Публи цистически й стиль и его признаки

1. Назначение стиля 2. Сфера употребления 3. Языковые  приметы
Воздействовать на людей, формировать у них оп ­ ределенное отношение к общественным явлени­ ям; сообщать информа цию, имеющую общест­ венно- политическое  значение Используется в газетах, журнальных статьях, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собра ниях, митингах Наличие вопросительных, побудительных, вос­ клицательных предложений, обращений, повто­ ров, риторических вопросов; использова ние слов в переносном значении; совмещение в одном контексте книжной и разговорной лексики и пр.

2. Выразительное чтение текстов.

- В ка ких жизненных ситуациях могли бы быть использова ­ ны данн ые тексты? Какие задачи ставят в них авторы? Передайте сжато основную мысль текста. Найдите языковые средства, с по­ мощью которых автор пытается воздействовать на читателя (по­ вторы,  параллельн ый способ связи,  ряды  однородн ых  членов и т. д.).

Человек должен быть интеллигентен. А если у него профессия не тре­ бует интеллигентности? А если он не смог получить образования: та к сложились обстоятельства?  А  если  окружа юща я  среда  не  позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослу­ живцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми? ·

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Что же такое интеллигентность?

Если человек сохра нит восп риимчивость к культурным ценностям, смо­ жет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сдела нной только чтобы удивить, если он сможет восхищаться красотой при роды, понять характе р и особенности другого человека, войти в его по­ ложение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, рав­ нодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству,- вот это и будет интеллигентный человек.

(По Д. Л и х а ч е в у.)

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному се­ лу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет не­ обходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человечеству,  человеческой  культуре.

(Д. Л и х а ч е в.)


Родина - это все. Это ощущение счастья от зрелища огромной на шей земли, ее лесов, морских побережий, деревень, смотрящих в за реч ную даль. Это ощущен ие счастья от легкого неба, ее ветров, ее л юдей, от их труда, от гудков паровозов, мчащихся к великим ее города м, к завода м, шахтам, рудника м... (По К. П а у с т о в с к о м у.)

 

3. Сравните тексты. Определите их стиль и тип. Укажите при ­ знаки публицистического стиля.

1. Ла ндыш относится к семейству лилейных. Листья у ландыша эллип ­ соидальные, цветки собраны в колосья, плод - ягода; опыляется при по­ мощи насекомых.

Ландыш, с белыми ароматными цветами и красными ягодами, широко распространен в лесах европейской части Росси и, Кавказа, Дал ьнего Вос­ тока; цветки и листья применяются в меди цине ка к сердечное средство; ядовит; разводится как декоративный; получаемое из цветков эфи рное мас­ ло применяется в парфюмерии.

11. В лесу под зелеными свода ми деревьев разлит чудный аромат - это цветет белый, душистый колокольчик - ла ндыш. Пойдемте скорее туда, вон на тот бугорок, где между редко растущими деревьями виднеется та ­ кая нежная, светлая зелень и разные белые цветы - это все ландыш!

(По Д. К а й г о р о д о в у.)

Ш. Чтобы выжить, человечеству необходимо усвоить более здоровый образ жизни. Каждый человек должен чувствовать ответственность за соб­ ственное здоровье. Здоровье - самый дра гоценный да р, ка к с личной, та к и с общественной точки зрения. Существует множество способов укрепить здоровье: систематические физические уп ражнени я, длительный сон, отказ от курения, злоупотребления алкоголем и, на конец, общение с людьми всех возрастов, чтобы не образовался разрыв между поколениями, который на ­ носит ущерб физическому и психическому здоровью людей.

Помните: наше здоровье зависит от нас самих и от на шего поведения! Если каждый приложит определенные усилия, люди забудут о болезнях, со­ храня я до конца способность творить и радоваться жизни.

(По материала м журнала «Здоровье».) В первом (науч ном) описании нет ни авторской оценки описы ­ ваемого предмета, ни отношения автора к изла гаемому. Язык науч ­ ного описания строг и точен; употребл яются терм ины - семейст ­ во лилейных,  эллипсоидальные,  медицина,  парфюме рия;   реч ь предельно сжатая, что объясняется основны ми целями, стоящим и перед научным описа нием: точ но, с ла коничной последовательнос­

тью, в определен ной системе изложить сведения о ла ндыше.

Во втором отры вке большое количество художественных опре­ делений, которые дела ют описание я рки м, поэтически м. Обра щает на себя внимание хара ктер и построен ие предложений: они более расп ростра нены, среди них есть и воскли цательные, та к как пове­ ствова ние эмоционально.

Цель третьего (публицистического) текста - привлечь внима ­ ние к важной проблеме - сохра нен ию здоровья человека. Дан ный текст может быть использова н в выступлен иях по радио, телевиде­ нию и т. д. Языковые  приметы  стиля («газетна я образность») -


драгоценный  дар,  способность  радоваться  жизни,  образ  жиз ­ ни; побудительные предложени я и пр.

Д о м а ш н е е з а д а н и е: составить рассказ о публицистическом стиле, используя § 1О и сделан ную на уроке таблицу; упр. 61 или 62 (на выбор) по заданию учебника.

 



У р о к  18.  Склонение  причастий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: