Тема 2: История философии культуры

Цель занятия: сформировать знания обучающихся об истории культурфилософских идей, начиная с эпохи античности. Дать представление о конкретных концепциях культуры, созданных крупнейшими представителями философии античности, средних веков, Возрождения и Нового времени, сформировать знания обучающихся о культурфилософских идеях XIX и ХХ веков. Дать представление о конкретных концепциях культуры, созданных крупнейшими представителями западной и российской философии.

Основные понятия: культура, природа, эпоха, миф, рационализм, эмпиризм, просвещение романтизм, реализм, трансцендентальная философия, позитивизм, философия жизни, символизм, витализм, психоанализм, экзистенциализм, антропология, философия жизни, социология культуры, феноменология, структурализм, семиотика.

Время: 1,5 часа

Вопросы для обсуждения:

1.Тема культуры в мифологическом сознании и в эпоху античности.

2. Культурфилософские идеи эпохи Средневековья и эпохи Возрождения.

3. Культурфилософские идеи эпохи Нового Времени.

4. Культурфилософские идеи в XIX - ХХ вв.

5. Проблемы культуры в отечественной философской мысли.

Темы докладов (рефератов):

1. Философские воззрения на культуру Платона.

2. Философские воззрения на культуру Аристотеля.

3. Философские воззрения на культуру Ф.Аквинского.

4. Философские воззрения на культуру Шарля де Бовеля.

5. Философские воззрения на культуру Пико делла Мирандолы.

6. Философские воззрения на культуру Дж. Вико.

7. Философские воззрения на культуру Жан-Жака Руссо.

8. Философские воззрения на культуру И.Г.Гердера.

9. Философские воззрения на культуру И.Канта.

10. Философские воззрения на культуру Г.Гегеля.

11. 1. Судьба европейской культуры в «трагической философии» Ф. Ницше.

12.  Культура в системе «наук о духе» (В. Дильтей).

13. Аксиологическая философия культуры (нео Баденской школы В. Вильдельбанд, Г.Риккерт).

14.  Проблема «запада европейской цивилизации» в концепции О. Шпенглера.

15.  Символическая философия культуры (Е. Касирер).

16. Особенности российской культурфилософской традиции.

Ход проведения:

Приступая к изучению истории философии культуры, следует исходить из того, что хотя собственно философия культуры как направление сформировалась в начале XIX века, но ей предшествовала долгая история развития взглядов на культуру, осмысления её сущности, особенностей, значения для общества и личности. В частности, в античности были сформированы понятия, предназначенные для характеристики явлений культуры: это «техне» (ремесло, мастерство) и «пайзейя» (образованность, воспитанность), «сколе» (обучение разумности и эстетическому чувству прекрасного). Что касается осмысления культуры в древнегреческой мифологии и философии желательно обратить внимание на творчество Гомера и Гесиода, миф о Прометее огонь как символ культурного преобразования мира. Особую роль в античной культур философии сыграли диалоги Платона, подчеркивал особую роль образования и воспитания в развитии личности.

В сочинениях древнегреческих мыслителей Платона, Аристотеля, Сократа, Ксенофонта и других, повсеместно поднимались проблемы добродетелей, главной среди которых провозглашалась справедливость.

Именно в античности появляется и само понятие культуры. В расширенном и переносном смысле латинский термин «cultura» (возделывание) впервые использовал древнегреческий оратор и философ Марк туллий Цицерон (I в.до н.э), говоривший о необходимости «возделывания» души человека («cultura aninu»). У римского поэта-философа Вергилия (I в.до н.э) «cultura» как возделывание (делание) мира предстаёт главной задачей человека и смыслом его существования и т.п. Таким образом, в античности была заложена традиция понимания культуры как специфической человеческой жизнедеятельности, процесса формирования и реализации сущности сил человека.

Второй вопрос следует начинать с того, что Европейское Средневековье связано с новым этапом культуры и иным её пониманием: это была культура, христианская, монотеистическая и аскетическая. Культурность человека понималась как «снятие» его греховности через пробуждение личной духовной активности, направленной к познанию Бога как первоначала бытия. Из христианской философии Средневековья происходит представление: о Божественной сути культуры и человека, о различении земного, телесного, небесного, духовного; о различении человеческого (культурного) и природного (естественного) мира. Пьер Абеляр, Аврелий Августин, Фома Аквинский и др. поднимали вопросы человеческой души, её природы, свободы выбора и т.п. Именно в средневековой культуре был сформирован интерес к человеческой духовности, к «высшим» духовным ценностям, к моральности как критерию человечности.

Следующая за Средневековьем эпоха- эпоха Возрождения – явилась поворотным этапом в развитии философских взглядов на культуру. Связанное материально с эпохой первоначального накопления капитала, и Итальянское, и Северное Возрождение стимулировало развитие светской культуры индивидуализма, рационализма, прагматизма. В Северном Возрождении особое понимание человека и культуры, обусловила реформация, акцентировав внимание на свободе воли и автономности человека, а также особых этических основаниях культуры. Желательно с этих позиций рассмотреть учения М. Лютера и особенно - Э.Роттердамского (сочинение «О свободе воли»). Именно в эпоху Возрождения происходит «открытие культуры». В эпоху Возрождения преимущественное внимание уделяется светской культуре и самому человеку как ее создателю. Именно в русле гуманистического мировоззрения эпохи Возрождения в дальнейшем оформится и философская идея культуры. Гуманисты эпохи Возрождения рассматривали культуру как выражение творческой, сознательной активности человека, его материально-преобразующей деятельности. В это время наиболее широко разрабатывались проблемы моральной философии, достоинства личности, светской этики, гуманистической педагогики т.п. Эти вопросы поднимались в творчестве Данте, Франчески Петрарки, Джордано Бруно, Уильяма Шекспира, Марсилио Фичино, Леона Баттиста Альберти, Джованни Пико делла Мирандолы, Шарля де Бовеля и др. Именно в эпоху Возрождения было сформулировано понятие культуры, связанное с творчеством и совершенствованием человеческой личности, утверждением её достоинства и самоценности.

Это понимание культуры в дальнейшем было развито мыслителями Нового Времени, начиная с XVII века, на что следует указать при ответе на третий вопрос.Реформация, английская революция XVII века, и французская революция XVIII века кардинально изменили социо-культурную обстановку в Европе. Были заложены основы научного естествознания, начался подъём национальных культур и их взаимодействие. В XVII в., когда появляются теории Галилея и Ньютона, заложившие основания современного естествознания, рождается классическая философия Нового времени - как рационалистическая (Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.), Так и сенсуалистська (Бэкон, Гоббс, Локк и др.). В это время культурфилософскую идеи почти не развиваются - культура потрактовувалася по аналогии с природой. Это по сути отождествление, культуры и природы, будет преодолен в XVIII в. - В эпоху Просвещения. Именно в это время формируется классическая философия культуры - не как особая сфера философского знания, но как один из аспектов осмысления феномена культуры как таковой. Данную классику можно представить как, в определенном смысле, диалог, который ведется между ученым, моралистом и художником о сущности и смысле культуры. Непосредственно участниками этого диалога станут просветители, представители философии трансцендентального идеализма (Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг) и романтики.

В эпоху Просвещения (XVIII- XIX вв.), которая как никакая другая эпоха выразила «дух» Нового времени, вырабатывается «классическое» понимание культуры, которое охватывает всё, что создано человеком, и самого человека в том числе. Идея культуры становится неотъемлемой от идеи человека, как рационального и творческого существа. При этом культура, в отличие от природы, имеет своё историческое измерение – историзм становится важнейшим принципом понимания культуры.

Как одна из главных категорий просветительской философии истории культура становится предметом философского и научного изучения (Вольтер, Кондорсе, Вико, Гюго, Гердер, Гёте, Кант, Гегель и другие). Вот именно в это время были сделаны два важных вывода о том, что: во-первых, именно культура формирует в человеке социальные качества и объединяет людей в обществе, придавая им целостность, обладающую нормативной структурой, во-вторых, культура непосредственным образом связана с духовным миром личности, составляющим её сущность. При этом главной движущей силой истории и созидательном началом культуры объявляется человеческий разум. По сути, культура отождествлялась с ним: она понималась как разумная организация жизнедеятельности человека и общества в целом, сфера бытия человека как свободного, исторически-развивающегося и разумно-деятельного субъекта.

Считается, что сам термин «культура» в виде самостоятельного понятия впервые употребил немецкий мыслитель XVII века С.Пуфендорф, понимавший под культурой искусственный мир, созданный человеком, в отличие от природы. Словосочетание «история культуры» было впервые использовано немецким лингвистом И. Аделунгом для обозначения истории духовных и материальных достижений человечества.

В своём наиболее разработанном виде просветительская идея культуры предстала в творчестве немецкого мыслителя И.Гердера (1744-1803), сочинения которого («Идеи к всеобщей истории человечества и др.») могут рассматриваться в качестве целостной философии культуры, взятой в её историческом измерении. Согласно Гердеру, именно в культуре заявляет о себе всеобщий закон бытия, присущий и природе и человеческой истории, но осуществляемый культурой. Это закон «превращения хаоса в миропорядок», определяющий необратимость и многообразие исторического процесса. Теория Гердера была дополнена идеями немецкой классический философии (И.Кант, Г.Гегель, Ф.Шеллинг, И.Дихте), где культура отождествлялась с формами духовного саморазвития человека, а история культуры рассматривалась как «история духа», что предполагало понимание человеческого разума в качестве наиболее адекватного проявления духовности в истории.

Философия культуры утвердила следующие идеи: человеческого разума как основы миропорядка; человека как субъекта и творца истории; культуры, как выражения и результата развития творческих сил и способностей личности; возможность гармоничного развития человека и общества, на основании исторического процесса культуры; прогрессивного исторического развития культуры и общества; главным культурными ценностями провозглашались – разум, просвещение, гуманизм, прогресс, выступающие приоритетными ориентирами человеческого бытия и его совершенствования.

При ответе на четвертый вопрос, следует отметить, что, начиная с эпохи Просвещения, идея культуры развивается как сфера развития человечности, преодоления ограниченности человеческого бытия силой разума. Все последующие модели (модернистская, постмодернистская) и теории культуры, включая и наиболее современные её интерпретации, так или иначе основывались на идеях просветительской философии культуры, о чём следует упомянут, начиная ответ на первый вопрос. Таким образом, в эпоху Просвещения сформировалась концепция культуры, объединяющая многообразные явления в одну смысловую целостность, производную от человека и его бытия. В этом и состоит идея культуры, ставшая основой философии культуры.

При рассмотрении культурфилософских идей XIX века особое внимание следует уделить так называемой «философии жизни», которая обратила внимание на культуру как на столько сознательную реальность, как на ту, что переживается человеком (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей, О. Шпенглер, А.Бергсон и др.). Необходимо отметить ведущую роль немецкой культуры и философии в становлении и развитии философии культуры. В немецкой культуре XIX века было два ведущих направления - романтизм и реализм, основанные, соответственно, на чувственном и рационалистическом восприятия действительности.

Само понятие «культурфилософия» было введено в научный обиход немецким романистом Адамом Мюллером в начале XIX века. Немецкий романтизм был особенно «чувствителен» к идее культуры как сферы человеческого духа, нравственной свободы и т.п. В культуре романтизма была особо привлекательной мысль И.Канта о символе как ключевом понятии философии культуры. Способность к целостно-символическому осмыслению мира Кант называет культурой. Кант понимал красоты как символ нравственности (работа «Критика способности суждения»). У Канта эстетическая идея (чувственное представление, феномен) пробуждает в сознании человека некую нравственную идею (ноумен). Мир человека – чувственно, эстетически воспринимаемый и одновременно нравственно осмысленный. Прекрасное в истолковании романистов стало символом «духовного», нравственного.

Эти идеи легли в основу философского осмысления культуры И.Гёте., который особое внимание уделял искусству как символическому миру, воспроизводящему многообразные формы объективного мира выражая всеобщее через индивидуальное. При этом искусство для Гёте органически включает в себя нравственности как его содержательный критерий.

Другие представители романтизма Ф.Шеллинг, Т.Герман, Ф.Шлегель, Ф. Шлейермахер, В.Гумбольдт вслед за Гёте абсолютизировали роль искусства в культуре. Именно искусство они считали способом представления неповторимого бытия человека другим людям и его понимания. В частности, Шлейермахер считал искусство носителем смыслов и символов культуры, ключом к её пониманию.

Особую роль в развитии философии культуры сыграл А.Шопенгауэр. Освещая особенности философии культуры А.Шопенгауэра необходимо отметить, что её основные идеи изложены в трактате «Мир как воля и представление» (1819). Он считал, что мир является ощущением человека и существует поскольку есть «я», подчёркивая таким образом сущность культуры как мира человека. По мысли Шопенгауэра первоэлементом мира является Воля. Кантовский тезис о разделении способностей субъекта на познание и желание, мышление и волю сменяется у Шопенгауэра утверждением, что субъективный мир как представление окружает оболочкой объективное существование человека. В мире как воле, слепой стихии жизни. Это внешняя сторона мира, в котором нет ничего, кроме воли. Необходимо сознательное возвышение над волей посредством нравственности, эстетического суждения о возвышенном. Культуру Шопенгауэр трактовал как способ религиозно-этического преодоления жизненной стихии, образец которого демонстрируют поэт-пророк, стоический мудрец, святой отшельник. Шопенгауэр считал культуру сферой регуляции человеческого существования категорическими императивами морали. Впервые культура была отнесена к сфере должного, предназначение которого – возвыситься над природно-сущим, преодолевая естественные проявления жизни – т.е. культура наделялась явно репрессивной функцией.

А.Шопенгауэр стал одним из основателей так называемой «философии жизни», виднейшим представителем которой стал и Ф.Ницше. Как и Шопенгауэр Ницше считал жизнь человека глубоко трагичным процессом порождения и уничтожения ценностей культуры, требующим переизбытка сил. Этот творческий «переизбыток жизни» он назвал диониссийским началом в культуре, дающим человеку силы для познания. Напротив, аполпоническое видение культуры – упорядоченное, рациональное – создаёт иллюзию примирения с миром его гармонии. В мире происходит постоянное взаимодействие этих двух начал – жизни и культуры. Культура связана с рациональным оформлением жизненной стихии, разум и язык скрывают истинное и звучание жизни. Позже Ницше все явления культуры рассматривал как проявление воли к власти, а смысл культуры – в формировании Сверхчеловека (работы «Так говорил Заратустра» и «Воля к власти», «По ту сторону добра и зла» и др.).

Понимая мир как абсолютное и бесконечное становление, представители «философии жизни» обратили особое внимание на роль чувств, интуиции, воли в жизнедеятельности человека.

Рассмотрение проблем философии культуры в творчестве французских мыслителей следует начать с того, что в 30-е – 40-е годы во Франции получил развитие позитивизм, призывавший основывать научные исследования на методах естественных наук в отношении изучения культуры. Эти идеи были развиты А. де Сен-Симоном, основателем социологии Э.Дюркгеймом и др. В их работах получили развитие историзм, психологизм, структурно-функциональный и системный анализ культуры.

Эволюционное направление в философии культуры развивается со средины XIX века. На основе этнологии и антропологии. Главными идеями эволюционистов являются:

· применение сравнительно-исторического и историко-генетического методов анализа культуры;

· идеи единства, человечества и всеобщности культурных форм;

· взаимосвязи настоящего и прошедшего в культуре;

· закономерного развития всех культур.

Наиболее известными представителями эволюционизма являются: Г.Спенсер, Дж.Мак-Леннан, Дж.Леббок, Э.Тайлор, Дж.Фрэзер,Л.Морган, Ш.Летурно, А.Бастиан, Ю.Липперт и другие.

В отличие от романтизма, рационалистическая традиция в философии культуры стремилась выявить основания культуры, апеллируя не к духу или чувствам человека, а к объективным, реальным, материальным основаниям. Наиболее известной и показательной в этом плане стала философская концепция марксизма. К.Маркс культурой считал предметное воплощение субъекта, а сущность человека и культуры, сводил к социальности, считая, что общественное бытие округляет сознание человека, а культура непосредственно детерминирована экономическим базисом. При этом игнорировались свобода, индивидуальность, противоречия и сложность человеческой личности, а следовательно – и культуры.

Значительную роль в развитии культурфилософия ХХ в. сыграл экзистенциализм (Ж.-П.Сартр, Камю, М. Хайдеггер, К. Ясперс), психоанализ (З. Фрейд, К. Юнг). Во 2-й пол. ХХ в. особое внимание уделяется культурным текстам и определенным предпосылкам их возникновения (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Делез, Фуко, Ж. Бодрийяр и др.). Главным образом в это время философы рассматривают такие проблемы культурфилософия, как: кризис культуры и ее первопричину; анализ современных морали, религии, искусства и др. форм культуры; проблема преодоления утилитарно-деятельного отношения человека к миру; поиск новой методологии анализа культуры; влияние глобализации на современную культуру и ее возможные последствия для современной цивилизации.

Что касается особенностей культурфилософских воззрений ХХ века следует отметить, что проблематика «философии жизни», поставленная в творчестве Шопенгауэра и Ф.Ницше в XIX ст. получила своё дальнейшее развитие в творчестве таких выдающихся мыслителей XX ст. как Г.Зиммель, О.Шпенглер, А.Бергсон, А.Тойнби, А.Швейцер и других. Выступив против механически-рассудочного, сугубо теоретического понимания человека, мира и культуры, эти учёные предложили поиск творческих, созидательных, внутренних начал культурного и социального развития. При этом особое внимание необходимо обратить на всемирно-известную работу О.Шопенгауэра «Закат Европы», 12-ти томный труд А.Тойнби «Исследования истории», работы А.Бергсона «Творческая эволюций» и «Два источника морали и религии». В этом вопросе следует дать с общую характеристику философии экзистенциализма (от лат. Existential – существование). В этом, одном из наиболее значительных течений философии XX ст., отражена реакция на неустойчивость и трагизм жизни, незащищённость и беспомощность человека, усиление отчуждения между людьми.

Экзистенциализм искал пути преодоления страха и одиночества, требовал защиты прав и достоинства личности. Истоки экзистенциализма находятся в творчестве С.Кьеркегора (1813-1856), выступившего против рационалистической философии и её учения об объективной истине, и большое значение придававшего вере. Его идеи были продолжены в XX веке такими мыслителями как К.Ясперс, М.Хайдеггер, Ж.-П. Сартр и А.Камю. При рассмотрении их творчества необходимо особое внимание уделить проблеме «человек – культура».

Для полноценного освещения вопроса о культурфилософских идеях XX следует выяснить сущность герменевтики – одного из методов, при помощи которых возможно понимание смысла, интерпретация текстов и т.п. В полной мере герменевтика создаётся в XIX веке в философии Х.Г.Гадамера. Его идеи были продолжены в XX веке П.Рикером, А.Аппелем, С.Франком, М.Бахтиным и др.

В этом же вопросе следует отметить стремление мыслителей увидеть мир человека и его культуру в контексте Вселенной. Философское понятие космизма связано с представлением о космосе как противоположности хаосу и о человеке как «гражданине мира». Проблемы культуры в русле космизма разрабатывали Т.де Шарден, В.Вернадский, П.Флоренский, В.Соловьёв и др.

Говоря о постмодернистских концепциях культуры, необходимо отметить, что в целом, постмодернизм отразил разочарование в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, разум, возможности человека преобразовывать мир. Наиболее значительными его представителями в философии являются Ж.Деррида, Ж.Лакан, Ж.Делёз, Ф.Гваттари, М.Фуко, У.Эко, Р.Рорти и др. Характерными чертами постмодернизма являются: неопределённость, фрагментарность, отказ от канонов, многовариантность, маргинальность, иносказание, телесность, материальность.

При ответе на третий вопрос необходимо отметить, что научно-философский интерес к культуре в контексте других общественных наук (социологии, психологии, филологии и т.д.) во второй половине XIX века активно проходил и в России. Этот период отмечен обострением ярких споров западников и славянофилов, видевших различные пути развития русской культуры. Идеи славянофильства развивали А.Хомяков, братья И и К. Аксаковы. И.Киреевский, Н.Данилевский (труд «Россия и Европа»), К.Леонтьев, которые акцентировали внимание на самобытности и традиционности отечественной культуры, оригинальном пути её развития. Западники придерживались идеи «европеизации» России, её «подтягивания» к западной культуре, как образцу, тем самым лишались своей особой роли в истории человеческой цивилизации (Т.Грановский, К.Кавелин, В.Белинский, А.Герцен и другие).

 

Необходимое оборудование и материалы:

Помещения для проведения семинарских занятий должны быть оснащены компьютерной техникой для демонстрации презентаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: