Естествознание: две трактовки

Естествознание - совокупность отдельных наук о природе, изучающих фрагменты реальности с помощью специальных методов и формирующих собственные картины реальности

Естествознание - единая наука о природе, выявляющая общие закономерности развития и функционирования мира с помощью общенаучных методов

 

Науки о природе формируются генерализирующим (номотетическим) методом

И если с ними всё более менее понятно, то вот о науках о культуре имеет смысл поговорить более подробно

 

Науки о культуре формируются индивидуализирующим (идиографическим) методом

Предметом исследования является событие, которое обладает ценностью

Ценности – установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений

Главная трактовка ценности субъектная. То, что является ценностью для исследования

Особенность наук о культуре в том, что там масса разных подходов. И это преимущество наук. Они выделяют предметы исследования с учётом человеческих ценностей

 

 

Чем является наука в современном мире

Наука является социальным институтом

(Социальный институт отличает выполнение определённых функций и наличие нормальной коммуникации у тех, кто относится к социальному институту)

Более того, наука не может существовать сама по себе, потому ей необходима поддержка от общества. Что в плане простого одобрения, что в плане ресурсов. Это позволит ей двигаться и двигать за собой всё человечество, и нам, как студентам МГУ, выпала возможность поучаствовать в этом процессе. Время реализовать свой шанс!

 

Домашнее задание:

Освоить лекционный материал, т.к. по нему будет тест!

Нужно взять программу курса через гугл диска, изучить, когда тесты и быть готовым на это

 

ЛЕКЦИЯ #3
04.09.20

 

Сегодня мы поговорим от истории естествознания, а также о традициях изучения природы. Но для этого сперва придётся ответить на вопрос, а когда же возникла наука.

 


Когда возникает наука?

1 подход.
• вместе с возникновением человеческого сознания;
• во время отделения сознания от действия с предметом;
• с формированием раннеклассового общества, когда складывается письменность;
• со всплеском культуры античного греческого общества;
• с распространением письменности и организацией первых форм образования в средневековье; • когда созданы первые естественнонаучные теории.

2 подход.
• Развитие познания носит непрерывный характер. Между наукой и донаучным знанием чисто количественное различие.
• Наука порождается через деятельность героеводиночек.
• Существует резкое отличие научного и донаучного знания.
• История познания есть процесс зарождения и смены определенных целостных познавательных образований.

 

И то, что мы не можем определить, как однозначно возникла наука, создаёт сложность в её изучении. Ещё одна сложность – это наличие двух разных традиций изучения истории науки

 










Традиции изучения истории науки

Презентизм – стремление рассказать о прошлом языком современности

Антикваризм – желание восстановить картины прошлого в их внутренней целостности, без отсылок в современность

Обе традиции имеют свои положительные и отрицательные стороны. Среди них нет правильной и неправильной.

В рамках разговора о времени важно отметить, что чем более развито общество, тем сильнее на его настоящее влияет его будущее. Нам повезло, т.к. нам в зависимости от целей нам предстоит выбрать из множества методологий, но для этого в том числе нужно изучить историю естествознания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: