Из истории русских гербов

Текстовые материалы, дополняющие содержание урока

Стихотворения о Родине

 



З. Александрова Родина

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот,

 

У реки березка-скромница И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор.

 

В лужах первые кораблики, Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики Громкий, радостный гудок.



Р. Гамзатов О Родине, только о Родине

О чем эта песня плакучих берез, Мелодия, полная света и слез?

О Родине, только о Родине.

О чем за холодным гранитом границ Тоска улетающих на зиму птиц?

О Родине, только о Родине.

 

В минуты печали, в годину невзгод Кто нас приголубит и кто нас спасет? Родина, только лишь Родина.

Кого в лютый холод нам надо согреть

И в трудные дни мы должны пожалеть? Родину, милую Родину.


Или степь от маков красная, Золотая целина...

Родина бывает разная, Но у всех она одна!


Когда мы уходим в межзвездный полет, О чем наше сердце земное поет?

О Родине, только о Родине. Живем мы во имя добра и любви, И лучшие песни твои и мои —

О Родине, только о Родине…

 

Под солнцем палящим и в снежной пыли И думы мои, и молитвы мои —

О Родине, только о Родине.


 


Г. Ладонщиков Наша Родина!

И красива и богата Наша Родина, ребята. Долго ехать от столицы До любой ее границы.

 

Все вокруг свое, родное: Горы, степи и леса:

Рек сверканье голубое, Голубые небеса.

 

Каждый город Сердцу дорог,

Дорог каждый сельский дом. Все в боях когда-то взято

И упрочено трудом!







В. Степанов Что мы Родиной зовем?

Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой живем, И березки, вдоль которых Рядом с мамой мы идем.

 

Что мы Родиной зовем? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Теплый вечер за окном.

 

Что мы Родиной зовем? Все, что в сердце бережем, И под небом синим-синим Флаг России над Кремлем.


 


Из истории русских гербов

В русский язык слово «герб» вошло из польского языка (польское herb происходит от чешского erb, в основе его — немецкое слово Еrbе — наследство). Гербами называют графические знаки — символы, эмблемы территорий и государств, родов, семей, отдельных лиц, корпораций, составленные по определенным правилам.

История создания гербов восходит к тотемистской практике изготовления членами одного рода оберега с изображением зооморфного сородича-прародителя. Зарождение же системы родовых гербов,


составляемых по определенным правилам, обычно связывают с эпохой крестовых походов (1096—1270). Вначале изображения на знаменах и щитах рыцарей, закованных с ног до головы в железные доспехи, были прежде всего опознавательными знаками. Они позволяли отличить врага от союзника, труса от храбреца. С течением времени эти изображения стали передаваться от отца к сыну и превратились в родовые эмблемы. Каждый элемент герба получил определенное значение, и специальные должностные лица — герольды — следили на рыцарских турнирах, чтобы никто не мог незаконно использовать чужой герб. Изменения в герб вносились лишь за выдающиеся отличия владельца герба или, напротив, за совершенные им поступки, недостойные чести рыцаря.

Российская геральдика1 насчитывает многовековую историю. Еще в

Древней Руси у правящих князей Рюриковичей существовала собственная геральдическая эмблема: при великом князе Святославе Игоревиче — стилизованный двузубец, превратившийся при Владимире Святославиче в трезубец. Преемники Владимира усложняли эту эмблему, дополняя что-то свое. Подобные символы напоминали родовые знаки (тамги), известные у многих кочевых народов, и были не только знаками собственности, но и выполняли функции государственного герба.

 

Геральдические символы, аналогичные символике западноевропейской геральдики, известны на Руси уже с XII—XIII вв. Считается, что в XIII в. эмблемой князей Владимирской земли становится стоящий лев. В Московском княжестве на рубеже XIV—XV вв. в качестве основной эмблемы утверждается изображение всадника с копьем, поражающего змия. В конце XV в. в правление Иоанна III Васильевича, объединившего часть русских земель вокруг Москвы, второй государственной эмблемой Русского государства стало изображение двуглавого орла, привезенное из Византии. Преемники Иоанна III Васильевича возвели орла в ранг  главной

1 Геральдика (от лат. heraldus — глашатай), гербоведение — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая символику гербов. С XIII в. искусство составления дворянских, церковных и земельных гербов.


государственной эмблемы, а московский герб был помещен в щитке у него на груди. То, что государственная и земельная геральдика на Руси развивались известно по печатям Иоанна IV Грозного и его преемников, а вот родовых гербов долгое время практически не было.

Дворянские гербы в России стали появляться под влиянием польских обычаев, после присоединения к России Украины и многолетней войны с Польшей. В среде русского дворянства постепенно распространились взгляды на герб как необходимый атрибут знатного рода. Самовольное присвоение гербов запретил дворянам Петр I. Как писал русский историк Н. П. Лихачев: «идея, что у всех дворян должны быть родовые гербы, утвердилась... перед Петром Великим, и дворяне кинулись было их сочинять, но были остановлены как раз Петром, которому в то время было не до гербов»1. Между тем, государственная геральдическая служба не справлялась с работой, и поэтому дворяне несмотря на петровский запрет продолжали составлять свои гербы. Семьи, чьи предки попали в Россию из Польши, Германии, Шотландии, Франции и других стран, сохраняли старые родовые эмблемы.

Базовыми компонентами герба являются предметы экипировки рыцаря. Полный герб являет собой щит и внешнюю часть, изменения которой связаны с переменами в должностном статусе владельца. По форме различают такие типы щитов: немецкий (с выемкой в стороне), английский, испанский, итальянский, польский, косоугольный, византийский, круглый и квадратный.

Внешняя часть герба может представлять собой:

 

шлем — в Русских гербах изображались геральдические западные шлемы разных типов: в гербах старых дворянских родов шлем изображался анфас, а в гербах семей, вновь пожалованных в дворянство, был повернут в правую сторону (влево от зрителя). Позже это правило не соблюдалось. В XIX в. в русских гербах иногда изображался  древнерусский

1 Известия Русского генеалогического общества». — СПб., 1909. Вып. 3. — С. 367.


конусообразный шлем, но этот обычай в России не укоренился;

нашлемник — верхняя часть шлема, как правило, страусовые или павлиньи перья, орлиные крылья;

корону — как геральдические знаки короны различались между собой в количестве изображаемых золотых листьев и жемчужин, в зависимости от статуса владельца герба;

намет — выходящие из шлема украшения, располагаемые по сторонам щита; цвет намета всегда соответствует цвету герба. Этот элемент восходит к ткани, которой рыцарь покрывал свой шлем для предохранения его от непогоды и лучей солнца;

щитодержатели — фигуры людей, зверей или фантастических животных, поддерживающих щит с одной или двух сторон. Эти фигуры, кроме происхождения рода, могли свидетельствовать и о заслугах лица, и о том, на каком поприще оно отличилось. Например, у князя Лопухина, бывшего министром юстиции, щитодержатель с правой стороны герба — богиня, имеющая в руках весы правосудия, а с левой — воин со знаменем; у графов Разумовских — с одной стороны скиф с колчаном, луком и стрелами, а с другой — малоросс (украинец);

бурелет — представляет собой жгутик из ткани, который крепится на шлеме и окрашивается в те же цвета, что и щит;

мантию — укрытие над гербом, которое ведет свое происхождение от палатки рыцаря, где он ожидал вызова на турнир и держал свое оружие. В русских гербах мантия была принадлежностью только княжеских фамилий, а также тех дворянских родов, которые происходили из княжеских родов, но утратили княжеский титул;

сень — шатер, располагаемый над мантией Государственного герба;

девиз — краткое изречение, помещаемое на ленте, чаще всего внизу щита.

Все изображения на щитах делаются с помощью геральдических цветов (финифтей), металлов и мехов, которые могут изображаться как


краской, так и графически, т. е. определенной штриховкой.

Геральдическим принципом запрещено металлы и цвета накладывать один на другой. Исключением являются гербы Иерусалима и Ватикана, в которых происходит соединение золота и серебра.

Основными геральдическими мехами являются горностай — стилизованные черные хвосты на белом фоне — и серая белка — синие и белые шкурки.

В русской геральдике используется пять цветов:

красный (червлень) — символ храбрости, мужества и неустрашимости;

голубой (лазурь) — символ красоты, мягкости, величия; зеленый (зелень) — символ надежды, радости, изобилия; бордовый (пурпур) — символ достоинства, силы, могущества; черный (чернь) — символ печали, благоразумия, смирения.

Для изображения человеческого тела и фигур применяются также финифти телесные и натурального цветов.

Золото символизирует богатство, справедливость, великодушие, серебро — чистоту и невинность. Горностаевый мех — символ власти.

Как правило, на щите помещались гербовые фигуры, которые делятся на фигуры геральдические, имеющие лишь условное значение (главные: глава, оконечность, пояс, столб, перевязь, стропило (шеврон), костыль и крест; второстепенные: кайма (внешняя и внутренняя), квадрат, вольная часть, клин, острие, брусок, гонт, ромб, веретено, турнирный воротник, круг (монета), щиток) и на фигуры негеральдические, живые существа и предметы, заимствованные из действительности (лев, орел, сокол, медведь, конь, слон, подкова, стрела, меч и т. п.) или фантастические (дракон, единорог, грифон и другие):

лев в геральдическом значении животное царственное, символ силы, мужества и великодушия, но он использовался на гербах не только королями. Если когти льва не того цвета, каким окрашено тело, лев


называется вооруженным. Если на его голове корона, то лев называется

коронованным;

леопард символизирует храбрость и отвагу. Фигура леопарда отличается от льва тем, что видна вся его голова с двумя глазами, таким образом он представляется идущим, т. е. стоит на трех ногах, а четвертую вперед, и хвост его падает не на спину, а поднят кверху и откинут;

орел — символ власти, господства и одновременно великодушия и прозорливости. Он обыкновенно изображался летящим грудью вперед, с парящими или поднятыми вверх крыльями. Мог быть с одной головой или двуглавый. Двуглавый орел черного цвета, называется императорским;

ворон является символом долголетия;

конь сочетает храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы. В гербе изображен всегда в профиль. В зависимости от позы и цвета частей тела имел дополнительное наименование: поднятый на дыбы — бешеный, если цвет глаз отличался от цвета тела — играющий;

гриф (грифон) — лев с головой орла, символизировал могущество льва и зоркость орла. Считалось, что он является хранителем кладов;

единорог — символ чистоты, обычно изображался с телом и головой лошади, задними ногами антилопы, хвостом льва или лошади, иногда с бородкой козла и обязательно длинным спиральным рогом, посаженным на лбу;

дуб — символизирует крепость и силу;

солнце — символ света, богатства и изобилия, изображалось золотом в виде человеческого лица, окруженного лучистым сиянием. Если же оно было другого цвета, то называлось тенью солнца, а если не было лучей, то называлось в затмении;

луна изображается в виде полумесяца (иногда у него человеческий профиль);

звезды являются символом ночи и вечности.

Очень часто в гербах изображают ангелов и херувимов с  двумя,


четырьмя и шестью крыльями. Человек изображается обычно вооруженным, часто — на коне. Руки, сложенные накрест, выражали верность.

Русские геральдисты выделяют три вида русских гербов: государственные, земельные (в том числе, городские), родовые. В эту классификацию не вошли цеховые (корпоративные) гербы, как не получившие к началу ХХ века распространения в России.

 

Нередко гербовая фигура содержит намек на фамилию владельца или название его владения (так называемые гласные гербы). Самое большое количество гласных гербов среди земельных. По происхождению русские земельные гласные гербы делятся на две группы: старые (исторические), происходящие из старинных городских гербов и печатей — до конца XVII века и «новые», созданные в XVIII—XIX вв. вне связи со старинными символами.

 

Гласный (говорящий, выразительный, именной) герб имеет основной элемент, который прямо указывает на название местности или фамилию владельца. Так, например, гласным является герб Стародубского княжества1, на котором изображен дуб на зеленой траве.

 

 

1 Стародубское княжество получило свое название от главного города в уделе — Стародуба-на- Клязьме. В XV и XVI вв. он назывался то Стародубом-Вятским, то Стародубом-Ряполовским. Впервые упоминается в летописях под 1218 г. В 1228—1238 гг. входил в состав Владимирского княжества.


 

 

Если между названием местности, именем рода и эмблемами щита согласование относительное, как, например, на гербе Черниговского княжества1, то герб называют полугласным. В золотом поле щита герба изображен одноглавый черный орел с распростертыми крыльями, с золотыми лапами, увенчанный золотою короною и держащий в левой лапе большой золотой крест.

В гербах фамилий, относящихся к тому или иному русскому княжескому роду, обязательным элементом было изображение герба определенного княжества. Например, герб Вяземских, ведущих свой род от князя Ростислава-Михаила Мстиславича смоленского, включает в себя герб Смоленского княжества.

                                 












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: