Структура спортивной деятельности является одной из центральных проблем психологии спорта. Структура спортивной деятельности представлена следующей схемой: цель – мотив – способ – результат.
1. Цель выступает в качестве регулятора активности, влияя на выбор конкретных средств достижения желаемого результата.
2. Мотив – побуждение к определенной активности (побуждает личность добиваться цели).
3. Способы спортивной деятельности. К ним относятся средства ее достижения – действия и операции, которые образуют технику и тактику избранного вида спорта.
4. Результата спортивной деятельности. В узком смысле – это конкретные спортивные достижения, выраженные в секундах, метрах, баллах …, занятых местах, рекордах, квалификации и титулах спортсмена. В широком смысле результаты спортивной деятельности связаны с влиянием спорта на развитие человека и общества (биологический, педагогический, психологический, социальный эффекты).
Тема 3. Психологические основы спортивной подготовки.
|
|
Психологическая подготовка спортсменов – это организованный, управляемый процесс реализации его потенциальных психических возможностей в объективных результатах, адекватных этим возможностям.
Психологические основы физической подготовки спортсмена.
Физическая подготовка – это педагогический процесс, направленный на совершенствование физических качеств и достижение максимального спортивного результата. Психологической основой ФП является формирование понятий, представлений о физических качествах, выработка специализированных восприятий. Для формирования физических качеств необходимо совершенствовать психические процессы и свойства личности, а также управлять психическими состояниями. В развитии физических качеств большое внимание уделяется сенситивным периодам.
Физические качества с точки зрения психологии могут быть раскрыты так:
Быстрота – отражение в сознании спортсмена продолжительности, темпа, ритма и амплитуды движения, способность управлять временными параметрами движения. Быстрота включает в себя:
а) минимальное время начала действия в ответ на раздражитель (латентное время двигательной реакции);
б) скорость отдельного движения (элементов техники);
в) темп (скорость чередования повторяющихся элементов движений – шагов в беге) и ритм двигательного действия (соотношение отдельных частей движения по времени – ритм разбега в прыжках…).
Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление за счет активности мышц.
Выносливость – способность спортсмена выполнять заданное физическое упражнение без потери мощности, преодолевая утомление. Совершенствование выносливости происходит в процессе упражнений, вызывающих утомление, усталость, при формировании положительного отношения к работе.
|
|
Гибкость -подвижность в суставах.
Ловкость -способность человека рационально строить свои двигательные действия в изменяющихся условиях внешней и внутренней среды.
Психологические основы технической подготовки спортсмена.
Техническая подготовка - это педагогический процесс, направленный на овладение рациональными техническими приемами конкретного вида спорта и совершенствование качества и надежности управления движениями по параметрам пространства, времени и интенсивности прилагаемых усилий.
Технической подготовкой спортсмена называется процесс овладения специальными спортивными знаниями, умениями и навыками.
Психологическими основами технической подготовки является целенаправленное и индивидуализированное совершенствование тех психических процессов (психомоторных реакций, мышечно-двигательных ощущений, специализированных восприятий, представлений, внимания, мышления и др.), которые участвуют в регуляции движений, специфических, характерных для каждого конкретного вида спорта
Не менее важно знать, осмысливать и уметь проанализировать (после выполнения) действия, их точность, оптимальность, скорость выполнения и т.д.
Следовательно, всегда необходимы не только навыки и умения, но и знания.
Знания – это чувственные, осмысленные объективные отражения в сознании предметов и явлений внешнего мира, запечатленные в памяти факты, характеристики событий, объективная информация о внешнем и внутреннем мире, выраженные в языковой форме в виде теорий, понятий, категорий, представлений и т.д.
Для спортсмена необходимы знания о сущности физических упражнений, их влиянии на состояние здоровья и его сохранение, на поддержание работоспособности.
Особая роль в процессе технической подготовки спортсменов принадлежит представлениям о движениях (идеомоторная тренировка). Идеомоторная тренировка (ИТ) - мысленная (идеальная) тренировка с помощью представления движения. Установлено, что при представлении движения в организме спортсмена происходят физиологические изменения (т. е. не заметные глазу микросокращения мышц, вызываемые образами движений и действий).
С психологической точки зрения, освоить двигательное действие - значит овладеть его психической саморегуляцией, в которой важнейшую роль играет система самоконтроля.
Все заученные двигательные действия спортсмена приобретают форму двигательного навыка. Выработка разнообразных двигательных навыков у спортсменов имеет важное значение в овладении техникой, так как навыки составляют основу техники в любом виде спорта.
Навык - способность к произвольным автоматизированным действиям, выполняемым с большой точностью, экономно и с оптимальной быстротой. Навыки формируются в процессе упражнений, тренировок путем многократных (желательно осознанных) повторений необходимых действий.
Двигательные навыки в спорте характеризуются высокой степенью совершенства при выполнении всех элементов целостного двигательного действия.