Первая фаза круга: создание основы для диалога

Педагоги-психологи

Отделения медиации

Хованская Татьяна Валерьевна,

Шкрябина Ольга Николаевна

 

Урегулирование групповых конфликтов в образовательной среде посредством применения технологии «Круг сообщества»

 

Современный человек в процессе взросления и последующей жизни осваивает множество различных ролей и вступает в отношения с многообразным социальным окружением: членами семьи, коллегами, соседями, малознакомыми людьми. Чтобы выстраивать такие сложные отношения без реакции, разрушающей человеческие связи, необходимо обладать определенными умениями, прививаемыми с детства. Важнейшей задачей воспитательной деятельности образовательных организаций в современных условиях является формирование у обучающихся навыков конструктивного разрешения возникающих конфликтов, основанных на гуманистических ценностях человеческой жизни и семьи, уважении личности и интересов другого человека, взаимопонимании и сотрудничества для достижения общих результатов.

Детский рэкет, драки и участие в них значительной части обучающихся демонстрирует недостатки современной системы воспитания. В свою очередь, подобные явления способствуют формированию подростковых группировок с криминально ориентированными образцами поведения. Такие формы организации молодежи, как правило, основаны на ценностях силового взаимодействия и состоят из молодых людей, в силу различных причин, фактически вытолкнутых из социальной среды образовательных организаций и семьи. Пространство современной подростковой жизни наполнено двумя активностями: с одной стороны, учебной активностью школьников, занятием в кружках и секциях, с другой - силовой активностью, направленной на завоевание статуса и авторитета различными, но, прежде всего, силовыми методами.

Одной из приоритетных стратегических задач образовательных организаций становится применение подходов к воспитанию, базирующихся на гуманистических и традиционных способах управления конфликтами, направленных на преодоление криминализации подрастающего поколения, профилактику правонарушений несовершеннолетних, включение семейного и более широкого социального окружения ребенка к решению его возможных проблем, формирование в подростковых сообществах лидеров, несущих позитивные ценности; а также активном применении форм групповой работы с родительскими и детскими сообществами; профилактику и разрешение этноконфессиональных и межкультурных конфликтов в детской и подростковой среде.

В реализации воспитательной стратегии в современном обществе большую роль имеет внедрение восстановительных технологий и принципов медиации в образовательное пространство,предусмотренное Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р, которое может быть выражено в широком информировании педагогического состава образовательных организаций Российской Федерации о возможностях восстановительных технологий и медиации в воспитательном процессе; внедрении восстановительных технологий и медиации в воспитательную деятельность образовательных организаций путем формирования соответствующих компетенций у педагогического состава; использовании ресурса школьных служб примирения/служб школьной медиации для реализации восстановительных технологий (в том числе медиации).

Одной из применяемых в службах примирения восстановительных программ для решения конфликтов с большим числом участников является программа «круг сообщества» («круги поддержки сообщества»). За последнее время круги сообщества приобрели большую популярность в нашей стране. Согласно мониторингу Ассоциации восстановительной медиации в год в России проводится несколько сотен кругов сообщества.

Круг может проводиться с разными целями: для принятия совместного решения, для поддержки и исцеления пострадавшего (когда не требуется решение), по ситуациям правонарушения несовершеннолетних и пр. В круге принимают участие только те, кого так или иначе затронула проблема и кто готов прикладывать усилия для ее решения.

Важнейшей особенностью кругов является привлечение к обсуждению проблемы всех заинтересованных людей, что обеспечивает их активное участие в принятии решения и разделении ответственности за его выполнение. Круги заключаются не в представлении или указывании на «правильное» или «неправильное». Их роль не в том, чтобы выдать «нужный ответ» и уж точно не заставить других принять нашу точку зрения. Их цель даже не заставить человека измениться. Все вышесказанное – это методы манипулирования ситуацией, чтобы задействовать контроль для ее изменения. Напротив, «круги стремятся дойти до сути нашего существования, исследуя наши сердца, душу и наше представление о правде, и вновь открыть наши жизненные ценности, которые помогают нам понять, какими мы хотим быть».

Первая фаза круга: создание основы для диалога.

На первой фазе круга участники представляются. Важно чтобы все находились в кругу, наблюдатели «за кругом» не допускаются. Иногда проводится подготовленная хранителем с волонтерами церемония начала круга, помогающая участникам настроиться на серьезный разговор и открытую коммуникацию. Хранитель объясняет цели и смысл Круга, а также предлагает выбрать символ слова, то есть предмет, который будет обозначать говорящего. Символ слова всегда передается по часовой стрелке, чтобы исключить споры и перепалки между участниками и дать каждому возможность и время обдумать произошедшее и высказать свое мнение.

Затем ведущий просит каждого из участников по очереди поделиться историей из своей жизни, впрямую не связанной с темой обсуждения, но помогающей актуализировать важные смыслы и ценности, которые помогут по-новому посмотреть на обсуждаемую проблему. Тему для этого раунда обсуждений формулируют Хранитель и волонтеры на этапе подготовки к кругу, и она уникальна для каждого круга. Например: «Расскажи о том человеке, который помог тебе справиться со сложной жизненной проблемой и чему это тебя научило?».Хранитель начинает первым, чтобы было понятно, что это именно реальная история (а не краткий ответ на вопрос). Истории никак не оцениваются, после рассказа символ слова передается дальше. Участники могут пропустить свою очередь, но обычно символ слова передают во второй раз, чтобы все желающие могли поделиться своей историей или откликнутся на рассказанные другими истории. Как правило, результатом этого раунда становится изменение отношения в круге: люди начинают относиться друг к другу более человечно, а не только как к противоборствующим в конфликте сторонам или ролям педагог-ученик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: