Венская классическая школа

На протяжении XVIII века в ряде стран (Италии, Германии, Австрии, Франции и других) происходили процессы формирования новых жанров и форм инструментальной музыки, окончательно сложившихся и достигших своей вершины в так называемой «венской классической школе» - в творчестве Гайдна, Моцарта и Бетховена.

В XVIII веке в условиях феодально-абсолютисткого строя композиторы вынуждены были находиться на службе при дворах местных князей-феодалов. Но общаться с широкими кругами слушателей, с народом многие из композиторов могли преимущественно через церковь, где они работали в качестве капельмейстеров и органистов. Один из самых великих музыкантов – Иоганн Себастьян Бах – почти всю жизнь работал в церкви, что обусловило преобладание в его творчестве религиозных сюжетов и форм церковной музыки (мессы, пассионы, духовные кантаты), в которые он облёк передовые гуманистические идеи, жизненные реалистические образы. Работа в церкви и в связи с этим требования органного и хорового исполнительства определили господство полифонического письма в творчестве И.С.Баха, а также многих его современников и предшественников (особенно в Германии). Но с развитием исторически передового в ту эпоху класса буржуазии, с ростом демократической идеологии повсеместно (и в том числе в странах немецкого языка) появляются в большом числе очаги светской общественно-концертной жизни, свободные от влияния церковной идеологии, увеличивается количество оркестровых капелл, число ансамблевых и сольных концертов.

Стилистический перелом в музыке XVIII века. Эти изменения в практике общественного музицирования вызвали музыкально-стилистический перелом и появление новых музыкальных жанров и форм. Если ранее господствующими монументальными жанрами были оратория, месса и опера, то теперь (наряду с оперой) большое общественное значение стала приобретать симфония.

Этот перелом коснулся также многих сторон музыкального языка. Вместо полифонической фактуры большое значение приобрела гомофонно-гармоническая фактура, но пи этом в крупные инструментальные произведения зачастую включались полифонические эпизоды, динамизирующие музыкальную ткань.

Сонатно-симфонический цикл. Среди многочисленных жанров инструментальной музыки гомофонно-гармонического склада выделяются произведения для инструментов соло (сонаты, концерты), ансамбли для небольшого числа исполнителей (трио, квартеты, квинтеты) и симфонии для оркестра. Каждый из этих жанров, независимо от состава и количества исполнителей, представляет собой цикл, состоящий из нескольких (трёх или четырёх) разнохарактерных частей, - так называемый сонатно-симфонический цикл.

В трёхчастный цикл входят следующие части: сонатное allegro, медленная часть, финал. В четырёхчастном цикле между медленной частью и финалом находится менуэт. Каждая часть имеет свои закономерности построения и развития.

Разумеется, такой сонатно-симфонический цикл в его законченном и совершенном виде сформировался не сразу. В его становлении участвовали различные национальные школы, различные композиторы XVIII века. Это был достаточно сложный и интересный процесс, приведший к кристаллизации так называемого классического стиля в инструментальной музыке.

Развитие классического стиля в инструментальной музыке. Выдающуюся роль в развитии инструментальной музыки XVIII века сыграли итальянские и немецкие композиторы: Д.Скарлатти (1685-1757), Дж.Саммартини (1704-1774), Дж.Перголези (1710-1736), сыновья И.С.Баха – Вильгельм Фридеман (1710-1784), Филипп Эммануил (1714-1788) и Иоганн Христиан (1735-1782).

В формировании классического стиля в симфонической музыке велика роль чешских музыкантов как в самой Чехии, так и за её пределами. Особенно важно значение оркестровой капеллы в немецком городе Мангейме, руководимой чешскими капельмейстерами и композиторами: Я.Стамицем (1717-1757), Ф.Рихтером (1709-1789), Х.Каннабихом (1736-1798) и другими. Они и явились создателями школы симфонизма, известного под названием «мангеймской школы».

В формировании классического инструментализма немалую роль сыграли и французские музыканты Ж.Ф.Рамо (1683-1764) и Ф.Ж.Госсек (1734-1829).

Социальное положение музыкантов в XVIII веке. В условиях феодально-абсолютисткого строя XVIII века многие композиторы работали камерными музыкантами, капельмейстерами при королевских, императорских дворах и при дворах местной аристократической знати. Каждый вельможа, князь или граф, соперничая с другими аристократами, стремился придать своему двору наибольший блеск и великолепие. Этому способствовали придворные театры, оркестровые и хоровые капеллы, камерные ансамбли, служившие для развлечения придворного общества.

Аристократическая знать часто привлекала к себе на службу выдающихся виртуозов и композиторов. Несмотря на унизительное положение придворных музыкантов и вопреки отсталым вкусам большинства аристократов, они создавали произведения, проникнутые народной песенностью и танцевальностью и обладавшие высокой общественной значимостью.

Многочисленные придворные оркестровые капеллы и небольшие камерные ансамбли в Праге, Вене, Лондоне, Париже, Милане, Дрездене, Штутгарде, Мангейме и во многих других европейских центрах сыграли важнейшую роль в развитии и распространении высокой инструментальной культуры. Так постепенно складывается классический стиль в музыке, достигшей высокой степени совершенства в венской классической школе.

Венская классическая школа. Венская классическая школа, органически впитавшая в себя передовые достижения национальных музыкальных культур, сама была явлением глубоко национальным, коренилась в демократической культуре австрийского народа.

Вена, в которой к последней трети XVIII века сложились благоприятные условия для расцвета музыкального классицизма, была столицей феодально-абсолютисткой монархии Габсбургов. В состав этой монархии входили земли, населённые многими народами: собственно Австрия, являющаяся одной из стран немецкого языка, Венгрия, Чехия, Моравия, Словакия, Хорватия, Словения, Штирия, Босния, Далмация, Герцеговина, Истрия, Тироль, некоторые польские и украинские области и т.д. Все эти земли образовали так называемую «лоскутную» империю, отличавшуюся достаточно пёстрым населением по своему национальному составу: австрийские немцы, венгры, славянские народы (чехи, сербы, хорваты, поляки и другие). Таким образом, Вена являлась столицей многонациональной империи. 

Всё это сказалась на музыкальном фольклоре Вены, бывшей одним из музыкальнейших городов Европы. На перекрёстках улиц, в общественных садах и парках, ресторанах и кабачках, в центре города, на его окраинах и в предместьях, в частных домах среднего бюргерства и в салонах аристократической знати – везде звучала музыка. Со всех концов многонациональной империи в Вену стекались народные музыканты, часто объединявшиеся в небольшие ансамбли. Улицы города оглашались звуками песен и танцев разных народов; среди них одним из излюбленных танцев был австрийский крестьянский лендлер – трёхдольный танец, из которых впоследствии развился вальс. Органическое сочетание немецких, венгерских, итальянских, славянских, тирольских истоков послужило интонационной базой творчества венских классиков.

Передовое искусство XVIII века и, в частности, искусство венских классиков по-своему, соответственно, местным национальным и историческим условиям, отражало идеи века Просвещения, призывавшие к господству разума, к борьбе с суевериями, насаждавшимися церковью. Эти идеи в сочетании со светлым оптимизмом и высоким гуманизмом составляли жизненное содержание творчества венских классиков. Окружающая жизнь, картины народного быта, радости и скорбные раздумья, явления природы и душевные переживания нашли яркое воплощение в их музыке.

Почти все крупные инструментальные сочинения Гайдна и Моцарта представляют собой сонатно-симфонические циклы. Но, в симфониях, сонатах, концертах и квартетах Гайдна и Моцарта, выдержанных в традиционных исторически сложившихся формах, всегда определяющим началом было содержание. Форма же, даже традиционная, оказывалась достаточно гибкой и каждый раз как бы заново создавалась в полном соответствии с данным образным содержанием. Тематический материал в произведениях Гайдна и Моцарта отличается яркостью и рельефностью образов, всегда носит печать своеобразной и неповторимой индивидуальности композитора. Кроме того, Гайдн и Моцарт ввели новые приёмы и средства тематического развития, чрезвычайно его обогатившие.

Искусство венских классиков внесло в мировую музыкальную культуру мощную реалистическую и демократическую струю, основанную на богатствах народного творчества, и потому оно сохранило для нас всю ценность и художественную значимость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: