Управление процессами организации и реализации индивидуального проекта

Алгоритм управления процессами организации индивидуального проектирования (презентация, слайд 2) включает действия всех субъектов процесса организации и реализации индивидуального проекта в старших классах.

Действия обучающихся в данном процессе включают выбор профиля обучения, темы и руководителя проекта, собственно реализация всех фаз проекта и проведение его защиты. За два года обучения ученик может выполнить 1 и более индивидуальных проектов в одной или разных предметных областях. Также ученик может выполнять интегрированный межпредметный проект.

Учитель, реализующий учебный курс «Индивидуальный проект» и организующий урочную форму деятельности обучающихся, может на уроках осуществить «запуск» проекта, помочь школьникам освоить теоретические и практические инструменты выполнения проекта.

Учитель – руководитель проекта осуществляет сопровождение разработки, реализации и защиты обучающимися индивидуальных проектов. Для выполнения этой задачи учитель – руководитель проекта для оказания помощи обучающемуся может использовать ресурсы внеурочной деятельности.

Ответственностью администрации ОО является обеспечение всех нормативно-регламентирующих, организационных, кадровых, педагогических, информационных, материально-технических условий реализации обучающимися индивидуального проекта, а также создание условий для интеграции урочных и внеурочных форм учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Действия обучающихся в данном процессе включают выбор профиля обуче-ния, темы и руководителя проекта, собственно реализация всех фаз проекта и проведение его защиты. За два года обучения ученик может выполнить 1 и более индивидуальных проектов в одной или разных предметных областях. Также ученик может выполнять интегрированный межпредметный проект.

Учитель, реализующий учебный курс «Индивидуальный проект» и организующий урочную форму деятельности обучающихся, может на уроках осуществить «запуск» проек-та, помочь школьникам освоить теоретические и практические инструменты выполнения проекта.

Учитель – руководитель проекта осуществляет сопровождение разработки, реализа-ции и защиты обучающимися индивидуальных проектов. Для выполнения этой задачи учи-тель – руководитель проекта для оказания помощи обучающемуся может использовать ресурсы внеурочной деятельности. Из форм внеурочной деятельности целесообразно использовать следующие:

- предметные кружки, факультативы;

- научное общество учащихся;

- экскурсии в музеи, Кванториумы, техно и биопарки, на производственные предприятия, ВУЗы, научные–иссследовательские организации и т.п.;

- исследовательские э кспедиции различного профиля (например, краеведческой направленности, фольклорные, археологические, биолого-экологические)

- профессиональные пробы;

- социальные практики;

- конференции, образовательные события;

- фестивали, олимпиады, конкурсы;

- тематические лагеря в каникулярное время;

- индивидуальные и групповые консультации по вопросам организационного обеспечения индивидуального проектирования.

Ответственностью администрации ОО является обеспечение всех нормативно-регламентирующих, организационных, кадровых, педагогических, информационных, материально-технических условий реализации обучающимися индивидуального проекта, а также создание условий для интеграции урочных и внеурочных форм учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

При сопровождении индивидуального проекта обучающегося учитель-руководитель проекта выполняет функции тьютора.Тьютор (от английского tutor) – учитель, воспитатель, наставник, личный куратор ученика; это специалист, сопровождающий обучающегося в процессе индивидуального обучения.

Тьютор одновременно осуществляет несколько функций:

- мотивационную (определение и поддержка уровня мотивации школьников к реализации индивидуального проекта),

- коммуникативную (осуществление диалога тьютора и школьников, организация взаимодействия школьников между собой),

- консультативно-поддерживающую (предоставление квалифицированных ответов на вопросы учеников, советов, рекомендаций, направленных на преодоление трудностей, возникающих в процессе разработки и реализации индивидуального проекта),

- коррекционную (выработка рекомендаций по внесению изменений в документацию проекта и процесс его реализации при выявлении ошибок, а также исправлению промежуточных результатов проекта при выявлении их несоответствия ранее запланированным),

-оценочную (вынесение оценочных суждений относительно качества промежуточных и итоговых результатов проекта, а также достигнутого уровня сформированности проектных действий),

-рефлексивную (создание условий для анализа и понимания учеником самого себя и собственных действий в проекте).

Таким образом, учитель, осуществляющий сопровождение процесса разработки, реализации и защиты учеником индивидуального проекта в качестве тьютора,выступает как в роли научного руководителяпо предметному содержанию проекта, так и в роли эксперта по оценке качества получаемого проектного продукта и индивидуального продвижения ученика по уровням сформированности проектной компетентности.

Кроме того, руководитель проекта должен обладать личной проектной компетентностью, чтобы выполнять указанную выше экспертную функцию:

1. Компетентностью в проектировании деятельности: умеет собирать, обрабатывать и анализировать информацию, выделять и формулировать проблемы, определять способы решения проблемы, проектировать проектный продукт

2. Компетентностью в организации и регулировании проектной деятельности: умеет реализовать, контролировать, корректировать и оценивать проектную деятельность

3. Компетентностью в предметном содержании проектной деятельности способах ее реализации: имеет глубокие знания предметной области проекта, интегрирует знания из разных предметных областей в рамках проекта

4. Коммуникативной компетентностью в проектной деятельности: владеет речевой культурой, владеет технологией сотрудничества

Педагогу-тьютору целесообразно разработать для каждого обучающегося план сопровождения индивидуального учебного проекта (презентация, слайд 7), с указанием сроков проведения отдельных мероприятий, форм организации деятельности (индивидуальные/групповые консультации, самостоятельная работа).

Основной формой тьюторского сопровождения являются консультации, включающие:

1) групповые тьюторские консультации: предоставление ответов на чаще всего возникающие вопросы и организация совместного решения схожих проблем. В зависимости от возникающих проблем групповые консультации бывают:

- аналитическая – анализируется определенный этап реализации индивидуального проекта; выявляются «плюсы» и «минусы» произошедшего события; трудности и неожиданности, с которыми пришлось столкнуться обучающимся, высказываются пожелания и предложения на будущее;

- тематическая – обсуждаются актуальные проблемы на основе запросов и потребностей школьников

2) индивидуальные консультации с целью предоставления ответов на вопросы отдельных учеников и активизация каждого на дальнейшую самостоятельную работу по реализации своего индивидуального проекта. Индивидуальные консультации бывают:

- рабочая – подводятся промежуточные итоги работы, определяются трудности в реализации проекта, их причины и способы преодоления;

- итоговая – фиксируется продвижение школьника относительно целей и задач, поставленных первоначально; проводится перед защитой проекта.

Согласно рекомендациям Примерной основной образовательной программы средне-го общего образования основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является публичная защита индивидуального итогового проекта. Целесообразно проводить защиту проектной работы в два этапа:

–  после проектировочной фазы проекта организовать защиту концептуальной части проекта (предзащита проекта);

–  после реализации всего цикла проектной деятельности провести презентацию полученного проектного продукта и защиту реализованного проекта.

Защита концептуальной части проекта может проводится на специально созданных предметных и межпредметных комиссиях, а также в рамках курса «Индивидуальный проект». В результате защиты концептуальной части проекта может быть проведена (при необходимости) такая корректировка, чтобы проект стал реализуемым и позволил обучающемуся предпринять скорректированные проектные действия в процессе реализации проекта.

Защита реализованного проекта осуществляется на школьной конференции, конференции НОУ, в рамках образовательных событий в том социальном и культурном пространстве, где проект разворачивался. Если это социальный проект, то его результаты должны быть представлены местному сообществу или сообществу благотворительных и волонтерских организаций. Если бизнес-проект — сообществу бизнесменов, деловых людей.

Для оценки проектной работы должна быть создана экспертная комиссия, в которую должны обязательно входить педагоги и представители администрации образователь-ной организации, где учатся дети, представители местного сообщества и тех сфер деятельности, в рамках которых выполняются проектные работы.

Регламент проведения защиты, параметры и критерии оценки проектной деятельности должны быть известны обучающимся заранее.

Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения экспертной комиссией презентации обучающегося хода проектной деятельности и представленного продукта

На экспертизу представляется краткая пояснительная записка в соответствии со следующими требованиями к ее тексту:

Требования к содержанию и оформлению презентации проекта

1. Содержание

1.1. Титульный слайд: название проекта, тип проекта, Ф.И.О. исполнителя проекта и его руководителя, дата и место создания проекта.

1.2.Обоснование актуальности для обучающегося выбранной темы

1.3.Описание и анализ проблемной ситуации.

1.4. Формулировка проблемы.

1.5. Обоснование и формулировка гипотезы (для исследовательских проектов)

1.6. Формулировка цели проекта

1.7. Описание проектного продукта либо (при исследовательском проекте) проектного результата с критериями его измерения.

 1.8. План создания проектного продукта либо (при исследовательском проекте) - достижения проектного результата с описанием хода его реализации с комментариями по его выполнению

1.9. Аргументированный вывод об уровне достижения цели проекта, получении запланированного результата с требуемыми характеристиками, решении проблемы. Если цель не достигнута, указываются причины. Достигнуты ли положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так и для других людей

2. Оформление мультимедийной презентации

2.1. Объем: не более 15 слайдов.

2.2. Оформление слайдов в соответствии с правилами оформления мультимедийных презентаций.

На предзащиту проекта можно также представлять мультимедийную презентацию, исключив из ее оформления п.1.9, видоизменив п.1.8. в описание плана, который предполагается выполнить.

Защита проекта проходит в форме публичного выступления.

Требования к публичному выступлению

1. Свободное владение содержанием проекта и материалами презентации

2. Аргументированость в подаче материала

3. Уверенность в ответах на вопросы, приведение развернутой, сильной аргументации

4. Соблюдение норм русского языка и публичной речи

5. Соблюдение регламента (времени выступления)

6. Адекватное использование невербальных средств (интонация, мимика, жесты)

7. Интерактивность выступления: контакт с аудиторией, диалогичность.

Кроме того, при итоговой защите может быть представлен отзыв руководителя, содержащий: краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе: уровень личной заинтересованности в выбранной теме проекта и обоснованность ее выбора, практическая и социальная значимость полученных результатов, качество проектного продукта/результата с позиции предметного содержания, новизна подхода и/или полученных решений, уровень самостоятельности в выполнении проекта.

Экспертиза индивидуального проекта проводится с использованием карты экспертной оценки (таблица 4).


Таблица 9.

Карта экспертной оценки индивидуального проекта

Критерий Уровень достижения Баллы Оценка эксперта

Способность обучающегося актуализировать предметное содержание

1. Умение обосновать выбор темы проекта

(максимум 3 балла)

Тема проекта выбрана спонтанно и ситуативно 0  
В актуальности и значимости проекта обучающегося убедил учитель 1  
Тема проекта актуальна и значима для обучающегося в рамках изучение предметного содержания 2  
Тема проекта актуальна и профессионально значима для обучающегося 3  

Способность обучающегося реализовать проектную деятельность

2. Умение анализировать проблемную ситуацию (максимум 3 балла)

Проблемная ситуация не описана 0  
Описание проблемной ситуации не соответствует представленной информации и не содержит противоречия 1  
Описание проблемной ситуации соответствует представленной информации, но не содержит противоречия 2  
Описание проблемной ситуации соответствует представленной информации и содержит противоречия 3  

3. Умение сформулировать проблему (максимум 3 балла)

Проблема не сформулирована или проблема сформулирована, но не соответствует содержанию проекта 0  
Проблема сформулирована без анализа проблемной ситуации, неадекватно ей 1  
Проблема сформулирована на основе анализа проблемной ситуации, но с несоблюдением требований к формулировке проблемы 2  
Проблема сформулирована на основе анализа проблемной ситуации как отсутствие или недостаток чего-либо, расхождение между фактами, приводящие к возникновению проблемной ситуации 3  

4.Умение формулировать гипотезу (для исследовательских проектов)

(максимум 3 балла)

Гипотеза не сформулирована или сформулирована, но не соответствует содержанию проекта. 0  
Гипотеза сформулирована неадекватно проблеме 1  
Гипотезе сформулирована адекватно проблеме, но с несоблюдением требований к формулировке гипотезы 2  
Проблема сформулирована адекватно проблеме как положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения (или описания) некоторого явления 3  

5. Умение ставить и формулировать цель (максимум 3 балла)

 

Цель не сформулирована 0  
Цель сформулирована, но не соответствует проблеме 1  
Цель соответствует проблеме, но сформулирована не как способ ее разрешения 2  
Цель соответствует проблеме и сформулирована как способ ее разрешения 3  

6. Умение моделировать проектный продукт/результат (для исследовательских проектов)

(максимум 3 балла)

Проектный продукт не описан как материальный или интеллектуальный результат проектной деятельности 0  
Проектный продукт описан как материальный или интеллектуальный результат проектной деятельности, но неадекватен поставленной цели, не решает проблему и не имеет критериев измерения 1  
Проектный продукт описан как материальный или интеллектуальный результат проектной деятельности, адекватен поставленной цели и решает проблему, критерии его измерения отсутствуют 2  
Проектный продукт описан как материальный или интеллектуальный результат проектной деятельности, адекватен поставленной цели и решает проблему, приведены критерии его измерения 3  

7. Умение планировать задачи и действия, выбирать ресурсы достижения цели

(максимум 3 балла)

План реализации деятельности отсутствует 0  
План разработан не подробно, схематично без описания ресурсов, и не соответствует цели 1  
План соответствует цели, но разработан не подробно, схематично без описания ресурсов 2  
План соответствует цели, разработан подробно, с описанием всех ресурсов 3  

8. Умение реализовывать деятельность по созданию проектного продукта

(максимум 3 балла)

Слабо владеет предметным содержанием проекта, выбирает неадекватные предметные способы и действия, с трудом определяет способы поиска, обработки и анализа информации, реализует проектную деятельность не в соответствии с планом 0  
Средне владеет предметным содержанием проекта, выбирает адекватные предметные способы и действия из предложенных учителем, с ошибками определяет способы поиска, обработки и анализа информации, реализует проектную деятельность не в соответствии с планом 1  
Свободно владеет предметным содержанием проекта, допуская небольшие ошибки, выбирает адекватные предметные способы и действия, определяет способы поиска, обработки и анализа информации, реализует проектную деятельность не в соответствии с планом 2  
Свободно владеет предметным содержанием проекта, определяет необходимые предметные способы и действия, определяет способы поиска, обработки и анализа информации, реализует проектную деятельность в соответствии с планом по содержанию и по времени 3  

9. Умение оценивать результаты проекта

(максимум 3 балла)

Анализ и оценка результатов проекта отсутствует 0  
Анализ и оценка результатов проводится неконкретно, без опоры на факты 1  
Анализ и оценка результатов проводится с опорой на факты, но без достаточной аргументации 2  
Анализ и оценка результатов проводится с опорой на факты глубоко, подробно, аргументировано  3  

Качество результатов проекта

10. Качество проектного продукта/результата

(максимум 3 балла)

Проектный продукт не соответствует заявленным характеристикам, заявленной цели, не решает проблему 0  
Проектный продукт соответствует заявленным характеристикам, но не соответствует заявленной цели, не решает проблему 1  
Проектный продукт соответствует заявленным характеристикам, но не полностью соответствует заявленной цели и решению проблемы 2  
Проектный продукт полностью соответствует заявленным характеристикам, заявленной цели и решению проблемы 3  

Качество защиты проекта

11. Умение проводить публичное выступление (максимум 4 балла)

Отсутствует свободное владение содержанием презентации, аргументированность в подаче материала, не соблюден регламент, нормы публичного выступления и русского языка, не использованы невербальные средства, отсутствуют ответы на вопросы 0  
Слабое владение содержанием презентации, слабая аргументированность в подаче материала, не соблюден регламент, нормы публичного выступления и русского языка, использованы невербальные средства, при ответах на вопросы повторяется нужный фрагмент выступления 1  
Среднее владение содержанием презентации, средняя аргументированность в подаче материала, не соблюден регламент, соблюдены нормы публичного выступления и русского языка, использованы невербальные средства, при ответах на вопросы повторяется нужный фрагмент выступления 2  
Свободное владение содержанием презентации, сильная аргументированность в подаче материала, соблюдены нормы публичного выступления и русского языка, использованы невербальные средства, при ответах на вопросы приводится развернутая, сильная аргументация, но не соблюден регламент 3  
Свободное владение содержанием презентации, сильная аргументированность в подаче материала, соблюдены нормы публичного выступления и русского языка, использованы невербальные средства, при ответах на вопросы приводится развернутая, сильная аргументация, соблюден регламент 4  

12. Качество мультимедийной презентации

(максимум 2 балла)

Нарушены все требования к составлению презентации 0  
Выдержаны требования к содержанию презентации, но нарушены требования к оформлению 1  
Выдержаны требования к содержанию презентации и к оформлению 2  

После заполнения всеми членами экспертной комиссии карт экспертной оценки в ходе коллективного обсуждения заполняется обобщенная карта экспертной оценки индивидуального проекта. По результатам защиты экспертная комиссия оценивает не только качество выполненного индивидуального проекта и его защиту, но и определяет уровень овладения обучающимися проектной деятельностью в целом. Сделать выводы об уровне сформированности проектной компетентности выпускника можно исходя из следующей шкалы:

Шкала оценки для предзащиты (п.п.1-7,11,12):

 

Низкий уровень до 9 баллов
Базовый уровень 10-17 балла
Высокий уровень 18 -27 баллов

 

Шкала оценки для итоговой защиты:

 

Низкий уровень до 12 баллов
Базовый уровень 13-23 балла
Высокий уровень 24 -36 баллов

 

Кроме этого результаты экспертизы можно использовать как основание для оформления разделов характеристики учащегося, которая является способом фиксации итоговой оценки по междисциплинарным программам, к которым относитсяПрограмма развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности.

 

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: