. авт.).
|
|
[3] Синерги́зм (от греч. syn — вместе, ergos — действующий, действие) — суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их совместное действие существенно превосходит сумму эффектов, создаваемых каждым фактором в отдельности.
4 Безызносность (эффект избирательного переноса) – эффект резкого снижения коэффициента трения и скорости изнашивания при возникновении динамического равновесия между процессом образования суспензии из продуктов изнашивания со смазочным материалом и процессом разрушения суспензии с возвращением продуктов изнашивания на поверхности трения. Эффект был открыт Д.Н. Гаркуновым и И.В. Крагельским при работе пары трения (латунь + сталь) в среде глицерина.
[5] К катастрофическим видам изнашивания относятся не только изнашивание при схватывании, но также абразивное изнашивание и контактная усталость. Появление каждого из них в процессе эксплуатации приводит к быстрому выходу узла трения из строя. Задача триболога – минимизировать вероятность их появления уже на этапе проектирования трибоузла.
[6] Формулировки «оптимальное состояние» и «оптимальные характеристики» следует употреблять с осторожностью, поскольку, строго говоря, научные подходы, разработанные в теории оптимизации, как правило, в трибологических исследованиях не применяются.
[7] Здесь совместимость при трении определяется так же, как и в ГОСТ 27674-88.
[8] При испытаниях всегда можно наблюдать закономерность – любое изменение момента (силы) трения вызывает с некоторым запаздыванием соответствующее изменение температуры узла трения. Причем характер изменения трения может быть любым (монотонным или скачкообразным), а изменение температуры всегда носит экспоненциальный характер.
|
|
[9] Чаще используется первый показатель представляющий собой безразмерную величину, физический смысл которой состоит в величине линейного износа (в метрах) образующегося за один метр обусловленного пути трения.
[10] На фактической площади контакта при трении всегда происходит процесс пластической деформации, приводящий к изменению шероховатости и наклепу поверхностного слоя. Но эта деформация затрагивает только вершины неровностей и не распространяется на более глубокие слои.
[11] Кавитационные пузыри растворяются в жидкости за тысячные доли секунды при этом схлопывание каверны вызывает появление кумулятивного эффекта, значительно повышающего давление жидкости в области гидроудара. В связи с этим возникает перфорирующее воздействие среды на изнашиваемую поверхность.
[12] В данном разделе использованы данные сайта http://www.dragonoil.com.ua/ru/need_to_khow/guide/prisadki/
[13] Все эксперименты в данной книге проиллюстрированы на примере исследования фрикционной совместимости элементов герметизированных опор скольжения трехшарошечных буровых долот. В каждом конкретном случае процедура эксперимента и форма протокола могут носить некоторые индивидуальные черты.
[14] Сродство – способность одного тела связываться с другим телом с образованием соединения с высокой энергией связи.
* Эффект самопроизвольного возникновения давления между трущимися поверхностями в клинообразной пленке смазочного материала, способного удерживать приложенную на контакт нагрузку, открыл Б.Тауэр в 1883 году, положив основу для создания гидродинамической теории смазки.