Кризисы идентичности

Анализ жизненного пути 

Построение континуума, отражающего основные периоды жизни клиента (детство, юность, взрослую жизнь).  

 

Профессиональное развитие 

 

С помощью карт «Река» можно построить цепочку, отражающую динамику профессиональной самореализации: от детских (юношеских) представлений о профессии до карт, метафорически выражающих актуальную ситуацию в профессиональной жизни. Как соотносятся карты первая и последняя? Что исчезло? Что, напротив, появилось? Как последняя карта отражает потребности и способности автора континуума?  

 

Проживание важных событий  

 

Со всеми нами происходят события, меняющие течение нашей жизни. Переезды, отделение от родителей, рождение детей, судьбоносные встречи и расставания… На событийном уровне все это может быть мгновением, внутренне же это всегда процесс, который можно выразить при помощи карт. Полезно просто посмотреть на него, но можно и сопоставлять разные континуумы.

Например, построить реку, отражающую изменение образа своего Я в течение некоторого периода времени и реку, отражающую динамику внутреннего самоощущения во время переживания события. Какому периоду жизни соответствует смена места жительства (например, переезд из России в Израиль)? Какая разница между ощущением себя евреем в России и русским в Израиле?  

 

Болезни 

 

Люди, справляющиеся с тяжелыми заболеваниями или прошедшие через них, всегда нуждаются в рефлексии, тем более что страхи и тревоги не позволяют им посмотреть на себя и свою внутреннюю жизнь прямо и открыто. Карты "Река" могут помочь не только самим больным, но и их близким. Выстраивание цепочки карт, выражающих жизнь до болезни и во время ее начала, моменты ее осознавания и принятия, периоды борьбы, лечения, ремиссий… Все это помогает увидеть и выделить факторы, помогающие человеку справляться с болезнью (отношение к себе, к своему телу, отношения в семье, освоение навыков управления телом и эмоциями и пр.), и препятствующие этому. 

 

Инвалидность (ограничения здоровья) 

 

Есть несколько направлений работы с подобными клиентами. А. С помощью карт «Река» человек может воспроизвести как картину, отражающую его представление о своей жизни, так и воображаемую картину о том, какой было бы его жизнь, если бы он не был болен. Что в его жизни было бы лучше? Какие были бы возможности? Каким образом (за счёт чего) дефект определяет невозможность получения желаемого? Можно ли все-таки удовлетворить эти потребности в реальной ситуации? Эта работа позволяет увидеть те моменты, с которыми клиент не сумел справиться, которые не смог принять в связи со своей инвалидностью.  

Б. Клиент строит континуум, который выражает течение его болезни. Это позволяет экстернализировать болезнь и организовав «взаимодействие» с ней, приблизиться к принятию своего состояния и своих возможностей.  

 

Отношения с другими 

 

Через построение рек-континуумов клиент может работать со своими отношениями с другими людьми. Например, река, выражающая отношения с матерью в разные периоды жизни, позволяет увидеть, как эти отношения изменялись, к чему пришли, как, по мнению клиента, будут выглядеть в будущем. Увидеть - это значит понять, проанализировать, еще раз прожить... 

Понятно, что предметом подобного анализа могут стать отношения не только с родителями, но и с друзьями, партнерами, детьми, коллегами и другими значимыми людьми.  

 

Рефлексия терапевтического процесса 

 

Поскольку терапия – это процесс, то карты «Река» прекрасно подходят для его анализа. Клиенту предлагается выбрать карты, отражающие его актуальное состояние, карты, отражающие его представления о том, что будет происходить с ним на терапии, и карты, представляющие желаемое будущее (результат терапии).  

Карты "Река" хороши также и для супервизии, поскольку в руках супервизируемого они являются отражением его представлений о терапевтическом процессе.  

 

Принятие решения 

 

В ситуации, когда клиент колеблется и не может принять решение, он может составлять "реки", отражающие его представления о том, что будет происходить, если он примет то или иное решение. Можно попросить его составить континуум, отражающий лучший и худший варианты развития событий. Это поможет увидеть и оценить риски того или иного выбора. 

 

Эмоциональная саморегуляция 

 

Клиента просят представить какую-то беспокоящую его эмоцию как текущую реку - с того момента, когда чувство возникает, до того, как оно исчезает, перестает беспокоить. Выберите карту, отражающую ваше состояние в тот момент, когда вас охватывает тревога. Какая карта наиболее точно отражает вашу тревогу? Как вы чувствуете себя в это время? Что происходит с вами, когда она исчезает?  

Другой способ работы предполагает составление двух континуумов: один из них описывает, как человек справляется с тревогой на уровне телесной саморегуляции, другой - как он делает это на рациональном уровне. После чего ему предлагается построить новую единую реку, интегрирующую обе предыдущие.  

 

Зависимости 

 

Перетекающие друг в друга карты «Река» позволяют клиенту выразить свое представление о разных периодах жизни. Например, когда он не употребляет наркотических веществ (алкоголя) и когда он употребляет их. В какой момент континуума его жизни это произошло впервые? Когда стало устойчивой привычкой? Каким жизненным событиям и переживаниям это соответствует? Как может выглядеть жизнь без наркотиков?      

Отдельно можно проанализировать социальное окружение: кто из близких людей помогает, кто мешает? Как чувствуют себя близкие люди в периоды обострения болезни и периоды затухания зависимости (если таковые происходят)? И т.п.  

 

Утраты 

 

Понятно, что созданные специально для работы с процессами, карты «Река» как никакие другие подходят для проработки переживаний, сопровождающих утраты. Вариантов такой работы несколько. 

А. Составление континуума, отражающего отношения с ушедшим, позволяет ответить на вопросы: какими были рождение, жизнь и смерть ваших отношений с ним? Что доставляло радость? Что злило? Через какие кризисы прошли ваши отношения?   

Б. Можно составить континуум, отражающий взгляд умершего на жизнь клиента и на историю их отношений. 

В. Отдельно имеет смысл остановиться на том, что появилось в жизни клиента благодаря присутствию в ней умершего человека. Что он дал вам? В какие периоды ваших отношений вы осознали это? 

Г. Создание реки, отражающей актуальное переживание горя. Что вы чувствуете, когда просыпаетесь? Каково ваше состояние в течение дня? Каковы отношения с окружающими? Что поддерживает вас, а что дестабилизирует?  

Д. Тяжело, но полезно реконструировать смерть ушедшего человека через создание цепочки карт «Река». Как это произошло? Была ли смерть результатом долгой болезни? Или она была внезапной? Где были вы в момент смерти?

Присутствовали ли вы при этом?  

 Е. Составление континуума, отражающего весь жизненный путь клиента, позволяет включить переживания утраты в общий контекст его жизни. Какой была ваша жизнь до потери близкого человека? Что происходило в момент умирания? Какая ваша жизнь сейчас? Каким вы видите свое будущее (в том числе желаемое)? 

Подобные схемы работы адекватны и при работе с проживанием других потерь (разводы, разлуки и пр.). 

 

Кризисы идентичности 

 

Человек, переживающий какой-либо кризис идентичности (вызванный эмиграцией, разводом, уходом из родительского дома и пр.), может выразить свое самоощущение с помощью карт "Река". Какой я в тех или иных обстоятельствах? В окружении разных людей? В этом месте проживания? А каким был ранее, когда жил дома, с родителями? Каков я в общении с отцом? С матерью? С друзьями? На эти и подобные вопросы можно отвечать, выбирая подходящие карты и составляя из них единую реку своей жизни. Такая работа позволяет вычленить и проанализировать психологические особенности, проявляющиеся в зависимости от обстоятельств, и те личностные характеристики, которые свойственны человеку всегда, во все времена, независимо от обстоятельств и окружения.  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: