Вопрос 30. Рене Декарт: методическое сомнение, рационалистическая теория познания, метафизика. Значение картезианства для философии и культа Нового времени

Критиковал схоластику, стремился открыть новый метод. Считал, что нужно начать с нуля. Для понимания его философских взглядов наиболее важны два произведения «Рассуждение о методе» и «Метафизические рассуждения», так как Декарт обосновал в них метод «картезианского сомнения», т. е. необходимость сомневаться во всем, кроме собственного существования. «я решил во всем сомневаться». Цель сомнения -найти то, в чем нельзя сомневаться. Есть мыслящее Я,все остальное надо доказать.

Выражение «мыслю, следовательно, существую» отражает существо теории познания Декарта. Исходя из него утверждается крайний субъективизм – в центре философии-мыслящий субъект -человек. Наша мысль удостоверяет наше существование.
Из этого тезиса следовал еще один вывод: все вещи, воспринимаемые нами ясно и отчетливо, истинны. Такую отчетливость может дать только разум, ибо ощущения легко изменяются под воздействием внешних обстоятельств.

Достоверное знание может находиться только в самосознании познающего субъекта, в его аналитической деятельности.

Центральное понятие картезианской философии – субстанция. Она позволяет понять смысл дуалистической философии Декарта. Субстанцией является только Бог (несотворенная субстанция,которая творит духовную и материальную). При этом Декарт делил мир на два рода субстанций: духовную и материальную. Духовная субстанция обладает врожденными идеями, к которым он относил прежде всего идею Бога ( он удостоверяет истинность др. врожденных идей ), а также математические и научные идеи. Материальная субстанция отождествляется с природой, главным свойством которой является протяженность. Животные бездушны,тк душа тождественна разуму. Декарт утверждал, что человек состоит из двух частей: мыслящей субстанции (res cogitans) и т елесной, или пространственной субстанции (res extensa) – или, в более привычных выражениях, души и тела. Душа и разум взаимодействуют в шишковидной железе. Декарт говорил, что телесная и мыслящая субстанции могут соединиться лишь в Боге как в несотворенной единой субстанции. То же и с человеком: познать его как существо, состоящее из души и тела, можно лишь на почве того, что человек является существом, сотворенным Богом, и только понимая его как существо, существующее в Боге, можно понять, как человеческое тело соединяется с человеческой душой. (Этот вывод гораздо более логичен для Декарта, чем предположение о шишковидной железе.)

Уровни познания:1) высший-интеллектуальная интуиция(ур-нь анализа врожденных идеи внутри себя) 2) дедукция-выведение частного из общего
Разум неизбежно достигнет истинного знания, если будет исходить из достоверного метода (дедукции), который включает в себя:

ясность и отчетливость познания, не вызывающего никаких сомнений;

Детализация, те разделение всякого исследуемого вопроса на столько частей, сколько требуется для лучшего его понимания;

Последовательность и полнота, те осмысление предмета исследования по порядку, начиная с вещей наиболее простых и постепенно поднимаясь до самых сложных.

Абсолютизировав роль разума в познании, Декарт полагал, что с помощью дедуктивного метода можно вывести все истинные знания о мире.

То было время строгих ортодоксальных учений, и многие богословы опасались влияния картезианства. Сомнение во всем, которое Декарт предлагал в качестве исходной точки рассуждений, выглядело как откровенный скептицизм. Богословские факультеты некоторых университетов заявили, что христианскому богословию лучше всего подходит философская система Аристотеля, и раздавались даже утверждения, что картезианство с неизбежностью ведет к ереси. Обескураженный такой критикой, Декарт решил покинуть родную Францию и принял приглашение королевы Швеции перебраться в эту северную страну, в которой жил до конца своих дней.

Но у картезианства были и сторонники, видевшие в нем надежду на богословское обновление. Во Франции интеллектуалы, среди которых был модным янсенизм, восприняли картезианство как его философское дополнение. В конечном счете философскую систему Декарта признали и в более ортодоксальных кругах, и дискуссии о сущности картезианства долгое время не прекращались. Прежде всего, картезианство способствовало дальнейшему развитию богословских и философских исследований в вопросе о взаимосвязи между духом и материей.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: