Тема: Организация работы классного руководителя по профилактике конфликтного поведения младших школьников в образовательном процессе

 

  Не бывает бесконфликтных личных отношений. Конфликты неизбежны в любых отношениях между людьми. Хорхе Букай (аргентинский психотерапевт)

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus - «столкновение» и обозначает столкновение сил, сторон, мнений и интересов людей, вызывающее определенные действия.

Проблема конфликта является актуальной для человечества на протяжении многих веков. Взгляды философов, психологов, социологов и педагогов по данному вопросу во все времена были как интересны, так и противоречивы. Но все они сходятся во мнении, что именно в детстве начинают формироваться основные личностные характеристики, в связи с этим решается каким будет человек и как сложится его судьба.

Из одиннадцати лет школьной жизни, четыре года ребенок проводит за партой начальной школы. Можно сказать, что школа-это вторая семья детей, в которой учитель – это «мама», одноклассники – это «братья и сёстры». В эти четыре года происходит становление личности.

Младший школьный возраст - это время перехода к новому образу жизни, когда меняется отношение ребёнка с социумом, укрепляется осознание статуса школьника, возникших прав и обязанностей. В школе ребёнок учится общаться, понимать себя и окружающих, учитывать разные мнения окружающих его людей, но, по мнению психолога С.Н. Арсентьевой, зачастую общение младших школьников приводит к конфликту, и он возникает не только в стенах учебного учреждения, но и за его пределами.

По этому поводу ФГОС начального общего образования выдвигает требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования учащимися, такие как: «развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций». В «портрете выпускника начальной школы» сказано, что ученик должен уважать других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.

Конфликтное поведение младших школьников стало не редким явлением. В каждой школе теперь есть обязательные психолог и социальный педагог, одной из профессиональных функций, которых является наблюдение за поведением детей, выявление и предупреждение конфликтов (совместно с классным  руководителем).

Конфликт легче предупредить, чем разрешать. Следовательно, учителю необходимо организовывать профилактику конфликтного поведения учащихся.

Профилактика конфликтного поведения - это система мероприятий (психологической, социально-психологической диагностики, психологической и педагогической коррекции), направленных на предупреждение конфликтной ситуации, способной привести к возникновению межличностных конфликтов.

Не смотря на то, что такая система мероприятий направленна на весь классный коллектив, для ее планирования классному руководителю необходимо сначала установить фигурантов, степень выраженности конфликтного и агрессивного поведения в классе. Особое внимание стоит уделить причинам конфликтного поведения учащихся.

Существуют различные методы выявления конфликтного и агрессивного поведения учащихся. Один из них – метод наблюдения. Наблюдая за поведением учеников, мы можем понять, кто из них конфликтный ребёнок, а кто – нет.

Для планирования профилактики конфликтного и агрессивного поведения в классе, классный руководитель должен быть осведомлен об условиях предупреждения конфликтного поведения, которые можно разделить на несколько групп:

1.Условия, которые препятствуют возникновению конфликтов. К ним относятся: доброжелательная обстановка в коллективе, личный пример педагогов и родителей, прохождение тренингов с детьми, так и с родителями.

2.Условия работы в школе. Их создают с помощью: ситуаций «успеха», похвалы, внимательного отношения друг к другу.

3.Устранение социально – психологических причин возникновения конфликтов. Можно создать правила, которым нужно следовать при предотвращении конфликтов. Такие правила можно создать в школьном коллективе или воспользоваться правилами из журналов или книг.

Для того, чтобы научить детей мирно решать конфликты, нужно начинать данную работу с первого класса, используя игры и упражнения, способствующие профилактике конфликтного и агрессивного поведения учащихся.

Кромеэтого, классному руководителю класса можно следовать следующим советам:

· Для того, чтобы у первоклассников продолжалась работа по профилактике конфликтного и агрессивного поведения, желательно каждый день, хотя бы на одном уроке или занятии, выполнять некоторые задания, игры или упражнения (физические минутки – направленные на снятие эмоционального напряжения, подвижные игры и др.). Например: упражнение «Рубка дров» проводится для переключения на активную деятельность после долгой сидячей работы, также для того чтобы прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и "истратить" ее во время игры. Данное упражнение можно использовать как физическую минутку во время урока.

· Осуществлять работу по профилактике конфликтов между педагогом и школьниками. Оценивая результаты учебной деятельности и поведение школьника, всегда сначала обращать внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и бесконфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся позволяет повысить эффективность работы учителя.

· Общаться на уроках с обучающимися на эмоционально ровном фоне, не показывая ярко выраженных отрицательных эмоций.

· Никогда не давать негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации школы, родителей в присутствии детей. Учащиеся могут начать плохо отзываться о своих одноклассниках, друзьях и родителях, из-за чего возникнут конфликты.

· Помнить, что разбор конфликтных ситуаций имеет для детей, прежде всего эмоциональное значение, и преобладание негативных эмоций не служит формированию бесконфликтного поведения, а наоборот, блокирует его. Разбор конфликтных ситуаций позволяет учащимся правильно поступать и выходить из конфликтов в последующих случаях и позволяет воспитывать умение управлять своим эмоциональным состоянием в критических ситуациях; получать навык сглаживания конфликтов.

· Несколько раз в месяц организовывать классные мероприятия, где каждый ребенок может высказать своё мнение, как поступить в той или иной ситуации. Например: проводить классный час с разбором ситуаций: проигрывание и анализ ситуации; чтение и анализ ситуации; просмотр и анализ ситуации; возможен разбор ситуаций, которые происходили в классе без акцента на личности, совершившие этот поступок.

· Набраться терпения и не стремится радикально быстро и «любыми» методами переделывать учеников. Некоторые учителя хотят чтобы «плохой» ученик (задиристый, недисциплинированный) превратился в хорошего после 1-2 замечаний, такого не будет. Перевоспитание и воспитание школьника — процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.

· По своему социально-психологическому статусу учитель всегда выше ученика. Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше стараться поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе. Иначе, ждите конфликта, некоторые учащиеся могут «показывать» свой характер и вы окажитесь в конфликте с учеником, а затем и с родителями.

· В работу по предупреждению конфликтного и агрессивного поведения вовлекайте родителей учеников.

Профилактика конфликтного и агрессивного поведения младших школьников в образовательном процессе требует немалых усилий. Для того, чтобы организовать работу, направленную на профилактику конфликтного и агрессивного поведения для начала необходимо определить с помощью наблюдения и диагностики уровень конфликтности и агрессивности учащихся. Затем, чтобы данный уровень понизить или привести к стабильно низкому уровню, необходимо проводить задания и упражнения, направленные на профилактику конфликтного и агрессивного поведения младших школьников.

В заключении можно сказать, что организация работы классного руководителя по профилактике конфликтного поведения младших школьников в образовательном процессе очень долгая и трудоёмкая работа, но очень полезная.

 

Литература:

1. Анцупов, А.Я. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: Юнити, 2011. - 551 с.

2. Белкин, А.С. Педагогическая конфликтология [Текст]: учеб. пособие / А.С. Белкин, В.Д. Жаворонков, И.С. Зимина. - Екатеринбург: «ГЛАГОЛЪ», 1995.- 96 с.

3. Божович, Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности [Текст]: учеб. пособие / Л.И. Божович, под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: АСТ, 2010. - 322 с.

5. Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт! [Текст]: учеб. пособие / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, - 189 с.

7. Ворожейкин, И.Н. Конфликтология [Текст]: учебник / И. Н Ворожейкин, А.Я. Кибанова, Д. К. Захаров. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 240 с.

8. Волков, Б.З. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Б.З. Волков. - М.: Издат. центр «Владос», 2009. - 343 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: