У р о к 16. Причастие как часть речи

Ц е л ь у р о к а: ознакомление учащихся с грамматическими признака ­ ми причастия; формирование умения различать причастия и прилага ­ тельные.

Работа по р а з в и т и ю р е ч и: составление связного устного рассказа на лингвистическую тему; обогащение синтаксического строя речи уча ­ щихся путем использования причастий.

П о в т о р е н и е: грамматические признаки гла гола, прилагательного.

1. Запись в раздел словаря «Говори правильно».

Начавший, отнявший,  поднявший.

11. Проверка домашнего задания.

1. Упр. 24 (выборочно).

2. Вызва нный к доске ученик готовит связный рассказ о гла ­ голе как части речи. Напоминаем учащимся, что ответ должен быть полным, логичным. Для подтверждения положений ответа ученик должен привести свои примеры или может воспользоваться приме­ рами из домашнего упражнения.


111. Морфологический разбор.

У доски два учен ика разби ра ют морфологически слова жидко­ го (золота) и запылала. Повторение в ходе разбора морфологиче ­ ских призна ков гла голов и прила гательных поможет учащимся ус­ пешнее овладеть умен ием находить сходн ые с ними призна ки в при ­ части и.

IV. Объяснение  нового материала.

Для объяснен ия используем теннисны й мячик.

- Назовите призна ки мяча: по форме, величине, назначени ю. Ка кие части речи мы используем для этого? (Уча щиеся называют имена  прила гательные: маленький, круглый, теннисный.)

- Что можно сказать об этих прила гательных, какие призна ­ ки предмета - постоян ные или временн ые - называ ют они? (По­ стоянные.)

- Произведем с этим мячом некоторые действия. Какие при­ зна ки приобретает мяч? (Летящий, падающий, упавший - это признаки мяча по тем действиям, которые с ним соверша ются.)

- Постоянные эти признаки или нет? (Нет, падающий мяч - тот, который падает сейчас, время настоящее; упавший - тот, ко­ торы й упал, время прошедшее.)

Запись на доске и в тетрадях:

какой?    какой?


маленький  мяч

*
какой?

кру t глый мяч

какой?


х1

летящий мяч - мяч, который летит (наст. вр.)

*
какой?

пад t ающий мяч - мяч, который падает (наст. вр.)

какой?


тен t нисный м * яч   упа t вший м * яч - мяч, который упал (прош. вр.)

По мере объяснения  материала  под столбика ми делается сле­ дующа я запись:


постоян ный призна к, из­ мен яется по родам, чис­ ла м и падежа м


времен нои признак (настоящее и прошедшее время), изменяется по ро­ дам, числа м и падежа м


 

Обра щаем внима ние учащихся на то, что причастие можно за ­ мен ить сочета нием «местоим. который+ гла г.», от которого обра ­ зова но данное причастие (в настоящем или прошедшем времени). Подобной замены с прила гательным сделать нельзя. Кроме того, имена прила гательн ые, ка к пра вило, образуются от существитель­ ных, причастия же - от глаголов. На пример, проводим словообра ­ зовательный разбор и определ яем, от каких слов образованы сло­ ва   теннисный   (от  сущ.   теннис),  летящий   (от  глаг. лететь).

- Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от призна ка, обозначенного прила гательн ым?


Делается вывод о том, что причастие обозначает призна к пред­ мета по действию, проявляющийся во времени; он не является по­ стоянным.

Из последующих наблюдений учащиеся должны сделать вывод о признаках прилагательного в причастии.

Возвра щаемся к записанным в первом столбике словам. Какую часть речи поясн яет прила гательное? А причастие? (Имя сущест­ вительное   мяч.)   Как  изменяются  прилагательные?  причастия?

Вывод: прилагательн ые и причастия измен яются одина ково - по родам, падежам и числа м.

Указываем на призна ки, помога ющие отличать причастие от прила гательного: 1) прилагательное (качественное), как пра вило, можно заменить синонимом, тогда ка к причастие - сочета нием слов который + гла гол, от которого оно образовано, в настоящем или прошедшем времени. Например: редкий лес - негустой лес, редеющий лес   - лес,  который  редеет,   редевший  вдали  лес   - лес, который редел вдали; 2) прилагательное и причастие можно различать по морфемному признаку - прила гательные могут иметь

суффиксы -уч-(-юч-),   пnичастия - -ащ-(-ящ-):   вися ий (замок) (прилагательное) - вися  ие (кисти) (причастие); лету ий - ле-

тя / щ \ ии ".

Общий вывод о причастии: отвечает на те же вопросы, что и прила гательное; как прилагательное, изменяется по рода м, числа м и падежам. Отличается от прила гательного тем, что обозначает временной признак.

Синтаксический разбор прецложения М орозы не могут ско­ вать бушующую водную стихию. При разборе следует обязатель­ но указать, какими частями речи выражены определения, после че­ го делается вывод о синтаксической роли причастия в прецложении (может, как и прила гательное, выступать в роли определения).

Приводим слова М. В. Ломоносова о причастиях: «Они служат к сокращению человеческого слова, заключа я в себе имени и гла ­ гола силу».

- Какую же «силу имени» прилагательного заключает в себе при­ частие? (Делается вывод о признаках прилагательного у причастия.) Объяснение данного материала учитель может построить по на ­

блюдениям на с. 24 учебника.

V. Закрепление материала.

1.. Соста вьте связный рассказ о причастии по следующему  пла ­ ну: что такое причастие; что общего у причастия и  прилагательно­ го, чем они отлича ются; какова роль причастия в  прецложении.

2. Запишите в два столбика прилагательные с существитель­ ными, рядом с ними - однокоренные причастия и наоборот 1 •

 

 

1 Во всех записываемых на уроках и дома причастиях (а затем и деепричасти­ ях) с т р о r о о б я з а т е л ь н о выделяются все суффиксы (rлаrольные, причастий и деепричастий;  возвратный  суффикс) и окончания (в причастиях).

2  Богданова, 7 кл.                                                                                        33


О б р а з е ц: темный лес - прилагательное, можно заменить синони­ мом мрачный; темнеющий лес - причастие, можно заменить - лес, ко­ торый темнеет.

Синий горизонт (синеющий небосклон), желта я кувшинка (желтею­ щая нива), колючий еж (колющий предмет), шумный поток (шумящий поток).

 

3. Подберите к прилагательным и причастиям подходящие по смыслу имена существительные. Выделите суффиксы прилагатель­ ных и причастий.

Ползущее, ползучее; горящее, горячее; текущая, текуча я; спелая, спе­ ющая; дремучий, дремлющий.

4. На доске с помощью графопроектора проецируются записа н­ ные на пленке предложения. Сравните па ры предложений, сделай­ те вывод о роли причастий в речи. (Работа выполняется устно.)

1)) Мы встретили  ста рика,  который  1) Мы  встретили  старика,  кото- жил  в  избе,  котора я  стояла  на  рый  жил  в  избе,  стоя щей  на опушке леса.   опушке леса.

2) Книга,  которая  лежит  на  столе,  2) Лежаща я  на  столе  книга  уже уже прочитана. прочитана.

3) За столом сидят ученики и чита -  3) За столом сидят ученики, чита - ют книгу. ющие книгу.

Сравнива я предложения, учащиеся приходят к выводу, что упо­ требление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь более яркой, выразительной.

-Докажите справедливость слов М. В. Ломоносова о том, что причастия «служат к сокращению человеческого слова». Для это­ го замените в предложении один из гла голов причастием.

О б р а з е ц: Холодный предутренний ветер прогнал остатки ноч­ ного тумана и растрепал нашу палатку. - Холодный предутренний ветер, прогнавший остатки ночного тумана, растрепал нашу па­ латку.

1) Солнце еще не вошло в силу и греет бережно и ласково.

2) Воздух еще не стал знойным и приятно освежает лицо.

 

В конце урока проводится проверочная работа. Результаты ее должны дать учителю на этом же уроке информацию о степени усвоени я поняти я причастия, об умен ии различать сходные по грамматическим призна кам причасти я и прилагательные. Врем я проведения  и проверки работы -5-7 минут 1 •

1 вариа нт рассчитан на более слабых учащихся, 11 вариант - на более сильных. Следует обратить внима ние школьн иков на то, что в каждой группе заданий может быть не один, а несколько по­ ложительных ответов.

 

 

 

1  О методике  проведения  подобных  работ см.  во вступительной  статье.


1 в а р и а н т

х

1. Найти словосочетание «прич.+сущ.».

1. Чернеющая пропасть;             4.  спелый  крыжовник;

2. черная  ночь;                               5.  теплый  дождь.

3. белого цвета;

х

11. Найти словосочетание «прич. +сущ.».

1. Мокрый снег;                                 4.  лаявшая  собака;

2. синее  небо;                                     5.  темный  горизонт.

3. поспевающий  крыжовник;

х

Ш. Найти словосочетание «прил. +сущ.».

1.. Стоящий мальчик;                  4.  светлое небо;

2. засеянное поле;                          5. собранные грибы.

3. летящая  птица;

х

IV. Найти словосочетание «прич.+сущ.».

1. Болотная  вода;                          4.  мелкий  брод;

2. горячая  печь;                              5.  последний  лист.

3. спеющая  ягода;

Контрольный листок учителя к 1 варианту:

1. 1; 11. 3, 4; Ш. 4; IV. 3.

11 в а р и а н т

х


1. Найти словосочетание

1. Висяща я ла мпа;

2. висячая  лампа;

3. летящая  птица;

 

11. Найти словосочетание

1. Читающий  мальчик;

2. читальный  зал;

3. созревающие зерна;


«прил. +сущ.».

4. зеленеющая  рожь;

5. летучая  мышь;

6. зеленый  дуб.

х

«прил. +сущ.».

4. скошенная трава;

5. каменный дом;

6. поющие  птицы.

х


Ш. Найти словосочетание

1.. На растающий  шум;

2. пожелтевшие листья;

3. высохшая  трава;

 

IV. Найти словосочетание

1. Пахучее  молоко;

2. пахнувшее  белье;

3. молчаливые люди;


«прич. +сущ.».

4. растаявший  снег;

5. низкие облака;

6. желтая рожь.

х

«прич.+ сущ.».

4. кипящий  раствор;

5. орудийные залпы;

6. смотревший  вперед.

35


х

V. Найти словосочета ние «прич. +сущ.».

1. Вспаха нное поле;                  4. горячи й напиток;

2. смеющийся  ребенок;              5. горящий костер;

3. смелы й боец;                     6. покрасневший плод.

Контрол ьный листок учител я ко 11 вариа нту:

1. 2, 5, 6; 11. 2, 5; Ш.  1, 2, 3, 4;  IV. 2, 4, 6; V  1, 2, 5, 6.

Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 9 (соста вить связный рассказ о при­ части и). Уча щимся, допусти вшим ошибки при выполнении про­ вероч ной работы, могут быть дан ы листки с другим вариа нтом, остальн ым - уп р. 56 (по задан ию учебн ика), 57 (выписать при­ части я, указать их вид и время).

 

















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: