3.1. Стимулирующие выплаты по Постановлению Правительства РФ №415.
3.1.2. Медработники.
Как ни парадоксально, от необоснованного сужения круга получателей выплат пострадали буквально все те категории медицинских работников, которые были непосредственно упомянуты в Постановлении №415 (пункт 10 Правил предоставления межбюджетных трансфертов):
а) врачи скорой медицинской помощи, в том числе в составе специализированных выездных бригад;
б) средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи (фельдшеры скорой медицинской помощи, медицинские сестры, медицинские сестры-анестезисты);
в) фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи;
г) врачи подразделений, оказывающие первичную медико-санитарную помощь (в том числе врачам-инфекционистам, врачам общей практики (семейным врачам), врачам-педиатрам, врачам-педиатрам участковым, врачам-терапевтам, врачам-терапевтам участковым, врачам-пульмонологам);
|
|
д) средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, в том числе среднему медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских пунктов, фельдшерских здравпунктов,
е) младший медицинский персонал, обеспечивающий условия для оказания первичной медико-санитарной помощи;
ж) врачи, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях (в том числе врачам-инфекционистам, врачам-анестезиологам-реаниматологам);
з) средний медицинский персонал, участвующий в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях;
и) младший медицинский персонал, обеспечивающий условия для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях.
Особых проблем с выплатами по 415-му постановлению не испытывают (примерно с середины мая) только те медики из этих категорий, кто работает в стационарных подразделениях («ковид-госпиталях») и бригадах скорой помощи («спецбригадах»), которые были официально перепрофилированы для оказания специализированной помощи больным Covid-19. Это сравнительно небольшая в масштабах страны группа работников.
Согласно вышеуказанному пункту 10, выплаты всем вышеуказанным категориям полагаются в связи оказанием медицинской помощи двум категориям пациентов:
1) гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция,
2) лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией[1].
Однако в мае Минздрав России разослал в регионы разъяснения (письма № 16-3/И/1-6965 от 21.05.2020 и № 16-3/И/2-5951 от 06.05.2020), которыми просто исключил выплаты за оказание помощи лицам из «групп риска». Между тем, подавляющая часть сотрудников скорой помощи, первичного (амбулаторного) звена, обычных (не «ковидных») стационаров в своей ежедневной работе оказывают помощь «группам риска», более того, сами в первую очередь входят в группу риска заражения Covid-19[2].
|
|
Фактически руководство Минздрава России превысило свои должностные полномочия, распространив свою необоснованную трактовку Постановления №415 под видом официальных разъяснений, на которые Минздрав не был уполномочен[3].
В подавляющем большинстве регионов страны власти и работодатели последовали рекомендациям Минздрава, вызвав непонимание и недовольство среди широких масс медработников.
Там, где четко стали следовать рекомендациям Минздрава, а не тексту самого Постановления Правительства РФ №415, оплату медработникам «нековидных» подразделений стали осуществлять только за контакт с лабораторно подтвержденным Covid-19, причем по-разному: где-то за всю оставшуюся часть месяца с момента контакта, где-то за все фактически отработанное время в течение месяца, где-то только за ту смену, во время которой был осуществлен контакт.
3.1.2. Немедицинские работники учреждений здравоохранения.
Значительная часть этих работников исполняют свои обязанности в условиях контакта с больными и инфицированными гражданами, лицами из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, а также с инфицированными биологическими и иными материалами и объектами[4].
Выплаты этим категориям не были изначально предусмотрены 415-м постановлением.
Эта ситуация также воспринимается как несправедливая, особенно в отношении таких категорий как водители скорой помощи и уборщики служебных (производственных) помещений, фактически исполняющие трудовые функции младшего медицинского персонала (санитаров скорой помощи, санитарок и младших медицинских сестер стационаров).
Под категорией «уборщики» в настоящее время скрываются несколько сотен тысяч бывших санитарок и младших медицинских сестер, которых в последние годы лишили статуса младшего медицинского персонала с целью неисполнения в отношении этой категории медработников «майского указа» Президента России 2012 года (№ 597), предусматривающих повышение для них средней зарплаты до 100% от средней по региону.
3.2. Стимулирующие выплаты по Постановлению Правительства РФ № 484.
По 484-му постановлению формально круг получателей выплат был расширен (в сравнении с 415-м) путем включения в него водителей скорой помощи, но необоснованно сужен за счет исключения медработников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (поликлиники, ФАПы, амбулатории).
Майские разъяснения Минздрава РФ способствовали тому, что во многих регионах сотрудникам «нековидных» подразделений стали оплачивать по 484-му постановлению только отдельные смены, в которые имел место контакт с лабораторно подтвержденным Covid-19.
С этим можно было бы смириться, если бы:
1) производились выплаты за все фактически отработанное время всем медработникам и водителям скорой помощи хотя бы по 415-му постановлению;
2) принцип оплаты за лабораторно подтвержденный Covid-19 не сужал бы необоснованно количество оплачиваемых реальных случаев оказания помощи пациентам с Covid-19 (из-за низкого качества тестов, из-за того, что лабораторное подтверждение Covid-19 происходит чаще всего лишь после оказания медпомощи пациенту).
Кроме того, в ряде регионов нередко выплат по 484-му постановлению лишают работников под предлогом того, что их бригады, подразделения и медучреждения не являются официально перепрофилированными под работу с Covid-19
|
|
3.3. Страховые выплаты по Указу Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 г. № 313
5.3.1. Официально эти выплаты не распространяются на:
- немедицинских работников в медицинских организациях (за исключением водителей автомобилей скорой помощи)[5].
- медицинских работников не перепрофилированных под лечение Covid-19 медорганизаций и подразделений (поликлиники, нековидные стационары, обычные бригады скорой помощи), но фактически оказывающих помощь больным COVID-19 и лицам с подозрением на это заболевание[6].
5.3.2. Медработники и водители автомобилей скорой помощи, которым предусмотрены страховые выплаты по заболеванию Covid-19, члены их семей (в случае смерти работника) также испытывают трудности в получении выплат в связи с:
- проблемами лабораторного подтверждения Covid-19, у пациентов, которым они оказывали помощи, и как следствие с доказательством того, что работник заразился Covid-19 при исполнении служебных обязанностей,
- неоправданно коротким максимальным сроком в 14 дней (от момента контакта с пациентом и до момента официального признания Covid-19 у медработника), который используется для признания страхового случая по 313-му Указу,
- непризнанием страховым случаем заражение медработников при исполнении служебных обязанностей от других сотрудников медучреждений или от пациентов, которым они не оказывали медпомощь.
[1] Понятие «лица из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией» раскрывается в ряде нормативных документов. Согласно методическим рекомендациям Роспотребнадзора № МР 3.1.0170-20 «Эпидемиология и профилактика COVID-19» (пункт 4.5.1) к группам риска заболевания COVID-19 относятся люди в возрасте 65 лет и старше, больные хроническими заболеваниями (хронические заболевания органов дыхания, в том числе бронхиальная астма, хронические заболевания сердца, почек, печени, сахарный диабет, иммуносупрессии и др.).
Также, в Приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 года № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» используется следующее определение «лиц из групп риска»: «лица в возрасте старше 60 лет, а также лица, страдающие хроническими заболеваниями бронхолёгочной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, беременные женщины».
|
|
Кроме того, в утвержденном Минздравом РФ документе «Временные методические рекомендации «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» содержатся понятия «подозрительные случаи на Covid-19» и «вероятные случаи Covid-19». Начиная с апреля (Версия от 5 от 8 апреля 2020 г. и Версия 6 от 24 апреля 2020 г.), Методические рекомендации относят к случаям подозрительным на COVID-19 «клинические проявления острой респираторной инфекции <…>при отсутствии других известных причин, которые объясняют клиническую картину вне зависимости от эпидемиологического анамнеза». Также, начиная с 5-й версии, введено новое понятие – «Вероятный случай COVID-19», занимающий среднюю позицию между понятием «Подозрительный на COVID-19 случай» и понятием «Подтвержденный случай COVID-19». В частности, помимо клинических симптомов ОРВИ в сочетании с определенным эпидемиологическим анамнезом, в понятие «Вероятный случай COVID-19» входят:
- случаи с клиническими проявлениями тяжелой пневмонии, вне зависимости от результатов однократного лабораторного исследования на наличие РНК SARS-CoV-2 и эпидемиологического анамнеза,
- подозрительные на COVID-19 случаи при невозможности проведения лабораторного исследования на наличие РНК SARS-CoV-2.
[2] По имеющимся данным, заболеваемость COVID-19 работников медицинских организаций в три раза превышает аналогичный показатель среди остального населения, а в перепрофилированных для оказания помощи больным с COVID-19 организациях и подразделениях – в 10 раз.
[3] В письме Минздрава России от 07.08.2020 № 16-3/И/2-11232 в МПРЗ «Действие», направившего жалобу на Минздрав России в Генпрокуратуру за превышение служебных полномочий, официально признается, что (цитата) «Минздрав России не уполномочен давать официальные разъяснения порядка применения постановления № 415 и постановления № 484.
Кроме того, признается, что письма от 6 мая 2020 г. № 16-3/И/2-5951 и от 21 мая 2020 г. № 16-3/И/1-6965, адресованные
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, «не могут считаться официальным
разъяснением законодательства Российской Федерации».
[4] Уборщики служебных помещений, уборщики производственных помещений, буфетчики, работники столовых, кастелянши (фактически сестры-хозяйки), администраторы, операторы ЭВМ (ПЭВМ), медицинские работники с высшим профессиональным (немедицинским) образованием (медицинский психолог, эксперты и др.), фармацевтические работники, находящийся в структуре медицинской организации (аптека), инженерно-технический персонал, научные работники в составе медицинских организаций и др.
[5] При этом немедицинские работники среди всех заболевших COVID-19 работников медицинских организаций составляют – 11%, а среди работников COVID-госпиталей и COVID-подразделений – 12,2 %.
[6] Более 30 % всех заболевших COVID-19 медицинских работников осуществляло свою деятельность в организациях и подразделениях, не перепрофилированных для оказания помощи больным с COVID-19.