Цель психотерапии (контракт)

· Определялись ли вместе с пациентом цели психотерапии?

· Каковы установленные цели?

· Имеются ли у психотерапевта гипотезы происхождения проблем у пациента?

· Как определяется продвижение к установленным целям психотерапии? Кто за это отвечает?

· Разъяснялся ли пациенту вопрос о границах «возможного» в психотерапии?

· Каков терапевтический прогноз?

· Какова предварительная оценка длительности общего лечения?

· Какова длительность и частота психотерапевтических встреч?

· Каков гонорар, кто будет покрывать расходы, как осуществляется оплата пропущенных встреч?

· Сошелся ли терапевт с пациентом на конкретных условиях?

· Способен ли пациент, исходя из сложности его заболевания и характера, придерживаться оговоренных правил?

· Является ли избранный метод наилучшим при существующем диагнозе, структуре личности пациента и целях терапии?

Супервизорская система

2.1.Состояние супервизируемого: этот фокус супервизии уже принадлежит «второй стороне» супервизорского процесса, где внимание эксперта концентрируется на состоянии терапевта во время сессии, в том числе на переживаемых им «блоках» и дистрессе. «Переименование» терапевта в супервизируемого имеет целью подчеркнуть переход от первой группы фокусов, связанных с пациентом, ко второй, где главные отношения – это отношения с супервизором. Супервизируемый как бы «несет в себе» пациента, и его состояние говорит о том, что происходит в терапии. Второе преимущество этой фокусировки связано с процессом развития самого терапевта – с его постепенным прогрессом в понимании связей своих личностных проблем с проблемами пациентов. С целью исследования терапевтических отношений могут быть заданы следующие вопросы.

· Какие чувства вызывает у супервизируемого пациент (заинтересованность, скуку, сосредоточенность, рассеянность и т.д.); и какие возникают телесные ощущения (расслабление, напряжение, головная боль и т.д.)?

· Как ведет себя пациент (язык тела, мимика, жесты, голос и т.д.)?

· Насколько осознанны у пациента и у психотерапевта эти реакции (возможность назвать чувства, наличие воспоминаний или ассоциаций по поводу переживаний, желательно уточнить, каких именно)? Какую роль они играют в психотерапии?

· Почему он представляет именно этого пациента?

· В чем он наталкивается на трудности?

· Какие терапевтические ситуации особенно тяготят его?

2.2.Супервизорский процесс: исследование отношений между супервизором и обучаемым, а также вероятности «клонирования» системы (параллельного процесса).

  2.3.Впечатления супервизора: «подозрения», странные чувства или идеи супервизора, связанные с супервизируемым или пациентом, трансформируются в соображения на тему не нашедших выражения аспектов рассказа или состояния терапевта.

Опросы, проведенные среди российских психотерапевтов, показали, что предпочтительнее сосуществование интегративной и специфи­ческой моделей. Интегративная модель реализуется в таком слу­чае через вариант групповой супервизии с целью расширения концепций, стратегического и тактического арсенала практиков, обнаружения "слепых пятен" и ошибок контакта с пациентом, распознавания и отреагирования эмоций ("вентиляция чувств"). В этом случае значение придается умению обосновать психотерапевтический диагноз.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: