Тема: Элементы народного танца

Цель: Познакомить с особенностью исполнения народного танца.

Основные элементы русского народного танца

 

Позиции ног. Позиции и положения рук. Положения рук в групповых танцах. 1. Круг 2. «Звездочка» 3. «Карусель» 4. «Корзиночка» 5. «Цепочка» Движения рук. Обращение с платочком (жен.) Наиболее характерные положения рук с платочком у девушек. Наиболее характерные положения рук у юношей. Шаги (Простой –Переменный) Дроби Основные движения русского народного танца. Позиции ног В народном танце используется: 1. 5 выворотных положений классического танца - I, II, III, IV, V. 2. 5 прямых: I прямая - обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп. II - обе ноги поставлены параллельно на расстоянии стопы друг от друга. III - обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп; каблук одной ноги находится у середины стопы другой. IV - обе ноги поставлены на одной прямой линии друг перед другом на расстоянии стопы. V - обе ноги поставлены по одной линии друг перед другом; каблук одной ноги соприкасается с носком другой. 3. 5 свободных. Во всех 5 свободных позициях ноги поставлены так, что стопы находятся в направлении между соответствующими открытыми прямыми позициями. 4. 2 закрытые: I - обе ноги повернуты внутрь и поставлены носками вместе; каблуки разведены в сторону. II - обе ноги повернуты внутрь и поставлены друг от друга на расстоянии стопы между носками; каблуки разведены в стороны. Во всех перечисленных позициях тяжесть корпуса распределена равномерно на обе ноги, ноги в коленях вытянуты. Позиции и положения рук 1. 7 позиций: I, II, III позиции аналогичны I, II, III позициям рук классического танца. IV - руки согнуты в локтях, кисти лежат на талии; большой палец сзади, 4 других, собраны вместе, спереди. Плечи и локти направлены в стороны по одной прямой линии. V - обе руки скрещены на уровне груди, но не прикасаются в корпусу. Пальцы, собраны вместе, лежат сверху плеча разноименной руки, чуть выше локтя. VI - обе руки согнуты в локтях, которые слегка приподняты и направлены в сторону. Указательные и средние пальцы прикасаются к затылку. VII -обе руки согнуты в локтях и заложены за спину на талию. Запястье одной руки лежит на запястье другой; ладони повернуты вверх. 2. Подготовительное и 2 основных положения. Подготовительное положение - обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти свободны и повернуты ладонью к корпусу. Первое положение - обе руки, округлые в локтях, раскрыты в стороны на высоте между подготовительным положением и второй позиции: кисти находятся на уровне талии; пальцы свободно собраны и открыты, ладони слегка повернуты вверх. Второе положение - обе руки округлены в локтях, раскрыты в стороны на высоте между III и II позициями; пальцы свободно собраны и открыты, ладони слегка повернуты вверх. В первом и втором положении возможен перевод рук вперед и назад. Уровень рук при этом не изменяется. Положения рук в групповых танцах В русских танцах исполнители держатся за руки или за платочек, образуя разнообразные рисунки - построения. Руки при построении таких фигур могут быть подняты вверх, раскрыты в стороны, опущены вниз и т.д. Фигуры могут образовываться одними девушками или юношами или юношами и девушками вместе. 1. Круг В этой фигуре число участвующих не ограничено, однако их должно быть не менее трех человек. Юноши и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят под небольшим углом от корпуса вниз или на верх. Движения по кругу, как правило, идут по часовой стрелке. Сделав мягкий полуоборот корпусом по ходу движения, юноши и девушки идут простым шагом или переменным, а также переменным шагом с притопом. 2. «Звездочка». Юноши и девушки, стоя в затылок друг другу по кругу, соединяют в центре образовавшегося круга правые или левые руки. Противоположные руки находятся в третьем или первом положении. Эта фигура может быть построена как из четного, так и из нечетного числа участвующих, однако не менее трех и не более восьми человек. В этом построении можно двигаться по кругу простым или переменным шагом, а также шагом с переступанием. 3. «Карусель». Основой этой фигуры является «звездочка». Юноши образуют правыми руками «звездочку», а левыми держат правые руки девушек. В построении этой фигуры может участвовать не менее трех, но не более восьми пар. 4. «Корзиночка». Она образуется из двух кругов - круг в круге. Стоя лицом к центру, юноши и девушки берутся за руки, образуя каждые свой круг. Внешний состоит из юношей, а внутренний из девушек. «Корзиночка» движется «гармошкой» или «припаданием». Головы исполнителей повернуты по ходу движения, к своему партнеру или к центру круга. 5. «Цепочка». Участвующие стоят в одну линию, касаясь локтями друг друга. Руки согнуты в локтях и подняты перед собой на уровне груди. Правая рука, описав полукруг сверху вниз, опускается локтем на левую руку стоящего справа партнера и, продолжая движение, проходить под его левой рукой. «Цепочка» может двигаться и вправо и влево «гармошкой» или «припаданием». Головы повернуты по ходу движения или сохраняют прямое положение. Шаги 1. Простой Движение занимает 1/2 такта. Исходная позиция ног - I свободная. А) С продвижением вперед. На каждую четверть, начиная с правой ноги делается по одному шагу. Юноши ставят ногу на всю стопу; шаги широкие. Девушки в начале ставят ногу на низкие полупальцы, затем мягко опускают ее на всю стопу. Б) С продвижением назад. Первая четверть - правая нога делает шаг назад на низкие полупальцы и опускается на всю стопу. Левая слегка сгибается в колене и остается впереди; каблук слегка приподнят над полом. Вторая четверть - тот же шаг с левой ноги. 2. Переменный. Движение занимает один такт. И.п. - I свободная. А) С продвижением вперед. Первая четверть первая восьмая - шаг правой ногой вперед, вторая восьмая - шаг левой ногой вперед. Вторая четверть первая восьмая - шаг правой ногой вперед, вторая восьмая - пауза. Б) С продвижением назад. 3. Переменный с притопом. Движение занимает один такт. А) С продвижением вперед. Первая четверть первая восьмая - шаг правой ногой вперед, вторая восьмая - шаг левой ногой вперед. Вторая четверть первая восьмая - одновременно с шагом правой ногой вперед левая слегка поднимается над полом, вторая восьмая - левая нога с одновременным ударом в пол опускается на всю стопу. Девушки выполняют притоп легко, каблучком. Юноши - сильно, всей стопой. Б) С продвижением назад. Выполняется также, как и переменный шаг назад. Притоп выполняется также, как и в шаге с продвижением вперед. 4. Переменный с каблука. Движение занимает один такт. И.П.- I свободная. Затакт - небольшое полуприседание на обеих ногах. Руки поднимаются в стороны между подготовительным и третьим положением. Первая четверть. Первая восьмая - шаг правой ногой вперед на ребро каблука; нога в колене вытягивается. Левая рука, сгибаясь в локте, поднимается до уровня груди; кисть сжата в кулак, Правая рука заводится за спину. Вторая восьмая - левая нога на низких полупальцах приставляется в прямом положении к каблуку правой, как бы подбивая его. Вторая четверть - первая восьмая - притоп всей стопой правой ноги с небольшим продвижением вперед; в момент притопа колено слегка сгибается. Вторая восьмая - пауза. 5. С переступанием. Движение занимает один такт. И.П.- I прямая. Первая четверть первая восьмая - небольшой шаг правой ногой вперед на всю стопу. Вторая восьмая - левая нога сгибаясь в колене, делая шаг, опускается в первую прямую позицию на всю стопу, чуть впереди правой в полуприседании. Одновременно правая нога сгибается в колене и приподнимается над полом. Вторая четверть - первая восьмая - правая нога подводится к левой и мягко опускается на пол на всю стопу в первую прямую позицию. Вторая восьмая - пауза. Дроби Дроби состоят из удара всей стопой - притопа и ударов полупальцами подушечкой стопы и каблука. Удары могут быть одинарные и двойные. На основе этих ударов создаются различные ритмические композиции - дроби. Все удары и выстукивания в дробях должны быть резкими, четкими, ритмичными и легкими. 1. Дробная дорожка. Движение может выполняться на месте и с продвижением вперед. Первая четверть первая восьмая - небольшой перескок вперед на всю стопу левой ноги. Правая сгибается в колене, и с «сокращенной» стопой слегка отделяется от пола в прямом положении. Вторая восьмая - удар каблуком правой ноги в пол по I прямой позиции. Вторая четверть - движение повторяется. 2. Дробь с подскоком. Движение занимает 1/2 такта. Затакт - одновременно с небольшим подскоком на левой ноге правя сгибается в колене и слегка отделяется от пола. Первая четверть Первая восьмая - одновременно с ударом свей стопой в пол левая нога опускается по I прямой позиции, а правая делает резкий удар каблуком у каблука левой, а затем стопой по первой прямой позиции. Одновременно со вторым ударом правая нога ставится на всю стопу, а левая отделяется от пола. Вторая восьмая - небольшой подскок на правой ноге. Существуют еще несколько видов дробей: «мелкая разговорная дробь», «в три ножки», «дробь хромого» (трех четвертная), тройные поочередные выстукивания. В) Основные движения русского народного танца. «Гармошка». Движение занимает один такт. И.П.- I свободная. «И» - каблук павой и носок левой ноги слегка приподнимаются над полом и скользящим движением переводятся вправо. «1» - Каблук и носок опускаются на пол, носки соприкасаются. «И» - Носок правой и каблук левой ноги приподнимаются над полом и скользящим движением переводятся вправо. «2» - Каблук и носок опускаются на пол, каблуки соприкасаются. «Ковырялочка» Движение занимает один такт. И.П.- I свободная. Бывает двух видов: без подскоков и с подскоками. «И» - одновременно с поворотом корпуса влево на левой ноге правая, сгибаясь в колене, делает сильный взмах от колена назад - вправо. «1» - правая нога, полусогнутая в колене опускается носком в пол; пятка направлена вправо. «И» - одновременно со скользящим движением левой ноги, корпус и голова поворачиваются к правой ноге. Одновременно правая нога, вытягиваясь в колене, поднимается вперед на 45 о. «2» - правая нога опускается на пол на ребро каблука в ту точку, где был носок; подъем сокращен. «Ковырялочка» очень хорошо комбинируется с «гармошкой», припаданием, дробями и другими основными элементами русского танца. «Веревочка» Движение бывает пяти видов: простая, с двойным ударом, простая с переступанием на всю стопу или на ребро каблука, с дойным ударом с переступанием на всю стопу или ребро каблука или с двойным ударом с переборами. Простая. «И» - с небольшого приседания с проскальзыванием левой ноги вперед правая, сгибаясь в колене поднимается с боку левой, слегка прикасаясь к ней, и на уровне икроножной мышцы переводится назад. «1» - правая нога опускается позади левой, с левой от каблука в перекрещенное положение. «И 2» - движение повторяется. «Маятник». Виды: с подскоком на полупальцах, с подскоком на всей стопе. «Моталочка» И.П. - I прямое. Движение занимает один такт. «1» - левая нога присогнутая в колене делает небольшой подскок и опускается на всю стопу. Правая, сгибаясь в колене поднимается назад. «И» - правая нога, опускаясь, делает мазок ребром каблука или всей стопой по полу и поднимается вперед на 45 о. «2» - небольшой подскок на всей стопе левой ноги положение правой ноги меняется. Движение повторяется с другой ноги. «Молоточки». Движение занимает 1/2 такта. И.П. - I прямое. «1» - после небольшого подскока на обеих ногах левая с присогнутым коленом опускается на низкие полупальцы; колено направлено вперед. Правая сгибается в колене и с «сокращенной» стопой резко поднимается в прямом положении от колена назад - вверх, носок направлен в пол. «И» - короткий удар в пол полупальцами правой ноги, присогнутой в колене, около каблука левой. После удара согнутая в колене нога сразу резко, акцентировано отскакивает в прямом положении назад - вверх. Колено правой ноги не должно отходить далеко вперед или назад от колена левой. «Хлопушки». «Хлопушки» характерны для мужской пляски. Виды: одинарные хлопки и удары - фиксирующие, одинарные хлопки и удары - скользящие, двойные хлопки и удары, строенные хлопки и удары. Из одинарных, двойных и тройных хлопков составляют хлопушечные комбинации. «Полуприсядка». 1. С открыванием на ребро каблука, 2. С открыванием ноги на воздух, 3. Разножка - в стороны, на ребро каблука, 4. Разножка - вперед - назад. Движение занимает один такт. И.П. - I прямое. «И» - небольшой подскок на обеих ногах. «1» - резкое и глубокое полное приседание. «И» - пауза. «2» - одновременно с резким подъемом из глубокого приседания обе ноги, вытягиваясь в колене, разводятся: левая вперед на ребро каблука, а правая - назад на полупальцы. «И» - пауза. Виды полной присядки: «Гусиный шаг», «Мяч», «Ползунок», «Закладки». Полуприсядки и присядки могут исполняться на месте и с продвижением вперед или в сторону, с поворотами. Они могут сочетаться и выполняться вместе с другими элементами - «ковырялочкой», «хлопушками», прыжками и рядом других элементов.  

А сейчас предлагаю перейти по ссылкам и посмотреть движения народного танца:

 

https://cloud.mail.ru/public/3o1o/TdEQd7urn

 

https://yadi.sk/i/1WJMajep3rEq0Q

 

https://yadi.sk/i/Otz0X2zTIQ-Zzg

 

После просмотра можно попробовать выполнить некоторые движения.

 

Снимите ваш результат на видео и присылайте на почту 79kuzia79@mail.ru или сообщением в контакте https://vk.com/id254577193.

Приятного просмотра!

Желаю вам хорошего настроения и крепкого здоровья!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: