Формирование карты компетенций

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 8

1. Системная аналитика. 9

2. Ключевые компетенции системного аналитика. 11

2.1 Формирование карты компетенций. 12

3.Анализ профессиональной подготовки системного аналитика. 14

Заключение. 18

Список используемой литературы.. 19

 


 


Введение

Внедрение компетентностного подхода в высшее профессиональное образование привело к изменениям в его содержании, методах и формах подготовки. Вузовское обучение сегодня носит комплексный, междисциплинарный характер, и ориентировано на овладение не только знаниями и умениями, но и на способность их использовать в профессиональной деятельности. «Качество и эффективность подготовки будущего специалиста оценивается по наличию не только узкопрофессиональных, но и социальных, психологических, культурных, индивидуально-личностных компетенций, которые включают умение определять социокультурный контекст экономической деятельности, социальную ответственность, самостоятельность, активность, навыки групповой, коммуникативной деятельности, работы в команде и т.д.».

Современная экономическая ситуация на рынке труда требует высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий. Доступные на рынке труда вакансии стараются покрыть полный жизненный цикл процесса разработки программного обеспечения – начиная с процесса предложения различных вариантов и заканчивая их технической поддержкой. И на каждом этапе требуются хорошо обученный персонал.

Таким образом, можно утверждать, что современные работодатели ждут от будущих сотрудников высокого профессионального уровня, знания новейших решений технологических, управленческих и коммуникационных проблем.

 

Системная аналитика

В проекте разработки программного обеспечения, даже если это явно неопределено, кто-то должен выполнять роль системного аналитика для взаимодействия с другими заинтересованными сторонами. Для этой работы необходим специалист, помогающий определить разницу между тем, что клиент говорит о своих желаниях и тем, что ему на самом деле нужно. Официальные названия этой должности могут быть разными: системный аналитик, инженер по требованиям, бизнес-аналитик, продукт-менеджер или просто аналитик.

Рис. 1. Коммуникации системного аналитика

Главная обязанность системного аналитика заключается в том, чтобы собирать, анализировать, документировать и проверять потребности заинтересованных сторон проекта – это главный канал для обмена информацией между заказчиком и командой проекта (рис. 1). Опытные и грамотные аналитики приносят огромную пользу – их деятельность помогает снизить усилия, необходимые для реализации проекта, на одну треть по сравнению с аналогичными проектами с участием менее опытных аналитиков.

Целью данной практики является выявление ключевых компетенций системного аналитика. Для прохождения практики необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить требования к ключевым компетенциям системного аналитика на основе анализа вакансий.

2. Выявить компетенции, получаемые в процессе обучения в техническом вузе по направлению подготовки системного аналитика.

3. Сопоставить компетенции, наиболее востребованные для аналитика с компетенциями, которые формируются в процессе обучения по специальности.

2. Ключевые компетенции системного аналитика

В книге «Путь аналитика. Практическое руководство IT-специалиста» вводится понятие профиля аналитика, где основные характеристики разделяются на следующие группы компетенций:

- профессиональные;

- управленческие и организационные;

- специальные;

- лидерские;

- личностные.

Основные требования на вакансию системного аналитика можно также разделить на пять больших групп: требования к теоретическим знаниям, требования к практическим навыкам, требования к опыту использования знаний и навыков, требования к личностным качествам и другие требования. Таким образом, можно сделать вывод, что профиль аналитика, описанный выше, полностью соответствует требованиям, предъявленным к вакансии.

Ниже приведен фрагмент модели компетенций системного аналитика, используемый в консалтинговой организации ООО «Логика Бизнеса», входящей в ГК «АйТи»:

1. Профессиональные компетенции:

· Постановка задач и разработка функциональной спецификации.

· Документирование требований к системе.

· Документирование решения (инструкции, регламенты использования системы).

· Моделирование бизнес-процессов.

· Управление требованиями.

· Консультирование (обучение) пользователей, консультирование технической поддержки.

· Знание и умение использования специализированного программного обеспечения.

2. Личностные компетенции:

Сотрудничество (выстраивание эффективного взаимодействия, учитывая интересы команды, компании; предложение и оказание помощи коллегам в решении их проблем, в т.ч. не имеющих отношение к его непосредственным должностным обязанностям).

· Инновационность (стремление к инновациям, генерация новых идей, поиск нестандартный решений традиционных задач).

· Результативность (принятие ответственности за выполненные действия, высокая работоспособность, пунктуальность).

· Гибкость (применение индивидуального подхода к человеку, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой).

· Стрессоустойчивость.

· Коммуникабельность (обладание грамотной устной и письменной речью, четкое изложение своих мыслей; легкое установление деловых контактов, связей, отношений; умение слушать собеседника и расположить его к себе).

Формирование карты компетенций

На основании выявленного списка компетенций и критериев их оценки была сформирована карта компетенций (рис. 2), которая отражает требуемый уровень знаний на указанных должностных позициях.

Рис. 2. Компетенции системного аналитика различных уровней


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: