ТЕМА: Развитие отечественной системы дополнительного образования

Задание 1. Внимательно прочитать особенности периодов развития отечественной системы ДО.
В России накоплен бесценный опыт функционирования государственной системы внешкольной работы (внешкольного образования), которая в последние годы стала трансформироваться в систему дополнительного образования детей. Нередко внешкольная работа ассоциируется с внеурочной деятельностью, что неправомерно. В понятие внеурочная деятельность включается система занятий и общения учащихся в школе после уроков. Сюда входят и элементы учебной деятельности, организуемой после уроков и направленной на воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов и овладение культурой умственного труда. Рассмотрим сущность понятия "внешкольная работа" ("внешкольное образование"). Несмотря на то, что внешкольное образование в России развивается со второй половины XIX в., однозначного определения это понятие не получило. Однако можно выделить такие его составляющие, как организация досуга во внешкольных учреждениях, развитие творческих способностей детей, их познавательной и социальной активности, удовлетворение различных культурных и образовательных интересов учащихся, просветительская деятельность. На основе этого можно заключить, что внешкольное образование - это процесс и результат формирования у учащихся социокультурного опыта в процессе познавательной деятельности во внешкольных учреждениях, направленной на развитие творческих способностей школьников в области науки, техники и культуры и организацию их целесообразного досуга. Внешкольная работа - образовательно-воспитательные занятия и культурно-массовые мероприятия, проводимые во внешкольных учреждениях с целью удовлетворения разносторонних интересов и запросов учащихся, развития их самодеятельности и творческих способностей, разумной организации досуга. Представляется возможным выделить периоды развития внешкольного образования: становление внешкольного образования в дореволюционной России; развитие системы внешкольного образования в советский период; преобразование внешкольного образования в дополнительное образование в постсоветский период. Рассмотрим каждый из этих периодов. 1 период. Становление внешкольного образования в дореволюционной России. Внешкольное образование как социально-педагогическое явление зародилось в нашей стране во второй половине XIX в. По мнению ряда исследователей (П. В. Горностаева, В. А. Горохова, Л. А. Кохановой, Б. К. Тебиева и др.), начало внешкольному образованию в России положили воскресные школы. Первая такая школа в Москве открылась в июне 1860 г., а спустя четыре месяца их уже было десять и в них обучалось около 900 человек. Что же касается внеурочной работы, то первые ее организационные формы возникли в это время в Петербургском кадетском корпусе (бывший Сухопутный шляхетский корпус), в котором воспитанники организовали литературный кружок. Любопытно, что в воскресных школах, предтече будущих внешкольных учреждений, работали профессора Московского и Петербургского университетов. Они стремились ввести в практику обучения и воспитания учащихся все новое, прогрессивное, что было в педагогической науке того времени. При этом их деятельность была бескорыстна, просвещение народа они считали своим общественным и нравственным долгом. Постепенно при воскресных школах стали открываться воскресные и вечерние курсы для взрослых. Первые организационные формы внешкольного образования (кружки, клубы, мастерские, дневные приюты для детей, летние оздоровительные колонии и т.д.) в России получили распространение в конце XIX в. Особая заслуга в этом принадлежит выдающемуся педагогу С. Т. Шацкому. Он утверждал, что главным содержанием детской жизни является учение, физический труд, игры, искусство, умственная деятельность. Ему принадлежат основные педагогические положения, относящиеся к содержанию, организации и методам внешкольной работы с детьми. Он считал, что основная задача внешкольного учреждения - создание центра, где детская жизнь организуется на основе интересов самих детей. Особую популярность в начале XX в. приобрели клубные объединения. Они создавались в интересах детей и подростков и действовали успешно благодаря тому, что ориентировались на досуговые потребности больших групп молодежи. Клубы давали возможности для насыщенного и содержательного общения в условиях микросреды, благоприятной для свободной самореализации. В России в этот период бурно стало развиваться негосударственное - частное и общественное - образование, не только начальное, но и высшее. Соответствующие учебные заведения способствовали развитию сферы дополнительного образования, поскольку были открытыми для всех социальных слоев населения. Следует отметить, что взаимозависимость и взаимодополняемость государственного и частного образования вызывали живейший научный интерес и снискали поддержку у многих отечественных исследователей школьного дела. Так, В. И. Чарнолуский, видный деятель российского образования начала XX в., утверждал, что частные школы должны быть передовым авангардом, "разведочными отрядами" в общем движении школьного дела, и что поэтому они являются необходимым звеном системы образования и исполняют общественное дело огромной важности. Взаимодействие школьного и внешкольного, государственного и частного образования естественно, более того, жизненно необходимо. 2 период. Развитие системы внешкольного образования в советский период. Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным образованием и очевидным недоверием со стороны властей к последнему. Провозглашенное в 1918 г. "Положение о единой трудовой школе" и последовавший вскоре "Устав единой трудовой школы" (1923 г.) внесли окончательную ясность в этот вопрос: "существование частных школ не допускается". Первые годы после Октябрьского переворота стали временем расцвета внешкольного образования: появились оригинальные формы организации детской жизни, шло интенсивное становление научно-методической базы внешкольного движения, велись серьезные научные исследования развития самодеятельности, творческих способностей детей, их интересов и потребностей, изучались коллективные и групповые формы работы. Внешкольное образование, наряду с дошкольным воспитанием, было включено в общую систему народного просвещения. В этот период формируется первая организационно-государственная структура управления внешкольными учреждениями. В 1917 г. в Народном Комиссариате просвещения был создан специальный отдел внешкольного образования, основная задача которого заключалась в развертывании культурно-просветительской работы, прежде всего, среди неграмотного взрослого населения. Основные принципы внешкольной работы были установлены на I Всероссийском съезде по внешкольному образованию (1919 г.). В "Положении об организации дела внешкольного образования в РСФСР" в качестве основной задачи деятельности внешкольных учреждений определялось содействие развитию взрослых и детей в интеллектуальном, эстетическом и физическом воспитании, а в основу их деятельности закладывались следующие принципы: * всемерная поддержка и содействие свободно проявляемой творческой самодеятельности широких масс населения в области внешкольного образования и организация их участия в создании учреждений внешкольного образования и проведении культурно-просветительной работы; * общедоступность учреждений внешкольного образования; * планомерность и согласованность работы как органов, ведающих делом внешкольного образования, так и отдельных внешкольно-просветительских учреждений; * контроль пролетариата и трудового крестьянства над постановкой дела внешкольного образования; * соблюдение принципов светскости; * ведение внешкольной работы на родном языке народностей, входящих в состав РСФСР. Среди наиболее известных педагогов, которые также внесли существенный вклад в дело становления и развития внешкольного образования в нашей стране, необходимо назвать П. П. Блонского, Н. К. Крупскую, А. В. Луначарского А. С. Макаренко, В. Н. Терского и др. Они не только обогатили педагогику своими работами по данной проблематике, но и помогали решать ее на государственном уровне, оказывая влияние на политику образования в СССР. Нельзя не отметить разнообразие действовавших внешкольных учреждений: центральные станции юных натуралистов и опытников сельского хозяйства, станции юных техников и юных экскурсоводов, детские спортивные школы, детские парки и дома культуры. Их деятельность была направлена на организацию досуга школьников, оказание помощи в выборе занятий, на обучение навыкам участия в общественной работе и развитие творческих и познавательных интересов. Анализ педагогической теории и практики 1920 - 1930-х гг. показывает, что именно в эти годы педагогической общественностью творчески развивается концепция социальной детерминированности воспитания, изучаются проблемы профессиональной подготовки учащихся. Среди них - организация жизни ребенка в школе, дома; содержательная занятость свободного времени; особенности материального и культурного положения семьи; характер и содержание социальных ролей подростка и степень его социальной активности. Общественность привлекалась к внешкольной работе по линии различных ведомств. В целях согласования их деятельности было принято "Положение об основной государственной системе учреждений внешкольного образования". Создавались два типа учреждений: государственные и общественные. Комиссариату народного просвещения вменялось в обязанность издавать законоположения, облегчающие работу культурных сил на местах. Четко устанавливались нормы взаимоотношений между всеми организациями, участвующими в процессе внешкольного воспитания детей и взрослых. Были введены единое финансирование и отчетность, периодически созывались конференции, совещания, регулярно издавались соответствующие печатные материалы, шло планомерное обустройство опытно-экспериментальных показательных учреждений, курсов и учебных заведений для подготовки кадров. В этот период появляются и специализированные клубы, создаваемые на основе потребностей и запросов детей. Развиваются клубы в школах, на предприятиях, в культурно-просветительских учреждениях, что позволяет достаточно эффективно обеспечивать содержательную занятость свободного времени подростков. В разработке содержания внешкольного воспитания учащихся в свободное время активное участие принимали передовые педагоги и психологи. Так, П. П. Блонский и Е. Н. Медынский настойчиво ставили вопрос о подготовке квалифицированных специалистов-внешкольников и сформулировали педагогические требования к этим кадрам. Таким образом, именно в 1920 - 1930-е гг. в педагогической науке нашли свое отражение основополагающие положения и идеи внешкольной работы с детьми и подростками; были определены цели и задачи, содержание и методы работы, рассмотрены проблемы организации досуга молодежи, утверждалась методология и научная теория социального воспитания, закладывались основы педагогики свободного времени. Наиболее серьезным исследованием этого периода, имеющим теоретико-методологический характер, является "Энциклопедия внешкольного образования" Е. Н. Медынского – первого классика теории внешкольного образования, изданная в 1923 г. В этой работе отмечено, что объект исследования теории внешкольного образования - процесс воспитания человека - во многом шире объекта многих из признанных уже научных дисциплин. В основе методологии теории этого типа образования лежат следующие принципы: 1) внешкольное образование - часть общей теории народного образования, так как последнее рассматривается как триединая система: дошкольное воспитание - школа - внешкольное образование. Поэтому теория внешкольного образования должна основываться на науках, составляющих базис педагогики (психология, социология, логика, этика и эстетика); 2) внешкольное образование, как и большинство явлений социальной жизни, может подлежать научному изучению, в том числе и в историческом плане; 3) в теорию внешкольного образования войдут все вопросы, одинаково относящиеся ко всем его отраслям и объединяющие последние в методологическом, философском, организационном или методическом отношениях; 4) теория внешкольного образования как отрасль педагогической науки должна осветить следующие вопросы: понятие внешкольного образования; его место в ряду наук, изучающих общественную жизнь в целом и педагогические вопросы в частности; классификация форм содействия внешкольному образованию; принципы организации внешкольного образования; общая методика последнего; 5) после общего обозрения внешкольного образования как дисциплины вводной, изучающей внешкольное образование в целом, следует выделить ряд отдельных дисциплин, изучающих различные разделы внешкольного образования, - библиотековедение, музееведение, учение о школах и курсах взрослых, учение о народном театре и т.д. Рост числа внешкольных учреждений потребовал усиления внимания к подготовке педагогических кадров для них. При Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской было открыто специальное внешкольное отделение. Подобные отделения появились и при педвузах и педтехникумах на дневных отделениях, здесь же функционировали заочные курсы внешкольных работников (с разными сроками обучения). В период 1930 - 1940-х гг. идет интенсивное развитие теории воспитания. Сеть внешкольных учреждений постоянно увеличивалась и охватывала основные направления внешкольной работы с детьми. В это время термин "внешкольное образование" был заменен термином "внешкольное воспитание" в связи с тем, что в довоенные годы в стране в основном уже сложилась общественно-государственная система внешкольной воспитательной работы с детьми. В эти годы появилась государственная сеть внешкольных учреждений. Официально необходимость ее развития определялась следующими причинами: * школы работали в 2 - 3 смены, что мешало развертыванию внеурочной работы в самой школе; * недостаточный охват детей пионерским движением; * недостаточное число различных клубов, станций, секций для проведения полезного досуга с детьми и подростками. Были сформулированы задачи внешкольных учреждений: * борьба за получение детьми знаний, за вовлечение всех детей в школу, ликвидация неграмотности; * организация досуга детей через проведение массовой культурно-просветительной работы; * оздоровление ребят и окружающего быта; * включение детей в социалистическое строительство, участие их в мероприятиях партии и советской власти. Таким образом, в СССР была создана уникальная государственная система внешкольных учреждений, которая имела совершенно определенное объяснение. Впоследствии происходит дальнейшая политизация работы внешкольных учреждений и внеклассной работы в школе.   В 1950 - 1960-е гг. сеть внешкольных учреждений продолжает расти и требует упорядочения работы с кадрами, определения правового статуса педагогических работников и типов учреждений. Постановлением Совета Министров СССР "Об упорядочении сети, введении типовых штатов и установлении должностных окладов работникам внешкольных учреждений" (1952 г.) были определены единая номенклатура внешкольных учреждений и правовое положение их работников. Усиливалась роль внешкольных учреждений как методических центров, укреплялись связи со школой и общественностью, а также между педагогическими коллективами разных внешкольных учреждений. В 1970 - 1980 гг. сеть внешкольных учреждений стала развиваться еще более быстрыми темпами. Создается широкая сеть специализированных внешкольных детских учреждений с учетом дифференциации интересов детей, обеспечивающая развитие творческих способностей детей в той или иной области жизни. В этот период интенсивно развиваются кружки технического творчества, туристско-краеведческие, эстетического направления, физкультурно-спортивные, природоведческие. Появляются и профильные клубы, научные общества учащихся, пионерские театры, ансамбли. Во внешкольных учреждениях активно используются такие методы и средства обучения как эксперименты и опыты, практические занятия, экскурсии, походы, экспедиции, работа с научно-популярной и общественно-политической литературой, подготовка рефератов, докладов, конкурсов, соревнований, выставок. Эти годы стали периодом наивысшего развития внешкольных учреждений. Именно в это время определились главные направления в содержании деятельности и сложилась уникальная система работы с детьми, не имевшая аналогов в мире, включавшая четко определенные задачи, содержание и формы воспитательной работы. Внешкольные учреждения становятся одним из основных воспитательных институтов социума, усиливается их методическая роль в распространении педагогических знаний, в пропаганде наиболее активных форм воспитательного воздействия по месту жительства.   3 период. Преобразование внешкольного образования в дополнительное в постсоветский период. Изменения в обществе в 1990-е гг., распад СССР привели к глубокому социально-экономическому кризису. На развитии деятельности системы образования, в том числе и внешкольных учреждений, отразились такие факты, как: смена ценностных ориентиров, отказ от установленных прежде ограничений в сфере образовательной деятельности, сокращение финансирования системы образования. В это время переосмысливаются традиции внешкольного образования, внешкольного воспитания и внешкольной работы. Реорганизация современной системы образования РФ, начавшаяся в 1992 г., предопределила процесс эволюционного видоизменения системы внешкольной работы, перехода ее в новое качественное состояние. С принятием Закона РФ "Об образовании" (1992 г.) статус внешкольных учреждений существенно изменился. В законе целый раздел (ст. 26) посвящен дополнительному образованию. Следует отметить, что в первоначальной редакции Закона РФ "Об образовании" был обозначен только один тип образовательного учреждения дополнительного образования (как для детей, так и для взрослых), что вносило много сложностей и неразбериху в деятельность учреждений данного типа, работавших с разными категориями населения. В новой редакции Закона (1996 г.) типология их была уточнена. Пункт 4 статьи 12 Закона дополнен такими типами образовательных учреждений, как учреждения дополнительного образования взрослых (институты и курсы повышения квалификации, дополнительное образование взрослых) и учреждения дополнительного образования детей. Рассматривая роль дополнительного образования в современных условиях, ученые выделяют разные его приоритетные цели. Так, например, Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова обосновывают следующие соответствующие идеи: * свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; * ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка; * возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка; * единство обучения, воспитания и развития; * практико-деятельностная основа образовательного процесса. Дополнительное образование по праву относится к сферам наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребенка. Выступая как средство формирования мотивации развития личности, дополнительное образование способствует расширению культурного пространства самореализации личности, стимулирует ее к творчеству. Личность формируется в постоянной деятельности, преодолении себя, в переживаниях горя и радости, в сопричастности к общению, большому настоящему делу. Система дополнительного образования - это не предлагаемая ребенку готовая социально-культурная среда, а созданная им самим вариативная, опирающаяся на его собственные рефлексивные возможности социально-культурная среда.   Деятельность учреждений дополнительного образования детей, ставших преемником системы внешкольных учреждений, с одной стороны, сочетает в себе лучший исторический опыт и традиции внешкольного воспитания, а с другой стороны, является областью инновационной образовательной деятельности, способствующей раскрытию образовательных потребностей детей и творческой самореализации ребенка. Задание 2. Распечатать ниже представленный материал и вклеить в тетрадь как продолжение прошлого занятия (или записать).      2 период – период советского развития ДОД - ознаменован провозглашением в 1918 году «Положения о единой трудовой школе» и в 1923 году принятием «Устава единой трудовой школы». Первые годы после Октябрьской революции стали временем расцвета внешкольного образования: 1) появились оригинальные формы организации детской жизни: станции юных натуралистов и опытников сельского хозяйства, станции юных техников и юных экскурсоводов, детские спортивные школы, детские парки и дома культуры. Первым государственным внешкольным детским учреждением считается  «Станция юных любителей природы», открытая в Москве в 1918 году. Их деятельность была направлена на организацию досуга школьников, оказание помощи в выборе занятий, на обучение навыка участия в общественной работе и развитие творческих и познавательных интересов. 2) внешкольное образование было включено в общую систему народного просвещения. В этот период формируется первая организационно-государственная структура управления внешкольными учреждениями. В 1917 году в Народном Комиссариате просвещения был создан специальный отдел внешкольного образования с его главной задачей – развертывание культурно-просветительской работы (прежде всего среди неграмотного взрослого населения). В 1919 году был проведен первый Всероссийский съезд по внешкольному образованию, на котором было принято «Положение об организации дела внешкольного образования в РСФСР», определившего основные задачи деятельности внешкольных учреждений (содействие развитию взрослых и детей в интеллектуальном, эстетическом и физическом воспитании) и основные принципы деятельности. 3) шло интенсивное становление научно-методической базы внешкольного движения, велись серьезные научные исследования всей деятельности учреждений. Наиболее серьезным исследованием этого периода является «Энциклопедия внешкольного образования» Е. Н. Медынского, изданная в 1923 году. Среди наиболее известных педагогов, внесших свой вклад в развитие теории и практики внешкольного образования, можно назвать Блонского, Крупскую, Луначарского, Макаренко и других. 4) в период с 1930 по 1940 годы шло интенсивное развитие теории воспитания, в связи с чем термин «внешкольное образование» был заменен термином «внешкольное воспитание». 5) в 1950-60 годы сеть внешкольных учреждений продолжает расти и требует упорядочения работы по подготовке педагогических кадров. 3 период. Преобразование внешкольного образования в дополнительное в постсоветский период. С принятием в 1992 году Закона РФ «Об образовании» статус внешкольных учреждений изменился и был переименован в «дополнительное образование детей».   Задание 3. В личное сообщение отправить только ответы на три вопроса: 1) Какое учреждение считается первым государственным внешкольным детским учреждением? 2) Кто является первым классиком теории внешкольного образования? 3) Какая книга Е. Н. Медынского имеет особую ценность в разработке теории внешкольного образования?  

  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: