1. Назначение стиля 2. Сфера употребления 3. Языковые приметы |
Воздействовать на людей, формировать у них оп ределенное отношение к общественным явлени ям; сообщать информа цию, имеющую общест венно- политическое значение Используется в газетах, журнальных статьях, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собра ниях, митингах Наличие вопросительных, побудительных, вос клицательных предложений, обращений, повто ров, риторических вопросов; использова ние слов в переносном значении; совмещение в одном контексте книжной и разговорной лексики и пр. |
2. Выразительное чтение текстов.
- В ка ких жизненных ситуациях могли бы быть использова ны данн ые тексты? Какие задачи ставят в них авторы? Передайте сжато основную мысль текста. Найдите языковые средства, с по мощью которых автор пытается воздействовать на читателя (по вторы, параллельн ый способ связи, ряды однородн ых членов и т. д.).
Человек должен быть интеллигентен. А если у него профессия не тре бует интеллигентности? А если он не смог получить образования: та к сложились обстоятельства? А если окружа юща я среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослу живцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми? ·
Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.
Что же такое интеллигентность?
Если человек сохра нит восп риимчивость к культурным ценностям, смо жет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сдела нной только чтобы удивить, если он сможет восхищаться красотой при роды, понять характе р и особенности другого человека, войти в его по ложение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, рав нодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству,- вот это и будет интеллигентный человек.
(По Д. Л и х а ч е в у.)
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному се лу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет не обходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человечеству, человеческой культуре.
(Д. Л и х а ч е в.)
Родина - это все. Это ощущение счастья от зрелища огромной на шей земли, ее лесов, морских побережий, деревень, смотрящих в за реч ную даль. Это ощущен ие счастья от легкого неба, ее ветров, ее л юдей, от их труда, от гудков паровозов, мчащихся к великим ее города м, к завода м, шахтам, рудника м... (По К. П а у с т о в с к о м у.)
3. Сравните тексты. Определите их стиль и тип. Укажите при знаки публицистического стиля.
1. Ла ндыш относится к семейству лилейных. Листья у ландыша эллип соидальные, цветки собраны в колосья, плод - ягода; опыляется при по мощи насекомых.
Ландыш, с белыми ароматными цветами и красными ягодами, широко распространен в лесах европейской части Росси и, Кавказа, Дал ьнего Вос тока; цветки и листья применяются в меди цине ка к сердечное средство; ядовит; разводится как декоративный; получаемое из цветков эфи рное мас ло применяется в парфюмерии.
11. В лесу под зелеными свода ми деревьев разлит чудный аромат - это цветет белый, душистый колокольчик - ла ндыш. Пойдемте скорее туда, вон на тот бугорок, где между редко растущими деревьями виднеется та кая нежная, светлая зелень и разные белые цветы - это все ландыш!
(По Д. К а й г о р о д о в у.)
Ш. Чтобы выжить, человечеству необходимо усвоить более здоровый образ жизни. Каждый человек должен чувствовать ответственность за соб ственное здоровье. Здоровье - самый дра гоценный да р, ка к с личной, та к и с общественной точки зрения. Существует множество способов укрепить здоровье: систематические физические уп ражнени я, длительный сон, отказ от курения, злоупотребления алкоголем и, на конец, общение с людьми всех возрастов, чтобы не образовался разрыв между поколениями, который на носит ущерб физическому и психическому здоровью людей.
Помните: наше здоровье зависит от нас самих и от на шего поведения! Если каждый приложит определенные усилия, люди забудут о болезнях, со храня я до конца способность творить и радоваться жизни.
(По материала м журнала «Здоровье».) В первом (науч ном) описании нет ни авторской оценки описы ваемого предмета, ни отношения автора к изла гаемому. Язык науч ного описания строг и точен; употребл яются терм ины - семейст во лилейных, эллипсоидальные, медицина, парфюме рия; реч ь предельно сжатая, что объясняется основны ми целями, стоящим и перед научным описа нием: точ но, с ла коничной последовательнос
тью, в определен ной системе изложить сведения о ла ндыше.
Во втором отры вке большое количество художественных опре делений, которые дела ют описание я рки м, поэтически м. Обра щает на себя внимание хара ктер и построен ие предложений: они более расп ростра нены, среди них есть и воскли цательные, та к как пове ствова ние эмоционально.
Цель третьего (публицистического) текста - привлечь внима ние к важной проблеме - сохра нен ию здоровья человека. Дан ный текст может быть использова н в выступлен иях по радио, телевиде нию и т. д. Языковые приметы стиля («газетна я образность») -
драгоценный дар, способность радоваться жизни, образ жиз ни; побудительные предложени я и пр.
Д о м а ш н е е з а д а н и е: составить рассказ о публицистическом стиле, используя § 1О и сделан ную на уроке таблицу; упр. 61 или 62 (на выбор) по заданию учебника.
У р о к 18. Склонение причастий.