Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Забвению не подлежит

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

 

1 Почему тема войны не уходит из литературы?

2 Как влияет на сущность человека война? Какой опыт даёт человеку война?

3 «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина)

4 Как судьба человека связана с историей народа?

5 Может ли человек влиять на ход истории?

6 Какие времена можно назвать жестокими?

7 Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что единение всего народа – это условие победы в любой войне?

8 Как Вы понимаете поговорку «Иван, не помнящий своего родства»?

9 Что такое «эхо войны»?

10 Согласны ли Вы с утверждением Д. Сантаяны «Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова»?

11 Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»?

12 О каких событиях людям нельзя забывать?

13 Какие люди оставляют свой след в истории?

14 Стоит ли вспоминать трагические события прошлого?

15 Нужны памятники знаменитым людям в 21 веке?

16 Как сохранить культурное наследие страны?

17 Должен ли человек чтить своих предков?

18 Как Вы понимаете фразу И. Ньютона «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов»?

19 Какова роль исторических памятников?

20 Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?

21 Забвение есть измена.

22 Как исторические события влияют на судьбу человека?

23 Никто не забыт, ничто не забыто.

24 Как произведения искусства становятся бессмертными?

25 К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?

 

Произведения

Б. Васильев «А зори здесь тихие»

М. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон», «Донские рассказы» (на примере 2-3)

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

М. Булгаков «Собачье сердце»

А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

А. Платонов «Котлован»

А. Блок «Двенадцать»

А. Фадеев «Разгром»

А. Ахматова «Реквием»

В. Распутин. «Прощание с Матёрой»

В. Тендряков «Хлеб для собаки», «Пара гнедых»

Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы», «Война и мир»

 

 

Я и другие

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

 

1 Что мешает человеку быть счастливым?

2 Чем опасно равнодушие?

3 Важно ли понимание души другого человека?

4 Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?

5 Когда непонимание между людьми приводит к вражде?

6 Может ли человек ставить себя выше общества?

7 Какими качествами должен обладать настоящий друг?

8 Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?

9 В чём причины вражды между людьми?

10 Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?

11 Бывает ли общественное мнение ошибочным?

12 В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?

13  Может ли один человек противостоять окружающему обществу?

14 К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?

15 Кого можно назвать «лидером»?

16  Почему талантливые люди часто страдают от одиночества в коллективе?

17 Почему детский коллектив жесток?

18 Что отличает ведущего человека от ведомого?

19 Как окружение влияет на личность?

20 Согласны ли Вы с мнением В. Белинского «Создает человека природа, но развивает и образует его общество»?

21 Согласны ли Вы с мнением Л. Толстого «Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем»?

22 Что означает фраза «плыть по течению»?

23 Кого можно назвать «белой вороной»?

24 Что такое «зона комфорта»?

25 Как Вы понимаете фразу А. де Сент-Экзюпери «Все дороги ведут к людям»?

26 Как Вы понимаете фразу И. Бехера «Человек становится человеком только среди людей»?

27  Согласны ли Вы с пословицей «Один в поле не воин»?

28 Как происхождение влияет на мировоззрение человека?

29  Может ли один человек изменить общество?

30 Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?

31 Что значит быть авторитетным человеком в обществе?

32 Почему желание мстить опустошает душу?

33 Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?

34 Какими качествами должен обладать настоящий друг?

35 Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?

36 Как понять другого человека?

37 Как Вы понимаете выражение «быть самим собой»?

38 Почему важно быть толерантным?

39 Всегда ли нужно избегать конфликтов?

40 Может ли человек жить вне общества?

41 Может ли человек выжить без общения?

42 Почему люди не понимают друг друга?

43 Что такое толерантность?

44 Согласны ли Вы с высказыванием Александра Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?

45 Что важно изменить в самом себе, чтобы лучше понимать других?

46 Почему многие люди зависят от мнения окружающих?

47 Может ли человек жить вне общества?

48 Всегда ли нужно стремиться к полному взаимопониманию с близкими людьми?

49 Что сближает людей?

50 Почему общество не принимает некоторых людей?

 

Произведения

 

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Цыганы», «Дубровский»

 М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»

И.С. Тургенев «Ася», «Отцы и дети»

И.А. Гончаров «Обломов»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

А.И. Куприн «Олеся»

И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

Л. Андреев «Иуда Искариот»

А.Н. Островский «Гроза», «Бесприданница»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

М. Горький «Старуха Изергиль», «Макар Чудра»

М. Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»

А. Платонов «Юшка»

М. Горький «На дне

В. Железников «Чучело»

 

Время перемен

В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.

 

1 Как противостоять ударам судьбы?

2 Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?

3 Почему для человека важны не только победы, но и поражения?

4 Нужно ли анализировать свои ошибки?

5 Когда о человеке можно сказать, что он верен себе?

6 Верно ли, что надежда делает человека сильнее?

7 Что помогает человеку не отчаяться в сложной жизненной ситуации?

8 Может ли человек изменить мир?

9 Как война меняет жизнь людей?

10 Могут ли новые технологии сделать людей лучше?

11 Какие явления меняют жизнь людей?

12 Какой путь развития человечества эффективнее: эволюционный или революционный?

13 Можно ли заставить человека измениться к лучшему?

14 Почему человек деградирует?

15 Согласны ли Вы с мнением Вольтера «Попробуйте изменить себя, и вы поймете, насколько ничтожны ваши шансы изменить других…»?

16 Почему люди боятся перемен?

17 Должен ли человек меняться вслед за окружением?

18 Как Вы понимаете фразу М. Горького «Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала»?

19 Стоит ли менять себя ради любви?

20 Как революция влияет на положение в стране?

21 Согласны ли Вы с фразой О. Хаксли «Я хотел изменить мир, но понял: единственное, что точно могу изменить, — я сам».

22 Какие времена можно назвать жестокими?

23 Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?

24 Выбор, который меняет человека.

25 Как современные технологии влияют на жизнь общества?

26 Согласны ли Вы с высказыванием А.П. Чехова: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека»?

27 К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности?

28 Сложно ли жить в эпоху перемен?

29 Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?

30 Что способно изменить человека?

31 Почему многие люди боятся перемен?

32 Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?

 

Произведения

 А.С. Грибоедов «Горе от ума»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Медный всадник»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Л.Н. Толстой «После бала», «Война и мир»

М. Булгаков «Собачье сердце»

М. Шолохов «Донские рассказы», «Судьба человека», «Тихий Дон»

А. Ахматова «Реквием»

В. Тендряков «Хлеб для собаки», «Пара гнедых»

+Фантастика!

 

Разговор с собой

Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневниками публицистике.

 

1 Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?

2 Согласны ли Вы с утверждением героя И.С. Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать должен»?

3 Как разум и чувства влияют на поступки человека?

4 Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях русской классики, Вам интересны?

5 Как Вы понимаете, что такое «нравственный закон»?

6 На пути к цели все ли средства хороши?

7 Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?

8 Нужно ли стремиться к познанию самого себя?

9 Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?

10 Как Вы понимаете выражение «нравственная победа»?

11 Что значит «быть самим собой»?

12 Как отличить верность себе от нежелания развиваться?

13 Почему человеку сложно понять себя?

14 Почему люди деградируют?

15 В чем заключается процесс самопознания?

16 Что такое «самосовершенствование»?

17 Почему человеку нужно развиваться?

18 Что такое «внутренний мир человека»?

19 Нужно ли человеку меняться к лучшему?

20 Почему люди уходят в себя?

21 Что может изменить мировоззрение человека?

22 Какой опыт духовно обогащает личность?

23 Согласны ли Вы с мнением М. Твена «Человек подобен луне — у него тоже есть темная сторона, которую он никогда никому не показывает»?

24 Как Вы понимаете фразу Г. Гессе «Истинным призванием каждого может быть только одно — найти самого себя»?

25 Каковы причины внутреннего разлада в человеческой душе?

26 В чем заключается смысл жизни?

27 О чем говорят сны человека?

28 Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?

29 Согласны ли Вы с утверждением Б.Л. Пастернака: «Надо ставить себе задачи выше своих сил»?

30 Какого человека можно назвать сложившейся личностью?

31 Что значит быть совестливым человеком?

32 Для чего человеку нужна совесть?

33 Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести?

34 Почему появляются «лишние люди»?

35 Как найти «свой путь»?

36 Каждый ли человек ищет смысл жизни?

37 К чему приводит душевный разлад?

38 Всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику?

39 Что значит быть честным с самим собой?

 

Произведения

А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Л.Н. Толстой «После бала», «Война и мир»

И.А. Гончаров «Обломов»

Н. Лесков «Очарованный странник»

А.П. Чехов «Ионыч», «Крыжовник», «Дама с собачкой»

А.И. Куприн «Олеся»

Л. Андреев. «Иуда Искариот»

 М. Горький «На дне»,  «Старуха Изергиль»

Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

В. Железников «Чучело»

Джек Лондон «Мартин Иден»

Теодор Драйзер «Сестра Керри», «Американская трагедия», «Финансист. Титан. Стоик»

 

 

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

 

1 Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?

2 Почему так важно сохранять связь между поколениями?

3 Зачем человеку заглядывать в будущее?

4 Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?

5 Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути?

 6 Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?

7 Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?

8 Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?

9 Какие книги вдохновляют современную молодежь?

10 Чем поколение сегодняшних детей отличается от поколения их отцов?

11 Согласны ли Вы с утверждением Д. Байрона «Юность мечтает о славе»?

12 О чем мечтает мое поколение?

13 Как молодежь относится к Родине в 21 веке?

14 Чем новое поколение отличается от предшествующих?

15 Как мое поколение изменит мир?

16 Какие духовные ценности у молодежи нашего времени?

17 Как современная молодежь воспринимает искусство?

18 Кого можно назвать «героем нашего времени»?

19 Какие нравственные ориентиры направляют мое поколение?

20 Какие глобальные проблемы больше всего волную современную молодежь?

21 Какие герои становятся кумирами моих сверстников?

22 Согласны ли Вы с мнением Дж. Оруэлла «Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее»?

23 Как мои сверстники относятся к семье?

24 Нужно ли читать книги в XXI веке?

25 Можно ли назвать поколение Z потерянным?

26 Что читает современное поколение?

27 Согласны ли Вы с высказыванием А.С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?

28 Почему в современном обществе снижается уровень речевой культуры?

29 Могут ли материальные ценности вытеснить духовные?

30 Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодежь?

31 Для чего нужно передавать жизненный опыт из поколения в поколение?

32 Можно ли говорить о деградации современного поколения?

33 Что представляет собой портрет моего поколения?

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: