Естествознание: две трактовки

· Совокупность отдельных наук о природе, изучающих фрагменты реальности с помощью специальных методов и формирующих собственные картины реальности.

· Единая наука о природе, выявляющая общие закономерности развития и функционирования мира, существующего независимо от человека, с помощью общенаучных методов.

Также отметим то, что трактовка естествознания менялась со сменой времён. Потому имеет смысл более подробно рассмотреть этот аспект истории естествознания.

 

Античность

Характеризуется появлением первых рациональных концепций об устройстве мира.

Все сведения о природе стараются объединить в рамках философии. Античное обращение к природе связано с построением натурфилософских концепций.

В античном естествознании мир в качестве объекта теоретического рассмотрения представал как целостность

В античности природа «фюсис» мыслилась через противопоставление её неприродному, искусству («технэ»).

Основное содержание античных концепций - поиск первоначал. Природа - есть то, что имеет причину своего существования в себе (природа как субстанция).

Античные философы считали, что умосозерцание природы - наиболее адекватный путь к истине. Поэтому ими были разработаны специальные интеллектуальные процедуры: рефлексия и доказательство

Именно в античность Пифагор дал установку на развитие математики как средства познания устройства мира

В то же время возникла Элейская школа. Она считала, что результатом человеческого познания являются две различные картины мира-знания по мнению и знания по истине, причем эти картины мира могут быть принципиально противоположны.

Мыслить бытие как многое можно, если ввести понятие о неделимости элементарных оснований бытия – атомов

 

Замкнутая целостность пространства и времени – фактор, характерный для античности

В античность также возникла натурфилософия она характеризовалась недостаточностью научных знаний, но «докручивала» их с помощью философии

 

Средневековье

Характеризуется тем, что тогда ценностно-эмоциональное отношение к миру доминировало надо познавательно-рациональным

Человек меньше думал о науке и больше о том, как прожить. Для научной деятельности должна быть уверенность в завтрашнем дне.

Средневековый мир считал, что познание – дело небогоугодное. Потому заниматься познанием природы было крайне трудно.

Средневековый человек должен был познать добро и зло через веру

Люди считали, что можно опираться только на священные тексты

В средневековье слово выступало в роли конституирующего принципа бытия любого предмета

С инакомыслием боролись

С новизной тоже обращались достаточно жёстко. Очень подозрительное отношение ко всему этому

В качестве характерной черты можно выделить символический характер мышления о природе. Познавательный акт был направлен не на выявление объективных свойств объектов, а на осмысление их символических значений

Тогда искали не истину, а «божественные смыслы»

И весь этот теологический пипец мы продолжим разбирать на следующем занятии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: