В структуру утвержденного профессионального стандарта педагога входит четыре уровня образования дошкольное, начальное, основное и среднее основное образование), модули предметного обучения по математике и русскому языку, описание трудовых функций или функциональной карты вида профессиональной деятельности в традиционной триединой цели обучения, воспитания и развития, а также требований к образованию и обучению педагога, его опыта и условий допуска к работе. Все эти компоненты документа направлены на достижение поставленной цели: «оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение)».
Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляется обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. В соответствии с законом, сегодня любая школа вправе реализовывать программы дошкольного образования. Отсюда возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя.
|
|
Профессиональный стандарт предполагает формирование пяти новых профессиональных
· компетенций у педагога:
· работа с одаренными учащимися;
· работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
· преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным;
· работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии;
· работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Требования к образованию и обучению, требования к опыту практической работы педагога указаны в профессиональном стандарте педагога дополнительного образования детей и взрослых, утвержденном Приказом Минтруда России N 613н от 08.09.2015г.
Ответственная организация-разработчик профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых - ФГАУ "Федеральный институт развития образования" (ФГАУ "ФИРО"), город Москва, директор Асмолов Александр Григорьевич.
Основная цель вида профессиональной деятельности, согласно профстандарту
· организация деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций;
· создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации;
|
|
· обеспечение достижения обучающимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.
В профессиональном стандарте выделяют три обобщенные трудовые функции:
Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам.
Определяет профессиональную деятельность следующих должностей: педагог дополнительного образования, старший педагог дополнительного образования, тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель, преподаватель
Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ характеризует профессиональную деятельность методиста организации дополнительного образования.
Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ раскрывает суть профессиональной деятельности педагога-организатора.
Каждая трудовая функция определяет конкретные трудовые действия, необходимые умения, знания для осуществления эффективной профессиональной деятельности.
Для педагога дополнительного образования детей и взрослых определены 5 трудовых функций:
1. Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы.
2. Организация досуговой деятельности обучающихся.
3. Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания.
4. Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы.
5. Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Требования к образованию педагогических работников.