Ценностно-смысловые основы трудовой деятельности

Планы практических занятий

Занятие 1

 История психологии труда. Предмет, задачи и методы психологии труда

1. Проблема высших интеллектуальных функций в системе психотехнического исследования. Выготский Л.С.

2. Рациональное использование человеческой энергии в труде. Бехтерев В.М.

3. Принципы организации научного изучения труда. Эргология и эрготехника. Мясищев В.Н.

4. Современная биомеханика и вопросы охраны труда. Бернштейн Н.А.

5. Проблемы психотехники на пороге второй пятилетки. Геллерштейн С.Г.

6. Трудовой метод изучения профессий. Шпильрейн И.Н.

7. Предмет и задачи психологии труда. Связь психологии труда с другими науками.

8. Методы психологии труда.

 

Занятие 2

Психологическое содержание труда

1.Психологическое содержание труда.

2.Труд. Профессия. Специальность.

3.Методы изучения трудовой деятельности.

4.Метод профессиографии.

5.Классификация видов труда.

Занятие 3

Профессиональное самоопределение

1.Виды самоопределения личности.

2.Понятие о профессиональном самоопределении. Основные содержательные характеристики этого процесса.

3.Особенности профессионального самоопределения на разных возрастных стадиях становления личности.

4.Трудности выбора профессии. Причины трудностей. Факторы, определяющие выбор профессии.

 

Занятие 4

Профессиональное становление

1.Понятие о процессе профессионального становления личности.

2.Факторы, определяющие вариативность темпа и траектории профессионального становления.

3.Стадии профессионального становления (Т.В. Кудрявцев, Е.А. Климов, А.К. Маркова).

4.Понятие о кризисе профессионального становления личности.

5.Типология кризисов профессионального становления.

6.Факторы, детерминирующие появление кризисов на разных этапах процесса профессионализации.

7.Пути преодоления кризисов (конструктивный, профессионально-нейтральный, деструктивный).

 

Занятие 5

Психологические основы профессиоведения

1.Понятие о профессии. Современный мир профессий, тенденции в его развитии. Классификации профессий (по Р.Д. Кавериной, В.Е. Гаврилову, Е.А. Климову).

2.Классификация профессий Е.А. Климова для целей информационного обеспечения профессионального самоопределения молодежи. Психологическая характеристика типов профессий, выделенных в рамках данной классификации.

3.Профессиография, ее содержательные и процессуальные характеристики: сущность, целевая направленность, типы, этапы. Профессиограмма. Психологический анализ деятельности как раздел психограммы.

4.Основные принципы и методы психологического изучения профессий. Наблюдение и самонаблюдение, анкетирование, беседа, анализ ошибочных действий, использование автобиографического материала. Активные методы изучения труда.

5.Возможности применения профессиографической информации (в профессиональном консультировании по вопросам выбора профессии, при отборе и расстановке кадров, для организации профессионального обучения и в других направлениях).

Занятие 6

Психология профессиональной работоспособности

1.Общая характеристика функциональных состояний. Показатели функциональных состояний. Формирование функционального состояния. Структура функционального состояния. Классификация функциональных состояний.

2.Утомление. Причины утомления. Виды утомления.

3.Психологический стресс. Общее представление о психологическом стрессе. Когнитивная теория стресса.

4.Психологическая готовность к деятельности. Длительная готовность и временное состояние готовности. Структура состояния психологической готовности. Процесс формирования состояния психологической готовности.

5.Приемы управления функциональными состояниями. Способы поддержания работоспособности. Основные направления индивидуальной профилактики и коррекции неблагоприятных функциональных состояний.

Занятие 7

Ценностно-смысловые основы трудовой деятельности

1. Проблемы гуманизации труда в современных условиях:

-проблема узкой специализации в труде:

-проблема отчуждения труда от капитала;

-проблема отчуждения человека от самой деятельности;

-проблема бессмысленности труда;

-проблема зависимости работника от своей группы и коллектива;

-проблема увеличения распространения «технократического мышления»;

-проблема монотонности и рутинности труда;

-проблема соотношения профессионального и внепрофессионального труда;

-проблема соотношения личной и коллективной ответственности за труд;

-проблема соотношения личностного и профессионального в труде;

-проблема невысокой престижности труда при его очевидной общественной полезности;

-проблема неоднозначной общественной значимости труда;

-проблема чувства собственного достоинства личности в труде.

2.Проблема поиска идеала в профессиональном и личностном самоопределении.

3.Элитарные ориентации самоопределяющейся личности как психологическая реальность.

4.Элитарные ориентации в профессиональном самоопределении, труде и творчестве.

5.Личностный компромисс как вариант построения «успешной» карьеры.

 

Основная литература:

1.Носкова, О.Г.
Психология труда: учебное пособие для вузов / под ред.Е.А.Климова. - 2-е изд. - Москва: ИЦ "Академия", 2006. - 383 с. + Приложения. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.: с. 310 - 328. - ISBN 5-7695-3518-0.                               

 2.Хамков, В.И. Психология труда: учебное пособие / В.И. Хамков; Институт экономики, управления и права (г. Казань). - Казань: Познание, 2008. - 116 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258025

Дополнительная литература:

1.Сборцева, Т.В.
Психология труда, инженерная психология и эргономика: учебное пособие для вузов / Сборцева Т.В. - Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2014. - 96 с. + Глоссарий. - Библиогр.: с.95-96. - ISBN 978-5-85341-594-2.                                           

2.Пряжников, Н.С.
Психология труда и человеческого достоинства: учебное пособие для вузов / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - 3-е изд. - Москва: ИЦ "Академия", 2005. - 477 с. + Приложения. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.в конце глав. - ISBN 5-7695-2402-2.                                                                      

3.Егоршин, А.П.
Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / Егоршин А.П. - Нижний Новгород: НИМБ, 2003. - 317 с. - Библиогр.: с. 313 - 316. - ISBN 5-901335-14-7.                                                            4.Климов, Е.А.
Введение в психологию труда: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Московского университета: Академия, 2004. - 336 с. - (Классический университетский учебник: Психология). - Библиогр.: с. 307 - 326. - ISBN 5-211-06026-1 ((Издательство Московского университета)). - ISBN 5-7695-2068-Х ((Академия)).

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: