Основные понятия: объект, предмет и цели науки «психология и этика делового общения»

Тема 1. Психология и этика делового общения как наука.

План.

1. Назначение учебной дисциплины.

2. Основные понятия.

1. Курс данной учебной дисциплины направлен на изучение:

-   моральных принципов, нравственных норм, представлений, правил поведения специалиста и взаимоотношения людей, с учетом особенностей в процессе их профессиональной деятельности и конкретной ситуации, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

- взаимоотношения внутри трудовых профессиональных коллективов и каждого специалиста в отдельности;

- особенности профессионального воспитания;

- психологического своеобразия различных типов людей, понимание того, как характер человека влияет на его поведение и стратегию отношений с другими людьми, рассмотрение имиджа различных психологических типов;

- изучение бессознательных проявлений человеческой психики.

Этика делового общения - это новая учебная дисциплина, становлению и развитию которой способствовали различные отрасли науки (этика, психология, философия, социология) и практики (управление, менеджмент и др.). Однако самое существенное влияние на него произвели этика и психология - науки, изучают одну и ту же природу человеческого поведения (но под разными углами зрения) и факторы, влияющие на жизнедеятельность людей и их взаимодействие.

Задачи курса “Этика делового общения” - помочь студентам:

получить знания о философских, этические, психологические основы делового общения, его нормы и правила, пути их применение, особенности этикета в разных условиях трудовой деятельности;

• научиться анализировать конкретные ситуации, распознавая типы людей, уровень их нравственности и другие индивидуальные особенности, которые проявляются во время делового общения;

• овладеть системой способов и средств делового общения, его стратегиями, научиться их выбирать соответственно в психологических и социокультурных особенностей собеседников, норм и правил гуманистической этики;

• научиться гибко применять избранные способы и средства в процессе общения с соотечественниками и иностранными партнерами во время индивидуальной беседы и коллективного обсуждения проблем, в выступлениях перед различными аудиториями, на переговорах, при разрешении конфликтов и др.;

• наметить пути формирования культуры общения, становления и самосовершенствования индивидуального стиля общение специалистов в соответствии с  этических и психологических норм и правил.

Общение является одной из центральных проблем, через призму которой изучаются вопросы восприятия и понимания людьми друг друга, лидерство и руководство, сплоченность и конфликтность, межличностные взаимоотношения и др. Общение помогает глубже рассмотреть процесс межличностного взаимодействия и межличностных взаимоотношений.

Искусство общения, знание психологических особенностей, моральных принципов, нравственных норм, представлений, правил поведения, и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек-человек»

Таким, образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому специалисту в его профессиональной деятельности.

 

 

Основные понятия: объект, предмет и цели науки «психология и этика делового общения».

Наука «деловое общение» сформировалась к середине XX века на основе (этических и психологических предпосылок).

Возникновение профессиональной этики относится к тому времени, когда появилось разделение труда на материальный и духовный (период кризиса родоплеменных отношений). Результатом этого разделения стало появление нравственных кодексов людей, занимающихся определенными видами деятельности и составляющих основу их профессиональной этики.

Однако не для всякого рода профессий этика имеет одинаковое значение, профессиональная этика, прежде всего, имеет значение для профессий, объектом изучения которых является человек, т.е. там, где представители определенного рода деятельности находятся в постоянном контакте с другими людьми, влияя на их внутренний мир. Для них существуют специфические нравственные кодексы, регулирующие взаимоотношения между людьми как в рамках своей профессии (т.е. «по горизонтали»), так и с представителями других сфер деятельности (т.е. «по вертикали»).

Причины возникновения профессиональной этики:

1) разделение труда, которое способствовало появлению отдельных профессий;

2) необходимость осуществления права личности на охрану ее интересов, которые могут нарушаться в процессе осуществления профессиональных функций.

К этому времени были теоретически выделены и определены ее объект и предмет, разработаны основные понятия и категории.

Деловое общение, направленное на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата; когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собесед­ника, но интересы дела более значимы, чем возмож­ные личностные расхождения.

Деловое общение — это вид социальных отношений, направленных на реализацию какого-то общего дела, создающих условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели.

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида дея­тельности. При этом стороны делового общения выступают в официальных стату­сах, которые определяют необходимые стандар­ты (в том числе и этические) поведения людей.

Правильно организованное деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами. В идеале оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые предполагают также и достижение личностно значимых целей, удовлетворение индивидуальных интересов.

Этика - наука о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе, другими словами - о правильном (и неправильном) поведении. Но, надо различать этику как науку, а мораль - как реальное явление, которое она изучает. Мораль является формой общественного сознания, направленной на утверждение самоценности человека, его прав на достойную и счастливую жизнь.

Психология и этика делового общения представляет собой отраслевую социально-психологическую науку, нацеленную на обеспечение эффективного делового общения на разных уровнях профессиональной деятельности.

Объект дисциплины «Психология и этика делового общения» — когда говорят о  духовном мире людей, их интеллектуальных, эмоциональных и волевых качествах, а также о подсознательных импульсах психики, которые в своей совокупности и определяют конкретные действия, формы активности, поведение как на индивидуальном, так и на групповом уровне.

Объектом науки «деловое общение» является реально существующая деловая практика во всем многообразии деловых отношений и взаимосвязей.

Предмет дисциплины «Психология и этика делового общения» — разнообразные психические процессы отдельных участников деловых взаимоотношений, организаций и групп, а также выраженные вовне свойственные им поведенческие процессы, свойства и состояния.

Предметом науки «деловое общение» является изучение социаль­но-психологических, ценностных и организационно-технических про­блем общения людей в профессиональной и предпринимательской дея­тельности.

В объективной реальности деловые отношения всегда тесно связаны с различными видами профессиональной предметной деятельности людей, и их реализация происходит в виде коммуника­тивных и интерактивных связей.

Особенности делового общения заключаются в том, что:

- партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;

- общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

- основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество.

Цель делового общенияорганизация и оптимизация опреде­ленного вида совместной предметной деятельности.

Помимо общей цели делового общения, в нем можно выде­лить и личные цели, реализуемые участниками общения:

стремление к личной безопасности в процессе социальной деятельности, что часто проявляется в уходе от ответственности;

• стремление к повышению своего жизненного уровня;

• стремление расширить круг своих полномочий, продвинуться вверх по служебной лестнице, изба­виться от бремени иерархического контроля;

• стремление повысить свой престиж, что часто сочетается со стремлением укрепить престиж занимаемой должности и самой организации.

Для того чтобы цель делового общения была успешно реализова­на, в современной психологической науке выделяют основные этико-психологические принципы делового общения, к которым относят:

1) принцип кооперативности — «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»;

2) принцип достаточности информации — «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»;

3) принцип качества информации — «не ври»;

4) прин­цип целесообразности — «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»;

5) «выражай мысль ясно и убедитель­но для собеседника»;

6) «умей слушать и понять нуж­ную мысль»;

7) «умей учесть индивидуальные особенно­сти собеседника ради интересов дела».

Методы и функции.

Основным средством построения теории делового общения являются ее методы. Они включают в себя различные способы, приемы познания, описания и исследования де­ловых ситуаций, межличностных отношений, интерактивных связей, которые возникают в деловом общении.

Методы делового общения не только раскрывают сущность и особенности деловых отношений, но и способствуют выработке практических рекомендаций, имеющих цель повысить эффективность делового взаимодействия.

Методы науки «деловое общение» - это приемы и способы познания и исследования деловых ситуаций и тех межличностных отношений, которые формируются между деловыми партнерами.

В силу сложности и многомерности самого предмета делового общения при построении теории делового общения применяют, как правило, не один, а несколько методов, их комбинацию, которая по­зволяет всесторонне исследовать содержание и структуру общения в профессиональной и предпринимательской деятельности.

Один из общепринятых традиционных методов науки «деловое общение» является метод наблюдения. Это такой способ изучения делового общения, посредством которого его феномены исследуются в тех связях и отношениях, в каких они складываются непосредст­венно в самой деловой практике. Различают обычно три типа наблю­дений, наиболее часто применяемых: свободное, стандартизирован­ное и включенное.

Свободное наблюдение, как правило, не ограничивается, фиксируются все проявления и особенности делового общения.

Стандартизированное наблюдение всегда четко ограничено зара­нее заданными параметрами наблюдения. Например, фиксируются социальное стереотипы в поведении деловых партнеров или их психоэмоциональных состояния, установки, ценностные ориентации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: