Планы практических занятий
Занятие 1
История психологии труда. Предмет, задачи и методы психологии труда
1. Проблема высших интеллектуальных функций в системе психотехнического исследования. Выготский Л.С.
2. Рациональное использование человеческой энергии в труде. Бехтерев В.М.
3. Принципы организации научного изучения труда. Эргология и эрготехника. Мясищев В.Н.
4. Современная биомеханика и вопросы охраны труда. Бернштейн Н.А.
5. Проблемы психотехники на пороге второй пятилетки. Геллерштейн С.Г.
6. Трудовой метод изучения профессий. Шпильрейн И.Н.
7. Предмет и задачи психологии труда. Связь психологии труда с другими науками.
8. Методы психологии труда.
Занятие 2
Психологическое содержание труда
1.Психологическое содержание труда.
2.Труд. Профессия. Специальность.
3.Методы изучения трудовой деятельности.
4.Метод профессиографии.
5.Классификация видов труда.
Занятие 3
Профессиональное самоопределение
1.Виды самоопределения личности.
|
|
2.Понятие о профессиональном самоопределении. Основные содержательные характеристики этого процесса.
3.Особенности профессионального самоопределения на разных возрастных стадиях становления личности.
4.Трудности выбора профессии. Причины трудностей. Факторы, определяющие выбор профессии.
Занятие 4
Профессиональное становление
1.Понятие о процессе профессионального становления личности.
2.Факторы, определяющие вариативность темпа и траектории профессионального становления.
3.Стадии профессионального становления (Т.В. Кудрявцев, Е.А. Климов, А.К. Маркова).
4.Понятие о кризисе профессионального становления личности.
5.Типология кризисов профессионального становления.
6.Факторы, детерминирующие появление кризисов на разных этапах процесса профессионализации.
7.Пути преодоления кризисов (конструктивный, профессионально-нейтральный, деструктивный).
Занятие 5
Психологические основы профессиоведения
1.Понятие о профессии. Современный мир профессий, тенденции в его развитии. Классификации профессий (по Р.Д. Кавериной, В.Е. Гаврилову, Е.А. Климову).
2.Классификация профессий Е.А. Климова для целей информационного обеспечения профессионального самоопределения молодежи. Психологическая характеристика типов профессий, выделенных в рамках данной классификации.
3.Профессиография, ее содержательные и процессуальные характеристики: сущность, целевая направленность, типы, этапы. Профессиограмма. Психологический анализ деятельности как раздел психограммы.
4.Основные принципы и методы психологического изучения профессий. Наблюдение и самонаблюдение, анкетирование, беседа, анализ ошибочных действий, использование автобиографического материала. Активные методы изучения труда.
|
|
5.Возможности применения профессиографической информации (в профессиональном консультировании по вопросам выбора профессии, при отборе и расстановке кадров, для организации профессионального обучения и в других направлениях).
Занятие 6
Психология профессиональной работоспособности
1.Общая характеристика функциональных состояний. Показатели функциональных состояний. Формирование функционального состояния. Структура функционального состояния. Классификация функциональных состояний.
2.Утомление. Причины утомления. Виды утомления.
3.Психологический стресс. Общее представление о психологическом стрессе. Когнитивная теория стресса.
4.Психологическая готовность к деятельности. Длительная готовность и временное состояние готовности. Структура состояния психологической готовности. Процесс формирования состояния психологической готовности.
5.Приемы управления функциональными состояниями. Способы поддержания работоспособности. Основные направления индивидуальной профилактики и коррекции неблагоприятных функциональных состояний.
Занятие 7
Ценностно-смысловые основы трудовой деятельности
1. Проблемы гуманизации труда в современных условиях:
-проблема узкой специализации в труде:
-проблема отчуждения труда от капитала;
-проблема отчуждения человека от самой деятельности;
-проблема бессмысленности труда;
-проблема зависимости работника от своей группы и коллектива;
-проблема увеличения распространения «технократического мышления»;
-проблема монотонности и рутинности труда;
-проблема соотношения профессионального и внепрофессионального труда;
-проблема соотношения личной и коллективной ответственности за труд;
-проблема соотношения личностного и профессионального в труде;
-проблема невысокой престижности труда при его очевидной общественной полезности;
-проблема неоднозначной общественной значимости труда;
-проблема чувства собственного достоинства личности в труде.
2.Проблема поиска идеала в профессиональном и личностном самоопределении.
3.Элитарные ориентации самоопределяющейся личности как психологическая реальность.
4.Элитарные ориентации в профессиональном самоопределении, труде и творчестве.
5.Личностный компромисс как вариант построения «успешной» карьеры.
Основная литература:
1.Носкова, О.Г.
Психология труда: учебное пособие для вузов / под ред.Е.А.Климова. - 2-е изд. - Москва: ИЦ "Академия", 2006. - 383 с. + Приложения. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.: с. 310 - 328. - ISBN 5-7695-3518-0.
2.Хамков, В.И. Психология труда: учебное пособие / В.И. Хамков; Институт экономики, управления и права (г. Казань). - Казань: Познание, 2008. - 116 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258025
Дополнительная литература:
1.Сборцева, Т.В.
Психология труда, инженерная психология и эргономика: учебное пособие для вузов / Сборцева Т.В. - Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2014. - 96 с. + Глоссарий. - Библиогр.: с.95-96. - ISBN 978-5-85341-594-2.
2.Пряжников, Н.С.
Психология труда и человеческого достоинства: учебное пособие для вузов / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - 3-е изд. - Москва: ИЦ "Академия", 2005. - 477 с. + Приложения. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.в конце глав. - ISBN 5-7695-2402-2.
3.Егоршин, А.П.
Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / Егоршин А.П. - Нижний Новгород: НИМБ, 2003. - 317 с. - Библиогр.: с. 313 - 316. - ISBN 5-901335-14-7. 4.Климов, Е.А.
Введение в психологию труда: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Московского университета: Академия, 2004. - 336 с. - (Классический университетский учебник: Психология). - Библиогр.: с. 307 - 326. - ISBN 5-211-06026-1 ((Издательство Московского университета)). - ISBN 5-7695-2068-Х ((Академия)).
|
|