Общие требования и организационные особенности взаимосвязи между муниципальной программой и системой управления проектами

В настоящее время, как показывает практика, при реализации государственных и региональных программ в рамках которых, реализуются социальные и инфраструктурные проекты в различных сферах деятельности, наблюдаются серьезные отклонения по срокам введения в эксплуатацию разрабатываемых проектов. В этой связи происходит неэффективное использование финансовых и материальных ресурсов и как следствие их потеря. Таким образом, можно говорить о том, что не реализуемые или «зависшие» проекты отражаются на государственных и муниципальных программах, которые в свою очередь являются основным инструментом реализации стратегии социально-экономического развития.

В рамках методических рекомендаций Минэкономразвития РФ под проектом понимается комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального результата в условиях временных и ресурсных ограничений. В свою очередь, программа в рамках проектного управления – это комплекс взаимосвязанных проектов и необходимых организационных изменений, направленных на достижение стратегической цели[1]. Однако с учетом прикладной направленности проводимого исследования (государственное и муниципальное управление) в Федеральном законе № 172 от 28 июня 2014 года «О стратегическом планировании в Российской Федерации» содержатся следующие виды программ[2]:

- государственная программа Российской Федерации - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

- государственная программа субъекта Российской Федерации - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

- муниципальная программа - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования;

Однако, в представленных трех определениях содержится слово, определение которого напрочь отсутствует в 172-ФЗ. В этой связи, по мнению большинства исследователей, происходит некорректное понимание данных понятий. По мнению ряда исследователей отсутствие определения «мероприятие» в 172-ФЗ не дает четкого представления об исчерпывающим содержании мероприятия в рамках программы. В этой связи целесообразно мероприятие декомпозировать на проект. После чего сам проект еще более подробно декомпозировать на задачи.  

В рамках научно-исследовательской работы, кроме понятий «проект» и «программа», предлагается применять понятие «портфеля проектов и программ». Необходимо отметить, что категория портфель проектов и программ по своему содержанию эквивалентно категории «программа комплексного социально-экономического развития (СЭР)», которая включает в себя «совокупность проектов и программ (региональных и национальных), объединенных в целях эффективного управления ресурсами для обеспечения требуемых (заданных) результатов деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления[3].

В соответствии с теми же рекомендациями, Минэкономразвития РФ основной целью управления проектами (проектного управления) является обеспечение достижения целей (стратегических) ИОГВ путём планирования, организации и контроля трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов проекта (программы, портфеля проектов).

Обозначим ключевые пробелы в нормативно-правовой базе, которые препятствуют внедрению проектного управления:

1. Отсутствие правового статуса и нормативного закрепления терминов «проект» и «проектное управление»:

- Государственные органы власти неактивно используют данный механизм в своей деятельности и не имеют правовой возможности использовать данные термины в нормативных правовых документах.

2. Отсутствие требований к применению принципов проектного управления при разработке и реализации госпрограмм, госпрограмм субъектов РФ и муниципальных программ:

- Отсутствуют основания в части необходимости применения принципов проектного управления при реализации госпрограмм, госпрограмм субъектов РФ и муниципальных программ;

- Отсутствуют единые требования к организации проектного управления.

3. Отсутствие требований о наличии специальных знаний и умений у госслужащих в области проектной деятельности:

- Недостаток специалистов в области вопросов проектного управления в государственном и муниципальном секторе.

    Таким образом, с учетом выше изложенного, возникает необходимость в изменении следующих нормативно-правовых и подзаконных актов:

- Федеральный закон от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

- Федеральный закон от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

- Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 № 588 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации».

- Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.11.2013 № 690 «Об утверждении методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации».

Таким образом, только после устранения всех выявленных недостатков можно говорить об эффективном функционировании и гармонизации проектного управления на государственном и муниципальном уровне. В этой связи, проектное управление будет являться эффективным инструментом совершенствования не только системы административного управления муниципалитетом, но и системы контроля и реализации муниципальных программ и как следствие четкое достижение цели стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: