Алгоритм управления процессами организации индивидуального проектирования (презентация, слайд 2) включает действия всех субъектов процесса организации и реализации индивидуального проекта в старших классах.
Действия обучающихся в данном процессе включают выбор профиля обучения, темы и руководителя проекта, собственно реализация всех фаз проекта и проведение его защиты. За два года обучения ученик может выполнить 1 и более индивидуальных проектов в одной или разных предметных областях. Также ученик может выполнять интегрированный межпредметный проект.
Учитель, реализующий учебный курс «Индивидуальный проект» и организующий урочную форму деятельности обучающихся, может на уроках осуществить «запуск» проекта, помочь школьникам освоить теоретические и практические инструменты выполнения проекта.
Учитель – руководитель проекта осуществляет сопровождение разработки, реализации и защиты обучающимися индивидуальных проектов. Для выполнения этой задачи учитель – руководитель проекта для оказания помощи обучающемуся может использовать ресурсы внеурочной деятельности.
|
|
Ответственностью администрации ОО является обеспечение всех нормативно-регламентирующих, организационных, кадровых, педагогических, информационных, материально-технических условий реализации обучающимися индивидуального проекта, а также создание условий для интеграции урочных и внеурочных форм учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Действия обучающихся в данном процессе включают выбор профиля обуче-ния, темы и руководителя проекта, собственно реализация всех фаз проекта и проведение его защиты. За два года обучения ученик может выполнить 1 и более индивидуальных проектов в одной или разных предметных областях. Также ученик может выполнять интегрированный межпредметный проект.
Учитель, реализующий учебный курс «Индивидуальный проект» и организующий урочную форму деятельности обучающихся, может на уроках осуществить «запуск» проек-та, помочь школьникам освоить теоретические и практические инструменты выполнения проекта.
Учитель – руководитель проекта осуществляет сопровождение разработки, реализа-ции и защиты обучающимися индивидуальных проектов. Для выполнения этой задачи учи-тель – руководитель проекта для оказания помощи обучающемуся может использовать ресурсы внеурочной деятельности. Из форм внеурочной деятельности целесообразно использовать следующие:
- предметные кружки, факультативы;
- научное общество учащихся;
- экскурсии в музеи, Кванториумы, техно и биопарки, на производственные предприятия, ВУЗы, научные–иссследовательские организации и т.п.;
|
|
- исследовательские э кспедиции различного профиля (например, краеведческой направленности, фольклорные, археологические, биолого-экологические)
- профессиональные пробы;
- социальные практики;
- конференции, образовательные события;
- фестивали, олимпиады, конкурсы;
- тематические лагеря в каникулярное время;
- индивидуальные и групповые консультации по вопросам организационного обеспечения индивидуального проектирования.
Ответственностью администрации ОО является обеспечение всех нормативно-регламентирующих, организационных, кадровых, педагогических, информационных, материально-технических условий реализации обучающимися индивидуального проекта, а также создание условий для интеграции урочных и внеурочных форм учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
При сопровождении индивидуального проекта обучающегося учитель-руководитель проекта выполняет функции тьютора.Тьютор (от английского tutor) – учитель, воспитатель, наставник, личный куратор ученика; это специалист, сопровождающий обучающегося в процессе индивидуального обучения.
Тьютор одновременно осуществляет несколько функций:
- мотивационную (определение и поддержка уровня мотивации школьников к реализации индивидуального проекта),
- коммуникативную (осуществление диалога тьютора и школьников, организация взаимодействия школьников между собой),
- консультативно-поддерживающую (предоставление квалифицированных ответов на вопросы учеников, советов, рекомендаций, направленных на преодоление трудностей, возникающих в процессе разработки и реализации индивидуального проекта),
- коррекционную (выработка рекомендаций по внесению изменений в документацию проекта и процесс его реализации при выявлении ошибок, а также исправлению промежуточных результатов проекта при выявлении их несоответствия ранее запланированным),
-оценочную (вынесение оценочных суждений относительно качества промежуточных и итоговых результатов проекта, а также достигнутого уровня сформированности проектных действий),
-рефлексивную (создание условий для анализа и понимания учеником самого себя и собственных действий в проекте).
Таким образом, учитель, осуществляющий сопровождение процесса разработки, реализации и защиты учеником индивидуального проекта в качестве тьютора,выступает как в роли научного руководителяпо предметному содержанию проекта, так и в роли эксперта по оценке качества получаемого проектного продукта и индивидуального продвижения ученика по уровням сформированности проектной компетентности.
Кроме того, руководитель проекта должен обладать личной проектной компетентностью, чтобы выполнять указанную выше экспертную функцию:
1. Компетентностью в проектировании деятельности: умеет собирать, обрабатывать и анализировать информацию, выделять и формулировать проблемы, определять способы решения проблемы, проектировать проектный продукт
2. Компетентностью в организации и регулировании проектной деятельности: умеет реализовать, контролировать, корректировать и оценивать проектную деятельность
3. Компетентностью в предметном содержании проектной деятельности способах ее реализации: имеет глубокие знания предметной области проекта, интегрирует знания из разных предметных областей в рамках проекта
4. Коммуникативной компетентностью в проектной деятельности: владеет речевой культурой, владеет технологией сотрудничества
Педагогу-тьютору целесообразно разработать для каждого обучающегося план сопровождения индивидуального учебного проекта (презентация, слайд 7), с указанием сроков проведения отдельных мероприятий, форм организации деятельности (индивидуальные/групповые консультации, самостоятельная работа).
|
|
Основной формой тьюторского сопровождения являются консультации, включающие:
1) групповые тьюторские консультации: предоставление ответов на чаще всего возникающие вопросы и организация совместного решения схожих проблем. В зависимости от возникающих проблем групповые консультации бывают:
- аналитическая – анализируется определенный этап реализации индивидуального проекта; выявляются «плюсы» и «минусы» произошедшего события; трудности и неожиданности, с которыми пришлось столкнуться обучающимся, высказываются пожелания и предложения на будущее;
- тематическая – обсуждаются актуальные проблемы на основе запросов и потребностей школьников
2) индивидуальные консультации с целью предоставления ответов на вопросы отдельных учеников и активизация каждого на дальнейшую самостоятельную работу по реализации своего индивидуального проекта. Индивидуальные консультации бывают:
- рабочая – подводятся промежуточные итоги работы, определяются трудности в реализации проекта, их причины и способы преодоления;
- итоговая – фиксируется продвижение школьника относительно целей и задач, поставленных первоначально; проводится перед защитой проекта.
Согласно рекомендациям Примерной основной образовательной программы средне-го общего образования основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является публичная защита индивидуального итогового проекта. Целесообразно проводить защиту проектной работы в два этапа:
– после проектировочной фазы проекта организовать защиту концептуальной части проекта (предзащита проекта);
– после реализации всего цикла проектной деятельности провести презентацию полученного проектного продукта и защиту реализованного проекта.
Защита концептуальной части проекта может проводится на специально созданных предметных и межпредметных комиссиях, а также в рамках курса «Индивидуальный проект». В результате защиты концептуальной части проекта может быть проведена (при необходимости) такая корректировка, чтобы проект стал реализуемым и позволил обучающемуся предпринять скорректированные проектные действия в процессе реализации проекта.
|
|
Защита реализованного проекта осуществляется на школьной конференции, конференции НОУ, в рамках образовательных событий в том социальном и культурном пространстве, где проект разворачивался. Если это социальный проект, то его результаты должны быть представлены местному сообществу или сообществу благотворительных и волонтерских организаций. Если бизнес-проект — сообществу бизнесменов, деловых людей.
Для оценки проектной работы должна быть создана экспертная комиссия, в которую должны обязательно входить педагоги и представители администрации образователь-ной организации, где учатся дети, представители местного сообщества и тех сфер деятельности, в рамках которых выполняются проектные работы.
Регламент проведения защиты, параметры и критерии оценки проектной деятельности должны быть известны обучающимся заранее.
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения экспертной комиссией презентации обучающегося хода проектной деятельности и представленного продукта
На экспертизу представляется краткая пояснительная записка в соответствии со следующими требованиями к ее тексту:
Требования к содержанию и оформлению презентации проекта
1. Содержание
1.1. Титульный слайд: название проекта, тип проекта, Ф.И.О. исполнителя проекта и его руководителя, дата и место создания проекта.
1.2.Обоснование актуальности для обучающегося выбранной темы
1.3.Описание и анализ проблемной ситуации.
1.4. Формулировка проблемы.
1.5. Обоснование и формулировка гипотезы (для исследовательских проектов)
1.6. Формулировка цели проекта
1.7. Описание проектного продукта либо (при исследовательском проекте) проектного результата с критериями его измерения.
1.8. План создания проектного продукта либо (при исследовательском проекте) - достижения проектного результата с описанием хода его реализации с комментариями по его выполнению
1.9. Аргументированный вывод об уровне достижения цели проекта, получении запланированного результата с требуемыми характеристиками, решении проблемы. Если цель не достигнута, указываются причины. Достигнуты ли положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так и для других людей
2. Оформление мультимедийной презентации
2.1. Объем: не более 15 слайдов.
2.2. Оформление слайдов в соответствии с правилами оформления мультимедийных презентаций.
На предзащиту проекта можно также представлять мультимедийную презентацию, исключив из ее оформления п.1.9, видоизменив п.1.8. в описание плана, который предполагается выполнить.
Защита проекта проходит в форме публичного выступления.
Требования к публичному выступлению
1. Свободное владение содержанием проекта и материалами презентации
2. Аргументированость в подаче материала
3. Уверенность в ответах на вопросы, приведение развернутой, сильной аргументации
4. Соблюдение норм русского языка и публичной речи
5. Соблюдение регламента (времени выступления)
6. Адекватное использование невербальных средств (интонация, мимика, жесты)
7. Интерактивность выступления: контакт с аудиторией, диалогичность.
Кроме того, при итоговой защите может быть представлен отзыв руководителя, содержащий: краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе: уровень личной заинтересованности в выбранной теме проекта и обоснованность ее выбора, практическая и социальная значимость полученных результатов, качество проектного продукта/результата с позиции предметного содержания, новизна подхода и/или полученных решений, уровень самостоятельности в выполнении проекта.
Экспертиза индивидуального проекта проводится с использованием карты экспертной оценки (таблица 4).
Таблица 9.
Карта экспертной оценки индивидуального проекта
Критерий | Уровень достижения | Баллы | Оценка эксперта |
Способность обучающегося актуализировать предметное содержание | |||
1. Умение обосновать выбор темы проекта (максимум 3 балла) | Тема проекта выбрана спонтанно и ситуативно | 0 | |
В актуальности и значимости проекта обучающегося убедил учитель | 1 | ||
Тема проекта актуальна и значима для обучающегося в рамках изучение предметного содержания | 2 | ||
Тема проекта актуальна и профессионально значима для обучающегося | 3 | ||
Способность обучающегося реализовать проектную деятельность | |||
2. Умение анализировать проблемную ситуацию (максимум 3 балла) | Проблемная ситуация не описана | 0 | |
Описание проблемной ситуации не соответствует представленной информации и не содержит противоречия | 1 | ||
Описание проблемной ситуации соответствует представленной информации, но не содержит противоречия | 2 | ||
Описание проблемной ситуации соответствует представленной информации и содержит противоречия | 3 | ||
3. Умение сформулировать проблему (максимум 3 балла) | Проблема не сформулирована или проблема сформулирована, но не соответствует содержанию проекта | 0 | |
Проблема сформулирована без анализа проблемной ситуации, неадекватно ей | 1 | ||
Проблема сформулирована на основе анализа проблемной ситуации, но с несоблюдением требований к формулировке проблемы | 2 | ||
Проблема сформулирована на основе анализа проблемной ситуации как отсутствие или недостаток чего-либо, расхождение между фактами, приводящие к возникновению проблемной ситуации | 3 | ||
4.Умение формулировать гипотезу (для исследовательских проектов) (максимум 3 балла) | Гипотеза не сформулирована или сформулирована, но не соответствует содержанию проекта. | 0 | |
Гипотеза сформулирована неадекватно проблеме | 1 | ||
Гипотезе сформулирована адекватно проблеме, но с несоблюдением требований к формулировке гипотезы | 2 | ||
Проблема сформулирована адекватно проблеме как положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения (или описания) некоторого явления | 3 | ||
5. Умение ставить и формулировать цель (максимум 3 балла)
| Цель не сформулирована | 0 | |
Цель сформулирована, но не соответствует проблеме | 1 | ||
Цель соответствует проблеме, но сформулирована не как способ ее разрешения | 2 | ||
Цель соответствует проблеме и сформулирована как способ ее разрешения | 3 | ||
6. Умение моделировать проектный продукт/результат (для исследовательских проектов) (максимум 3 балла) | Проектный продукт не описан как материальный или интеллектуальный результат проектной деятельности | 0 | |
Проектный продукт описан как материальный или интеллектуальный результат проектной деятельности, но неадекватен поставленной цели, не решает проблему и не имеет критериев измерения | 1 | ||
Проектный продукт описан как материальный или интеллектуальный результат проектной деятельности, адекватен поставленной цели и решает проблему, критерии его измерения отсутствуют | 2 | ||
Проектный продукт описан как материальный или интеллектуальный результат проектной деятельности, адекватен поставленной цели и решает проблему, приведены критерии его измерения | 3 | ||
7. Умение планировать задачи и действия, выбирать ресурсы достижения цели (максимум 3 балла) | План реализации деятельности отсутствует | 0 | |
План разработан не подробно, схематично без описания ресурсов, и не соответствует цели | 1 | ||
План соответствует цели, но разработан не подробно, схематично без описания ресурсов | 2 | ||
План соответствует цели, разработан подробно, с описанием всех ресурсов | 3 | ||
8. Умение реализовывать деятельность по созданию проектного продукта (максимум 3 балла) | Слабо владеет предметным содержанием проекта, выбирает неадекватные предметные способы и действия, с трудом определяет способы поиска, обработки и анализа информации, реализует проектную деятельность не в соответствии с планом | 0 | |
Средне владеет предметным содержанием проекта, выбирает адекватные предметные способы и действия из предложенных учителем, с ошибками определяет способы поиска, обработки и анализа информации, реализует проектную деятельность не в соответствии с планом | 1 | ||
Свободно владеет предметным содержанием проекта, допуская небольшие ошибки, выбирает адекватные предметные способы и действия, определяет способы поиска, обработки и анализа информации, реализует проектную деятельность не в соответствии с планом | 2 | ||
Свободно владеет предметным содержанием проекта, определяет необходимые предметные способы и действия, определяет способы поиска, обработки и анализа информации, реализует проектную деятельность в соответствии с планом по содержанию и по времени | 3 | ||
9. Умение оценивать результаты проекта (максимум 3 балла) | Анализ и оценка результатов проекта отсутствует | 0 | |
Анализ и оценка результатов проводится неконкретно, без опоры на факты | 1 | ||
Анализ и оценка результатов проводится с опорой на факты, но без достаточной аргументации | 2 | ||
Анализ и оценка результатов проводится с опорой на факты глубоко, подробно, аргументировано | 3 | ||
Качество результатов проекта | |||
10. Качество проектного продукта/результата (максимум 3 балла) | Проектный продукт не соответствует заявленным характеристикам, заявленной цели, не решает проблему | 0 | |
Проектный продукт соответствует заявленным характеристикам, но не соответствует заявленной цели, не решает проблему | 1 | ||
Проектный продукт соответствует заявленным характеристикам, но не полностью соответствует заявленной цели и решению проблемы | 2 | ||
Проектный продукт полностью соответствует заявленным характеристикам, заявленной цели и решению проблемы | 3 | ||
Качество защиты проекта | |||
11. Умение проводить публичное выступление (максимум 4 балла) | Отсутствует свободное владение содержанием презентации, аргументированность в подаче материала, не соблюден регламент, нормы публичного выступления и русского языка, не использованы невербальные средства, отсутствуют ответы на вопросы | 0 | |
Слабое владение содержанием презентации, слабая аргументированность в подаче материала, не соблюден регламент, нормы публичного выступления и русского языка, использованы невербальные средства, при ответах на вопросы повторяется нужный фрагмент выступления | 1 | ||
Среднее владение содержанием презентации, средняя аргументированность в подаче материала, не соблюден регламент, соблюдены нормы публичного выступления и русского языка, использованы невербальные средства, при ответах на вопросы повторяется нужный фрагмент выступления | 2 | ||
Свободное владение содержанием презентации, сильная аргументированность в подаче материала, соблюдены нормы публичного выступления и русского языка, использованы невербальные средства, при ответах на вопросы приводится развернутая, сильная аргументация, но не соблюден регламент | 3 | ||
Свободное владение содержанием презентации, сильная аргументированность в подаче материала, соблюдены нормы публичного выступления и русского языка, использованы невербальные средства, при ответах на вопросы приводится развернутая, сильная аргументация, соблюден регламент | 4 | ||
12. Качество мультимедийной презентации (максимум 2 балла) | Нарушены все требования к составлению презентации | 0 | |
Выдержаны требования к содержанию презентации, но нарушены требования к оформлению | 1 | ||
Выдержаны требования к содержанию презентации и к оформлению | 2 |
После заполнения всеми членами экспертной комиссии карт экспертной оценки в ходе коллективного обсуждения заполняется обобщенная карта экспертной оценки индивидуального проекта. По результатам защиты экспертная комиссия оценивает не только качество выполненного индивидуального проекта и его защиту, но и определяет уровень овладения обучающимися проектной деятельностью в целом. Сделать выводы об уровне сформированности проектной компетентности выпускника можно исходя из следующей шкалы:
Шкала оценки для предзащиты (п.п.1-7,11,12):
Низкий уровень | до 9 баллов |
Базовый уровень | 10-17 балла |
Высокий уровень | 18 -27 баллов |
Шкала оценки для итоговой защиты:
Низкий уровень | до 12 баллов |
Базовый уровень | 13-23 балла |
Высокий уровень | 24 -36 баллов |
Кроме этого результаты экспертизы можно использовать как основание для оформления разделов характеристики учащегося, которая является способом фиксации итоговой оценки по междисциплинарным программам, к которым относитсяПрограмма развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности.