Выполнение упражнений №107, №110, №117, №118 в учебнике

Игра-соревнование «Кто быстрее?»

Задание. К каждому слову подберите сначала синоним, затем антоним.

Друг - приятель, товарищ……. враг

Правда – истина…….. ложь, обман

Сладкий – сахарный, приторный……… горький

Добавить – дополнить, включить……….. убавить, исключить

Воля – свобода….. желание - неволя

Счастье – благополучие, благодать, удача….. горе, несчастье

Высоко – за облаками, недосягаемо, возвышенно….. – низко

Легко – свободно, поверхностно, безболезненно, беззаботно… - тяжело.

 

1. Тест по теме «Лексика». Взимопроверка. (Для 5 учащихся)

1) Подберите синоним к слову АЛЫЙ

а) красный б) яркий в) синий

2) Найдите слово в переносном значении

а) горячий кофе б) горячий человек в) горячее солнце

3) Лексическое значение какого слова сформулировано неверно

а) Богатырь — человек большого роста, сильный, крепкого телосложения.
б) Автобиография – описание жизни писателя.
в) Абзац – красная строка, отступ вправо в начале строки.
4) В каком словосочетании выделенное слово имеет прямое значение?

а) золотая пшеница б) спит река в) горят дрова

5) Какое слово не является синонимом?

а) всадник б) наездник в) человек

6) Какое прилагательное можно заменить антонимом «чёрствый»?

а) свежий костюм б) свежий хлеб г) свежий журнал

7)Укажите слова, которые не являются антонимами.

а) небрежность-аккуратность б) пассивный-равнодушный в) мягко-жестко

 

Ключ на обратной стороне доски: 1.а 2.б 3.б 4.в 5.в 6.б 7.б




Работа по картинкам «Антонимы» (Устно)

Чёрный – белый, ночь-день, высокий-низкий, добрый-злой, толстый-худой, больной-здоровый, работает-ленится.

 

3. Проблемная ситуация.

О чем вам говорят термины: общеупотребительные и необщеупотребительные слова? (высказывания учеников)

4. Объяснение новой темы с последующим закреплением.

Тема нашего урока «Общеупотребительные и необщеупотребительные слова» (слайд 1). К акие слова являются общеупотребительными (слайд 2)?

 

Многие слова русского языка известны всему народу. Эти слова являются общеупотребительными, например: вода, земля, небо, птица, зелёный, синий, длинный, идти, думать, говорить. Наша обыденная речь прежде всего строится из общеупотребительных слов, которыми пользуются все люди, говорящие на русскому языке, независимо от места жительства и профессии.

А необщеупотребительные слова делятся на группы: диалекты, профессионализмы и жаргоны (слайд 3).

Упражнение 182 (стр.51) Распределительный диктант. Распределить общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Обоснуйте свой выбор. (Работа у доски)

Книга, быстрина, словарь, мешать, знаменатель, розовый, плетёнки, запах, сумма, плыть, суффикс, лирика, родной, тетрадь, косовица, печать, кислород, страница, кислота, бирюк, атом, скакать.

Книга Быстрина

мешать словарь

розовый знаменатель

запах плетёнки

плыть сумма

родной суффикс

тетрадь лирика

скакать кислота

косовица

кислород

бирюк

атом

- Какие из слов во 2-м столбике вам показались незнакомыми?

Ответы учащихся: плетёнки, косовица, бирюк, быстрина.

- Вот о таких необщеупотребительных или ограниченных в употреблении словах сегодня и пойдет речь.

 

Слайд №4-5. Диалектные слова – слова местных говоров, распространенные среди жителей определенной территории. Например, Коса – литовка, петух – кочет, гадюка – козюля, сарай – стайка, крынка – махотка, кошелек – гомонок, лужа – лыва.

Слайды №8-13. Давайте прочитаем одну историю (чтение по ролям)

Получил Коля сразу два письма: от маминой мамы с севера и от папиной – с юга. Обе бабушки в гости зовут.

«В избе у нас места всем хватит…»

«Хата у нас просторная…»

«К речке узенькая тропинка ведет»

«Добежишь до речки по стежке»

«Утром рано петух тебя разбудит»

«По утрам станет кочет тебя будить»

«Кто такой «кочет»? – подумал Коля. – Поеду уж лучше на север».

Но пока он собирался, обе бабушки приехали в гости к ним. Послушали бы вы их разговор!

Хотя обе они говорили по-русски, но иногда не понимали друг друга.

- Это что же за дерево такое – ветла?

- Иву у нас так называют.

- А у нас ее зовут лоза.

- День был ведренный, - рассказывает бабушка с севера.

- Какой?

-Хороший, значит, солнечный.

- Кочет наш красавец, только вот задира, забияка.

Тут-то Коля не выдержал и спросил:

- А кто такой кочет?

Все рассмеялись:

- Да это же петух!

Слайд №14. Почему же так по-разному говорят бабушки?

Ответы учащихся.

Слайд 15. Послушайте отрывок из стихотворения С.Есенина «В хате». Какие слова стихотворения вам непонятны?

Пахнет рыхлыми драчёнами;

У порога стынет квас,

Над печурками точёными

Тараканы лезут в паз.

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

Ученики: - Непонятны слова драчёна, дёжка, паз, махотка, печурка.

Информация для учеников. (Раздаточный материал взят из словаря В. И. Даля)

Драчёна – кушанье из картофеля и муки с молоком и яйцами; дёжка – деревянная кадка для теста; паз – узкая щель между кирпичами и досками; махотка крынка, горшок, кувшин; печурка – углубление в стене русской печки, куда кладут для просушки разные вещи.

Учитель: - Как думаете, ребята, для чего Сергей Есенин в своем стихотворении употребил так много диалектных слов?

Ученики: - Для того чтобы передать колорит русской хаты, сделать стихотворение более образным, живым.

Учитель: - Совершенно верно,

Учитель: - Некоторые наиболее употребительные диалектные слова включаются в толковые словари с пометой обл., областное. Существуют специальные диалектные словари. Много диалектных слов в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля.

5. Закрепление изученного материала.




Выполнение упражнений №107, №110, №117, №118  в учебнике.

Вывод: Для чего же нам нужны диалектные слова? Чтобы передать особенности русской речи той или иной областей, придать колорит.

Слайд 17. Профессиональные слова.

Профессиональные слова – слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.

Значения профессионализмов, или специальных слон, разъясняются в особых словарях — справочниках, энциклопедиях. Но наиболее употребительные профессионализмы даются в толковых словарях. Может быть, кто- нибудь обратил внимание, с какой пометкой они даются? Заглянем в словарь. (Ответы детей)

Работа со словарем С.И. Ожегова (обращаем внимание на фотографию на доске).

Учитель пишет на доске правильный вариант (спец.)

Кроме пометки спец. в словарях, вы можете встретить и такие: морск., техн.. мед. и другие. На что указывают эти пометы?

Пометы морск., техн., мед. и другие указывают, с какими именно специальностями связаны те или иные профессионализмы.

6. Физминутка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: