Копинговые карточки и другие письменные материалы

Как и в «классической» КПТ, в осуществлении изменений в поведении пациента важную роль играют дидактические письменные материалы. Особенно полезно применять когнитивные интервенции, направленные на повышение самооценки, например дневники позитивных событий. Для понимания своих эмоциональных процессов и действия схема-режимов пациентам рекомендуют ежедневно заполнять специальные рабочие листки. Эмоциональный и когнитивный опыт переживания схемных режимов и сделанные на его основе выводы суммируются в так называемых «копинговых карточках». Возможны и альтернативные интерпретации (см. таблицу 6.1). Для составления текста копинговой карточки можно использовать либо стандартный рабочий листок, либо отдельный лист бумаги или почтовую открытку (см. таблицу 6.2 и пример из практики).

Пример из практики: свободный вариант копинговой карточки

Люси и ее терапевт составляют следующий текст для копинговой карточки пациентки: «Когда моя подруга Мария не звонит мне несколько дней после нашей последней встречи, я испытываю глубокое одиночество и страх, что я никому не нужна. Эти чувства принадлежат Маленькой Люси, моему режиму уязвимого ребенка. Я могу понять, почему я испытываю эти чувства, ведь в детстве мной никто не интересовался. Но сейчас это совсем не так: у меня есть друзья, в том числе очень хорошие друзья, которым я могу доверять и которые честны со мной. Например, я всегда могу рассчитывать на то, что Мария выслушает меня, когда мне плохо. Джо недавно сказал мне, что ему очень нравится проводить время со мной. Девушки из хора тоже относятся ко мне хорошо, иначе зачем они стали бы приглашать меня на дни рождения? Чтобы не чувствовать себя одиноко в текущей ситуации, я могу предпринять следующие действия на выбор: (1) назвать себя по имени: «я - Мария!»; (2) послушать запись недавнего выступления нашего хора, в котором у меня много друзей; (3) выйти прогуляться на свежий воздух, чтобы успокоиться».

Копинговые карточки должны содержать следующую информацию:

• актуальные негативные мысли и переживания и режим уязвимого ребенка, с которым они связаны;

• типичное копинговое поведение, связанное с активацией режима;

• результаты проверки чувств и мыслей реальностью, а также более здоровые и адекватные интерпретации этих чувств и когниций;

• варианты более здоровых способов совладания (включая навыки эмоциональной саморегуляции, если необходимо).

Эмоционально-фокусированные техники

Основными эмоционально-фокусированными техниками работы с режимом уязвимого ребенка являются рескриптинг и диалоги с использованием стульев. В настоящем разделе подробно описываются упражнения на воображение. Более подробная информация о применении диалогов на стульях содержится в главе 8.

Таблица 6.2

Копинговая карточка (стандартный вариант)

Определите, что вы чувствуете В настоящий момент я испытываю (назовите эмоцию)............ в связи с тем, что (определите триггер)......................................  
Определите режим возможно, это действие режима................................................ Этот режим сформировался в моем детстве в связи с тем, что……………………………………………………………… Моя типичная реакция совладания (избегание, гиперкомпенсация, капитуляция)…………………………… (назовите копинговое поведение).............................................
Проверка реальностью Хотя я думаю, что (негативные когниции).............................. на самом деле (здоровые когниции)......................................... Доказательства............................................................................
Альтернативное поведение Хотя мне хочется (дисфункциональное поведение)................. я могу попробовать (здоровая альтернатива)...........................

Упражнения на воображение могут использоваться как диагностический и терапевтический инструмент. В диагностических целях они применяются в начале терапии, когда актуальные негативные переживания рассматриваются в качестве отправной точки для исследования биографических корней режима. Пациента просят вызвать в памяти воспоминания о родителях и других значимых людях (членах семьи, сверстниках и т.п.), с которыми были связаны проблемные переживания.

Диагностические упражнения на воображение напоминают начальный этап рескриптинга (см. раздел 6.3.2), но не содержат «переписывания».

Следует помнить, что родители пациента не всегда являются виновниками его психологических проблем. Карательные или обесценивающие интроекты могут быть связаны с другими людьми и обстоятельствами, например с преследованиями ровесниками. Кроме того, пациенты часто упоминают травмирующие факты, не связанные с межличностными отношениями, например тяжелые заболевания, смерть близких, проблемы с внешним видом (избыточный вес, плохая кожа и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: