Ц е л ь у р о к а: ознакомление учащихся с грамматическими признака ми причастия; формирование умения различать причастия и прилага тельные.
Работа по р а з в и т и ю р е ч и: составление связного устного рассказа на лингвистическую тему; обогащение синтаксического строя речи уча щихся путем использования причастий.
П о в т о р е н и е: грамматические признаки гла гола, прилагательного.
1. Запись в раздел словаря «Говори правильно».
Начавший, отнявший, поднявший.
11. Проверка домашнего задания.
1. Упр. 24 (выборочно).
2. Вызва нный к доске ученик готовит связный рассказ о гла голе как части речи. Напоминаем учащимся, что ответ должен быть полным, логичным. Для подтверждения положений ответа ученик должен привести свои примеры или может воспользоваться приме рами из домашнего упражнения.
111. Морфологический разбор.
У доски два учен ика разби ра ют морфологически слова жидко го (золота) и запылала. Повторение в ходе разбора морфологиче ских призна ков гла голов и прила гательных поможет учащимся ус пешнее овладеть умен ием находить сходн ые с ними призна ки в при части и.
|
|
IV. Объяснение нового материала.
Для объяснен ия используем теннисны й мячик.
- Назовите призна ки мяча: по форме, величине, назначени ю. Ка кие части речи мы используем для этого? (Уча щиеся называют имена прила гательные: маленький, круглый, теннисный.)
- Что можно сказать об этих прила гательных, какие призна ки предмета - постоян ные или временн ые - называ ют они? (По стоянные.)
- Произведем с этим мячом некоторые действия. Какие при зна ки приобретает мяч? (Летящий, падающий, упавший - это признаки мяча по тем действиям, которые с ним соверша ются.)
- Постоянные эти признаки или нет? (Нет, падающий мяч - тот, который падает сейчас, время настоящее; упавший - тот, ко торы й упал, время прошедшее.)
Запись на доске и в тетрадях:
какой? какой?
маленький мяч
* |
кру t глый мяч
какой?
х1
летящий мяч - мяч, который летит (наст. вр.)
* |
пад t ающий мяч - мяч, который падает (наст. вр.)
какой?
тен t нисный м * яч упа t вший м * яч - мяч, который упал (прош. вр.)
По мере объяснения материала под столбика ми делается сле дующа я запись:
постоян ный призна к, из мен яется по родам, чис ла м и падежа м
времен нои признак (настоящее и прошедшее время), изменяется по ро дам, числа м и падежа м
Обра щаем внима ние учащихся на то, что причастие можно за мен ить сочета нием «местоим. который+ гла г.», от которого обра зова но данное причастие (в настоящем или прошедшем времени). Подобной замены с прила гательным сделать нельзя. Кроме того, имена прила гательн ые, ка к пра вило, образуются от существитель ных, причастия же - от глаголов. На пример, проводим словообра зовательный разбор и определ яем, от каких слов образованы сло ва теннисный (от сущ. теннис), летящий (от глаг. лететь).
|
|
- Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от призна ка, обозначенного прила гательн ым?
Делается вывод о том, что причастие обозначает призна к пред мета по действию, проявляющийся во времени; он не является по стоянным.
Из последующих наблюдений учащиеся должны сделать вывод о признаках прилагательного в причастии.
Возвра щаемся к записанным в первом столбике словам. Какую часть речи поясн яет прила гательное? А причастие? (Имя сущест вительное мяч.) Как изменяются прилагательные? причастия?
Вывод: прилагательн ые и причастия измен яются одина ково - по родам, падежам и числа м.
Указываем на призна ки, помога ющие отличать причастие от прила гательного: 1) прилагательное (качественное), как пра вило, можно заменить синонимом, тогда ка к причастие - сочета нием слов который + гла гол, от которого оно образовано, в настоящем или прошедшем времени. Например: редкий лес - негустой лес, редеющий лес - лес, который редеет, редевший вдали лес - лес, который редел вдали; 2) прилагательное и причастие можно различать по морфемному признаку - прила гательные могут иметь
суффиксы -уч-(-юч-), пnичастия - -ащ-(-ящ-): вися ий (замок) (прилагательное) - вися ие (кисти) (причастие); лету ий - ле-
тя / щ \ ии ".
Общий вывод о причастии: отвечает на те же вопросы, что и прила гательное; как прилагательное, изменяется по рода м, числа м и падежам. Отличается от прила гательного тем, что обозначает временной признак.
Синтаксический разбор прецложения М орозы не могут ско вать бушующую водную стихию. При разборе следует обязатель но указать, какими частями речи выражены определения, после че го делается вывод о синтаксической роли причастия в прецложении (может, как и прила гательное, выступать в роли определения).
Приводим слова М. В. Ломоносова о причастиях: «Они служат к сокращению человеческого слова, заключа я в себе имени и гла гола силу».
- Какую же «силу имени» прилагательного заключает в себе при частие? (Делается вывод о признаках прилагательного у причастия.) Объяснение данного материала учитель может построить по на
блюдениям на с. 24 учебника.
V. Закрепление материала.
1.. Соста вьте связный рассказ о причастии по следующему пла ну: что такое причастие; что общего у причастия и прилагательно го, чем они отлича ются; какова роль причастия в прецложении.
2. Запишите в два столбика прилагательные с существитель ными, рядом с ними - однокоренные причастия и наоборот 1 •
1 Во всех записываемых на уроках и дома причастиях (а затем и деепричасти ях) с т р о r о о б я з а т е л ь н о выделяются все суффиксы (rлаrольные, причастий и деепричастий; возвратный суффикс) и окончания (в причастиях).
2 Богданова, 7 кл. 33
О б р а з е ц: темный лес - прилагательное, можно заменить синони мом мрачный; темнеющий лес - причастие, можно заменить - лес, ко торый темнеет.
Синий горизонт (синеющий небосклон), желта я кувшинка (желтею щая нива), колючий еж (колющий предмет), шумный поток (шумящий поток).
3. Подберите к прилагательным и причастиям подходящие по смыслу имена существительные. Выделите суффиксы прилагатель ных и причастий.
Ползущее, ползучее; горящее, горячее; текущая, текуча я; спелая, спе ющая; дремучий, дремлющий.
4. На доске с помощью графопроектора проецируются записа н ные на пленке предложения. Сравните па ры предложений, сделай те вывод о роли причастий в речи. (Работа выполняется устно.)
|
|
1)) Мы встретили ста рика, который 1) Мы встретили старика, кото- жил в избе, котора я стояла на рый жил в избе, стоя щей на опушке леса. опушке леса.
2) Книга, которая лежит на столе, 2) Лежаща я на столе книга уже уже прочитана. прочитана.
3) За столом сидят ученики и чита - 3) За столом сидят ученики, чита - ют книгу. ющие книгу.
Сравнива я предложения, учащиеся приходят к выводу, что упо требление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь более яркой, выразительной.
-Докажите справедливость слов М. В. Ломоносова о том, что причастия «служат к сокращению человеческого слова». Для это го замените в предложении один из гла голов причастием.
О б р а з е ц: Холодный предутренний ветер прогнал остатки ноч ного тумана и растрепал нашу палатку. - Холодный предутренний ветер, прогнавший остатки ночного тумана, растрепал нашу па латку.
1) Солнце еще не вошло в силу и греет бережно и ласково.
2) Воздух еще не стал знойным и приятно освежает лицо.
В конце урока проводится проверочная работа. Результаты ее должны дать учителю на этом же уроке информацию о степени усвоени я поняти я причастия, об умен ии различать сходные по грамматическим призна кам причасти я и прилагательные. Врем я проведения и проверки работы -5-7 минут 1 •
1 вариа нт рассчитан на более слабых учащихся, 11 вариант - на более сильных. Следует обратить внима ние школьн иков на то, что в каждой группе заданий может быть не один, а несколько по ложительных ответов.
1 О методике проведения подобных работ см. во вступительной статье.
1 в а р и а н т
х
1. Найти словосочетание «прич.+сущ.».
1. Чернеющая пропасть; 4. спелый крыжовник;
2. черная ночь; 5. теплый дождь.
3. белого цвета;
х
11. Найти словосочетание «прич. +сущ.».
1. Мокрый снег; 4. лаявшая собака;
2. синее небо; 5. темный горизонт.
|
|
3. поспевающий крыжовник;
х
Ш. Найти словосочетание «прил. +сущ.».
1.. Стоящий мальчик; 4. светлое небо;
2. засеянное поле; 5. собранные грибы.
3. летящая птица;
х
IV. Найти словосочетание «прич.+сущ.».
1. Болотная вода; 4. мелкий брод;
2. горячая печь; 5. последний лист.
3. спеющая ягода;
Контрольный листок учителя к 1 варианту:
1. 1; 11. 3, 4; Ш. 4; IV. 3.
11 в а р и а н т
х
1. Найти словосочетание
1. Висяща я ла мпа;
2. висячая лампа;
3. летящая птица;
11. Найти словосочетание
1. Читающий мальчик;
2. читальный зал;
3. созревающие зерна;
«прил. +сущ.».
4. зеленеющая рожь;
5. летучая мышь;
6. зеленый дуб.
х
«прил. +сущ.».
4. скошенная трава;
5. каменный дом;
6. поющие птицы.
х
Ш. Найти словосочетание
1.. На растающий шум;
2. пожелтевшие листья;
3. высохшая трава;
IV. Найти словосочетание
1. Пахучее молоко;
2. пахнувшее белье;
3. молчаливые люди;
«прич. +сущ.».
4. растаявший снег;
5. низкие облака;
6. желтая рожь.
х
«прич.+ сущ.».
4. кипящий раствор;
5. орудийные залпы;
6. смотревший вперед.
35
х
V. Найти словосочета ние «прич. +сущ.».
1. Вспаха нное поле; 4. горячи й напиток;
2. смеющийся ребенок; 5. горящий костер;
3. смелы й боец; 6. покрасневший плод.
Контрол ьный листок учител я ко 11 вариа нту:
1. 2, 5, 6; 11. 2, 5; Ш. 1, 2, 3, 4; IV. 2, 4, 6; V 1, 2, 5, 6.
Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 9 (соста вить связный рассказ о при части и). Уча щимся, допусти вшим ошибки при выполнении про вероч ной работы, могут быть дан ы листки с другим вариа нтом, остальн ым - уп р. 56 (по задан ию учебн ика), 57 (выписать при части я, указать их вид и время).