Предисловие
1 РАЗРАБОТАНО рабочей группой ГУЗ под руководством проректора по социальным вопросам и воспитательной работе.
2 УТВЕРЖДЕНО И ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ ректором 01 июля 2020 г. Дата введения: 01.07.2020.
3 Положение соответствует требованиям ИСО 9001:2015, РК 04-2020, СТО СМК 6.1.01-2017, СТО СМК 7.5.01-2017, СТО СМК 9.1.01-2018.
4 ВЫПУСК 1.
| Документ не подлежит передаче, воспроизведению и копированию без разрешения руководства ГУЗ |
Содержание
| 1 Область применения | 3 |
| 2 Нормативные ссылки | 3 |
| 3 Термины, определения, обозначения и сокращения | 5 |
| 4 Требования к деятельности | 8 |
| 4.1 Общие положения | 8 |
| 4.2 Планированиесоциально-психологического тестирования | 9 |
| 4.3 Порядок проведения социально-психологического тестирования | 10 |
| 4.4 Оформление результатов социально-психологического тестирования | 11 |
| 4.3 Требования к составлению анкеты социально-психологического тестирования | 11 10 |
| 5 Ответственность | 13 14 |
| Список использованных источников | 13 |
| Лист согласования | 15 |
| Приложение А (обязательное) Форма графика проведения социально-психологического тестирования | 16 |
| Приложение Б (обязательное) Форма приказа о создании комиссии по организации и проведению социально-психологического тестирования обучающихся | 17 |
| Приложение В (обязательное) Форма списка обучающихся, участвующих в социально-психологическом тестировании | 18 |
| Приложение Г (обязательное) Форма списка обучающихся, подлежащих профилактическому медицинскому осмотру с целью раннего выявления потребителей наркотических средств и психотропных веществ | 19 |
| Приложение Д (обязательное) Форма подписки об информированном согласии обучающегося | 20 |
| Приложение Е (обязательное) Форма акта передачи результатов социально-психологического тестирования обучающихся для определения рисков формирования зависимости от наркотических средств и психоактивных веществ | 21 |
| Приложение Ж (обязательное) Форма анкеты социально-психологического тестирования | 22 |
Область применения
1.1 Настоящее положение устанавливает требования к проведению социально-психологического тестирования и его порядок.
1.2 Целью тестирования является раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ лицами, обучающимися в университете.
1.3 Работы по проведения социально-психологического тестирования являются частью процесса СМК ГУЗ М9.1 «Мониторинг, измерение, анализ и оценка» в соответствии с требованиями ИСО 9001 п. 9.1 (описаны в РК 04 п. 9.1).
1.4 Требования настоящего документа обязательны для всех подразделений, должностных лиц и сотрудников университета.
1.5 Несоблюдение установленных требований, а также искажение и непредставление документированной информации в установленные сроки и в соответствующем объёме квалифицируется как нарушение исполнительской дисциплины.
1.6 Текст настоящего документа размещён на сайте университета в разделе СМК ГУЗ [1].
Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие документы:
· Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ. 2012 (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 № 232-ФЗ)
· Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
· Приказ Минобрнауки РФ от 20.02.2020 №239 «Об утверждении порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях высшего образования».
· Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.10.2014 № 581н «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также общеобразовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ».
· ГОСТ Р ИСО 17000-2009 Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Словарь и общие принципы.
· ИСО 9000:2015 Системы менеджмента качества - Основные положения и словарь.
· ИСО 9001:2015 Системы менеджмента качества - Требования.
· ИСО 20252:2006 Маркетинговые исследования, опросы общественного мнения и социальные исследования. Основные термины и требования к организации исследования.
· ESG- ENQA. The Standards and guidelines for quality assurance in the European Higher Education Area - European Association for Quality Assurance in Higher Education. May 2015. Brussels, Belgium. (Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в Европейском пространстве – европейская ассоциация для гарантии качества высшего образования).
· Устав ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству».
· РК 04-2020 Система менеджмента качества. Руководство по качеству Государственного университета по землеустройству.
· СТО СМК 6.1.01-2017 Стандарт организации. Система менеджмента качества. Действия в отношении рисков и возможностей.
· СТО СМК 7.5.01-2016 Стандарт организации. Система менеджмента качества. Управление документированной информацией.
· СТО СМК 9.1.01-2018 Стандарт организации. Система менеджмента качества. Мониторинг удовлетворённости заинтересованных сторон образовательной деятельностью университета.
· СТО СМК 10.2.01-2017. Стандарт организации. Система менеджмента качества. Управление несоответствиями и корректирующие действия.
Термины, определения, обозначения и сокращения
В настоящем стандарте использованы термины и определения в соответствии с документами, приведёнными в скобках после определения термина:
Анкета – инструмент сбора первичной информации, совокупность вопросов и высказываний в форме опросного листа (ИСО 20252). Упорядоченный по последовательности, содержанию и форме набор вопросительных суждений, воплощённый в виде опросного листа [2].
Анкетирование – метод опроса, при котором общение между исследователем и респондентом, являющимся источником желательной информации, опосредуется анкетой [2]. Вопросы могут быть открытыми, когда от респондента требуется в свободной форме выразить своё мнение, и закрытыми, если нужно выбрать один из предложенных альтернативных ответов.
Анализ – определение пригодности, адекватности или результативности объекта с точки зрения достижения заданных целей. Анализ может также включать определение эффективности (ИСО 9000).
Анализ риска – действия, направленные на определение уровня, факторов и причин риска [3].
Валидация сбора данных – процедура проверки первичной информации на наличие ошибок и надёжность полученных данных (ИСО 20252).
Вероятностная (случайная) выборка – совокупность элементов генеральной совокупности, подлежащая анализу в ходе исследования. Формирование выборочной совокупности осуществляется при условии обеспечения её репрезентативности (достоверности), возможности соотнесения с признаками генеральной совокупности. Для вероятностной выборки допускается наличие статистических пределов ошибки (статистической погрешности) (ИСО 20252).
Выборка – группа статистических единиц, отобранная из большей группы или генеральной совокупности в целом. Основная цель выборки – выявление адекватного представления о генеральной совокупности (ИСО 20252).
Гарантии качества образования – все виды скоординированной деятельности по руководству и управлению вузом применительно к качеству и включающее в себя планирование качества, управление качеством, обеспечение качества, оценку качества и улучшение качества (ESG- ENQA), [4].
В свою очередь:
· Планирование качества – деятельность, направленная на формирование стратегии, политики и связанных с ними целей и требований по качеству образования;
· Управление качеством – методы и виды деятельности вуза оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству образования;
· Обеспечение качества - деятельность, направленная на создание уверенности, что требования к качеству образования будут выполнены;
· Оценка качества – подтверждение того, что требования к качеству образования выполнены или не выполнены. Оценка может осуществляться первой стороной, т.е. самим вузом (самооценка, внутренний аудит СМК). Оценка второй стороной выполняется заинтересованными субъектами, как потребителями при лицензировании, аккредитации, анкетировании. Оценка третьей (независимой) стороной осуществляется при внешнем аудите, в том числе при сертификации;
· Улучшение качества – деятельность вуза, направленная на улучшение способности выполнить требования к качеству образования.
Генеральная совокупность – все множество социальных объектов, которые предстоит изучить в рамках программы исследования и на которые распространяются выводы исследования, ограниченное территориально-временными пределами [2]. Объект исследований, очерченный пространственно-временными границами [6].
Групповое анкетирование – метод единовременного сбора социологической информации посредством индивидуального заполнения анкет группой лиц, специально собранной в одном месте [2, 5].
Единицы наблюдения – элементы сформированной выборочной совокупности, которые являются источниками социологической информации [2].
Информация – значимые данные (ИСО 9000).
Качество образования - комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (образовательным стандартам) и федеральным государственным требованиям и (или) потребностям заказчика, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (273-ФЗ).
Мониторинг (непрерывное исследование) – исследование, включающее в себя регулярный, осуществляемый с определённой периодичностью сбор и анализ данных (ИСО 20252).
Образование - общественно значимое благо, под которым понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определённого объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (273-ФЗ).
Объект социологического исследования – то, на что направлен процесс познания, что содержит социальную проблему [2].
Объём выборки – общее число единиц наблюдения, включённых в выборочную совокупность [2].
Опрос – систематический сбор данных на основе сформированной заранее выборки (ИСО 20252).
Основа выборки – это описание (перечень) всех единиц наблюдения исходной совокупности, который используется для отбора единиц отбора и наблюдения [2].
Процедура – последовательность всех операций, общая система действий и способ организации исследования [2].
Принцип добровольности — проведение тестирования с согласия обучающегося. Согласие должно быть получено в письменной форме до начала процедуры тестирования (Приказ Минобрнауки России от 16.06.2014 № 658).
Предмет исследования – наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые наиболее выпукло выражают несходство интересов социальных субъектов, личности и организаций, образуют полюса социального противоречия или конфликта [2, 5].
Репрезентативность (представительность) выборки – основное свойство выборки, способность её воспроизводить и представлять характеристики генеральной совокупности [2]. Свойство выборки с приемлемой точностью отражать характеристики генеральной совокупности [6].
Респондент – лицо, отвечающее на вопросы анкеты или дающее интервью (ИСО 20252).
Риск - Влияние неопределённости (ИСО 9000).
Примечания:
1 Влияние выражается в отклонении от ожидаемого результата – позитивном или негативном.
2 Неопределённость является состоянием, связанным с недостатком, даже частично, информации, понимания или знания о событии, его последствиях или вероятности.
3 Риск часто определяют по отношению к потенциальным событиям и их последствиям, или к их комбинации.
4 Риск часто выражается в терминах комбинации последствий события (включая изменения в обстоятельствах) и связанных с ними вероятностей возникновения.
5 Слово «риск» иногда используется в тех случаях, когда существует возможность только негативных последствий.
Стандарты и рекомендации ESG - ENQA – стандарты и рекомендации для внутренней и внешней оценок гарантий качества в Европейском пространстве высшего образования (ESG – ENQA, Часть 1), [7-9].
Социально-психологическое тестирование (далее — тестирование) — процедура установления и измерения психофизиологических характеристик обследуемого в части
выявления склонности к аддитивному поведению, реализуемая с помощью психодиагностических методик, рекомендованных к использованию Министерством образования и науки Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России от 16.06.2014 № 658).
Сокращения:
ВО – высшее образование
ГУЗ – Государственный университет по землеустройству
КД – корректирующие действия
ОМС - обязательное медицинское страхование
ОТ –отдел охраны труда
ОУКО – отдел управления качеством образования РИО -редакционно –издательский отдел
РК - руководство по качеству
СВ и ВР – социальные вопросы и воспитательная работа
СМК – сиcтема менеджмента качества
УРиБ – управление по режиму и безопасности
ФГБОУ ВО - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования






