ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1. (2 ч.)
План
1. Условия возникновение экспрессионизма как художественного направления: ведущие художественные принципы.
2. Экспрессионизм в живописи, театре и литературе.
3. Экспрессионизм в музыкальном искусстве: философия и эстетика техника композиторского письма нововенской школы.
4. Эволюция творчества А.Шенберга.
5. Инструментальное творчество А.Берга и его музыкальный театр.
6. Техника композиторского письма А.Веберна.
7. Влияние нововенской школы на европейскую музыкальную культуру и искусство ХХ –ХХI столетия.
Основные понятия и термины:
Экспрессионизм, серийная техника композиторского письма, пуантилизм, вокальные приемы Sprechstimme.
Ведущие представители: Антонин Матейчек,Август Маке и Франц Марк, Эдвард Мунка, Василий Кандинский, ….. Арнольд Шенберг, Албан Берг, Антон Веберн, Луиджи ДаллапикколаК. Пендерецкий.
Экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение») - течение в евро-пейском искусстве, получившее наибольшее развитие в первые десяти-летия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Он представлен во мно-жестве художественных видах и формах, включая живопись, литературу, театр, архитектуру, музыку и танец. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя и в кинематографе.
|
|
Полагают, что сам термин «экспрессионизм» был введен чешским истории-ком искусств Антонином Матейчеком в 1910 году в противополо-жность термину «импрессионизм»:
Экспрессионизм возник как острейшая, болезненная реакция трагическте результаты первой мировой войны, с которым сталкнулась западная цивилизация. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк, воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх.
Эстетизму и натурализму старшего поколения они противопоставляли идею непосредственного эмоционального воздействия на публику. Для экспрессионистов превыше всего стала субъективность творческого акта. Принцип выражения преобладает над изображением . Очень распространены мотивы боли и крика.
Обращение немецких писателей и художников начала XX века к хаосу чувств происходило в контексте переоткрытия «дионисийского», иррацио-нального начала искусства, о котором писал Фридриха Ницше в трактате «Рождение трагедии» (1871).
Экспрессионизм в живописи.
Своими предшественниками немецкие экспрессионисты считали постим-прессионистов, которые в конце XIX века, открывая новые экспрессивные возможности цвета и линии, перешли от воспроизведения действительности к выражению собственных субъективных состояний. Драматические полотна Винсента ван Гога, Эдварда Мунка и Джеймса Энсора при всей индивидуальности манер этих художников пронизаны зашкаливающими эмоциями восторга, негодования, ужаса.
|
|
«Крик» норвежского художника Эдварда Мунка (1893) — своеобразная витрина искусства экспрессионизма
В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост», которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов. В предвоенные годы к «Мосту» примкнули Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер.
Новый сецессион. В 1912 г. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник», идеологом которой выступал Василий Кандинский. Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения. Художники этого объединения слабо озабочены кризисным состоянием общества, их произведения менее эмоциональны. Лирические и абстрактные ноты образуют в их работах новую гармонию, в то время как искусство экспрессионизма по определению дисгармонично.
Август Маке
Марианна Веревкина «Красный город»
автопортрет
Эрнест Кирхнер «Перекресток»
Алексей Явленский «Дама в красном»