Приведем некоторые свидетельства о церемониях и одеждах, которые носили при дворе «дикого азиата» Тимура.
Де Клавихо сообщает:
«Этот царский внук, по их обычаю, был очень наряден: на нем было платье из голубого атласа с золотым шитьем в виде кругов — по (одному) кругу на спине,.на груди и на рукавах. Шапка его украшена крупным жемчугом и (драгоценными) камнями, а вверху красовался очень яркий рубин».
Нетрудно узнать в этом описании хорошо известное нам торжественное одеяние русских царей с бармами-кругами на спине и на груди и с шапкой Мономаха. В средневековой портретной живописи русские цари изображались также и не в очень торжественной одежда, наиболее характерной особенностью которой был длинный (войлочный?) колпак на голове. Это видно, например, на гравюрах XVI века из первых изданий книги Герберштейна, воспроизведенных в книге Р. Г. Скрын-никова «Иван Грозный» (М., 1983).
Далее, Г. Вамбери («История Бухары». Спб., 1873) пишет: «В торжественных случаях Тимур надевал широкий шелковый халат, а на голове носил длинную коническую войлочную шляпу с продолговатым рубином на верхушке, осыпанной жемчугом и драгоценными камнями. В ушах он носил большие и дорогие серьги по монгольскому обычаю».
Кстати, обычай ношения серьги в ухе сохранялся у казаков до XX века. Иванин, конечно, не может пройти мимо очевидного сходства обычаев тимуровского двора и русского царского двора и отмечает:
«По всей вероятности... церемониал... был общий во всех ханствах, управлявшихся потомками Чингисхана. Л
298
от ханов Золотой Орды некоторые придворные обычаи перешли и ко двору московских князей».
Собственно, ничего нового тут нет — о «монгольском происхождении» обычаев при московском дворе нам уже известно. Согласно нашей гипотезе о тождестве Монголии и Руси, Орды и. казачьих регулярных войск Русского государства, ханов и русской военной знати, так и должно было быть.
ТАМЕРЛАН И ИВАН III
Есть много параллелей в жизнеописаниях Тамерлана и русского великого князя Ивана III — современника турецкого султана Магомета II, завоевателя Константинополя. Эти параллели обнаружены М. Г. Нико-новрй.
Как отмечалось выше* в русских источниках хранится подозрительно странное молчание о захвате турками Константинополя в 1453 году. Немногие дошедшие до нас отголоски русского отношения к этому событию показывают, что это отношение было скорее благожелательным к туркам. Более того, на наш.взгляд, турецкое завоевание XV века было просто продолжением русского «монгольского» завоевания XIV века. След крупной ссоры между Русью и Константинополем как раз перед завоеванием Константинополя в 1453 году сохранился и в скалигеровско-романовской «вычищенной» истории. Известно, что за 14 лет до взятия Константинополя церковные отношения между Русью и Константинополем были разорваны и русский митрополит-грек был вынужден бежать из Руси.
Понятно отсутствие документов о взятии русскими Константинополя в отечественных архивах (по крайней мере, среди тех, которые опубликованы). Естественно, все такого рода документы были уничтожены или далеко спрятаны в XVII веке, когда Романовы, собираясь по договоренности с Западом «освободить» Константинополь от захвативших его турок, не хотели вспоминать о том, что русские как раз и были теми «турками», которые Константинополь брали. Тем не менее многочис-
299
ленные отголоски этого, конечно, знаменитого на Руси события остались в русских летописях и в русском народном творчестве XVII—XVIII веков.
Время захвата Константинополя турками — это
эпоха Ивана III в русской истории. Таким образом,
между Иваном III и Магометом Н-Тамерланом должна
была существовать тесная связь. Их даже могли путать в
некоторых документах. '
Наличие какой-то связи между Иваном III и Тамерланом-Магометом II косвенно подтверждается тем, что:
а) в дипломатических отношениях между Тамерла
ном и Западной Европой посредником со стороны Та
мерлана постоянно выступал некий загадочный «архие
пископ Иоанн». Он фактически представлял Тамерлана
перед западноевропейскими государями и вел его пере
писку;
б) в истории Чингисхана, которая в значительной
степени является отражением истории Тамерлана,
очень большую роль играл некий «поп Иван» или «пре
свитер Иоанн», который якобы одновременно являлся,
и священником, и главой могущественного государства.
«Поп Иван» был исключительно знаменитой личностью
своего времени. Он постоянно упоминается в средневе
ковых хрониках. Но о ком именно идет речь, историки
толком не знают. В этой связи вспомним, что оригинал
«внука Чингисхана» Батыя — это Иван Калита. Иван
Калита жил в XIV веке, близко по времени от Тамерла
на.
Но в образе Ивана Калиты есть и более поздний слой, спустившийся вниз из XV века при очень сильно выраженном в истории Руси глобальном 100-летнем сдвиге. Это слой от великого князя Ивана III (он же «хан Иван» (см. выше). Таким образом, возникает цепочка дубликатов (здесь строки дублируют друг друга):
Магомет II, | Иван III; | |
= Тамерлан, | архиепископ Иоанн, | Иван Калита; |
«Чингисхан, | поп Иван, | Батый. |
300