Цели упражнений на воображение

Основная цель упражнений на воображение - создание новых паттернов эмоционального реагирования. Пациенты с хроническими психологическими расстройствами обычно имеют опыт травмы и насилия в детстве и, как результат, не умеют испытывать положительных эмоций, связанных с безопасной привязанностью.

Они склонны испытывать стыд, беспомощность, страх, одиночество даже в ситуациях, в которых им ничего не угрожает. В ходе упражнений образы, связанные с опасностью и угрозой, перерабатываются и изменяются, а негативные эмоции заменяются на позитивные, такие как безопасность, защищенность, радость и удовольствие.

Упражнения на воображение особенно эффективны для переработки тревоги, опасности, отвращения, стыда или вины. Эти эмоции могут (и должны) претерпевать существенные изменения в ходе упражнения с образами. Что касается печали, клинические исследования показывают, что иногда важнее валидировать и принять чувство печали, а затем работать с пациентом так, как мы обычно работаем с горем и потерей, чем пытаться ослабить печаль при помощи рескриптинга. Пациенты часто стремятся избежать травмирующих или болезненных воспоминаний, считая, что повторное «проживание» этого опыта заставит их тосковать по «детству, которого у них никогда не было». Важно принимать и признавать эти чувства.

Признание и принятие печали (в отличие от ее переработки) не противоречит основным целям работы с воображением, так как печаль вполне может сосуществовать с позитивными переживаниями, такими как безопасность, защищенность, безопасная привязанность. Печального ребенка можно утешить; для этого терапевт вступает в воображаемый образ в роли теплой, заботливой «помогающей фигуры». Чувства стыда, тревоги и опасности несовместимы с защищенностью и утешением. Если на первый план выступают эти эмоции, следует устранить их источник и лишь затем приступать к утешению «уязвимого ребенка».

Чувства стыда, опасности, тревоги, вины и отвращения легко поддаются изменениям в ходе рескриптинга в воображении. В случае печали важнее сосредоточиться на процессе горевания. Тем не менее, в режиме печального уязвимого ребенка пациенту следует обеспечить поддержку и утешение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: