Методические материалы к уроку

Понедельник)

Дисциплина: «Всеобщая история»

Группа 78

Урок № 39

Тема. Военная повседневность.

Цель: рассмотреть особенности повседневной жизни населения в годы войны.

 

Методические материалы к уроку.

Вторая мировая война оказалась тяжелейшим испытанием для жителей многих стран, особенно тех, на территориях которых проходили бои и которые
оказались в зоне оккупации войск противника.

«Новый порядок», установленный гитлеровскими нацистами, итальянскими фашистами и японскими милитаристами в захваченных государствах, означал
ликвидацию демократических свобод и распространение массовых
репрессий не только против активных борцов с оккупационными властями, но и против всех «неполноценных», с точки зрения захватчиков, народов. Вся Европа и Восточная Азия покрылись концентрационными лагерями, куда специальными эшелонами свозились миллионы заключённых.

Только из 18 млн граждан Европы, оказавшихся в лагерях смерти, гитлеровцы, применяя массовые расстрелы, казни через повешение и специально изобретённые газовые камеры, истребили боле 11 млн человек. Массовое уничтожение 6 млн евреев получило наименование «холокост».

Тяжелым было положение простых людей в тылу. Конечно, им не грозила немедленная гибель в результате боевых действий, но полуголодная жизнь под бесконечными бомбежками, также изнурительная работа на предприятиях, зачастую в нечеловеческих условиях, приводили к быстрому истощению и смерти сотен тысяч людей, значительную часть которых к
концу войны составляли женщины, подростки и старики.

Даже во времена таких масштабных войн, как Вторая мировая, были люди, которые вели вполне безопасную жизнь. Конечно, имелись страны, которые поддерживали нейтралитет, но речь не столько о них. Представители высших эшелонов власти всех воющих сторон особо не бедствовали и в самые тяжелые периоды войны. Даже в блокадном Ленинграде городское руководство получало такие с едой, о которых могли бы только мечтать и в более сытых регионах.

Вероятность оказаться застреленным без всякой внятной причины была велика. Конечно, можно было приспособиться к законам оккупантов и сносно вести свое хозяйство – делиться с оккупантами, чем попросят, и они не будут трогать. Но все зависело от человеческих качеств тех или иных солдат и офицеров. С обеих сторон всегда имеются простые люди. Также всегда имеются подонки, которых и людьми назвать сложно. Иногда местных жителей особо не трогали. Конечно, занимали лучшие избы в деревнях, забирали продовольствие, но людей не мучили. Временами же некоторые захватчики расстреливали потехи ради стариков и детей, насиловали женщин, сжигали дома с живыми людьми.

Годы Второй мировой войны вошли в историю как период жесткого государственного регулирования всех сторон жизни людей. С учётом опыта 1914-1918 гг. во всех воюющих странах было введено карточное распределение
продовольствия, предметов потребления, горючих материалов (керосина, угля).

Торговля приобрела характер натурального обмена одних продуктов на другие. Типичной чертой городской жизни стали барахолки-места массовой розничной торговли или обмена. Вполне понятно, что страдания и бедствия многих тысяч людей не располагали к увеселениям и отдыху, ведь все силы отдавались для скорейшего достижения победы.

Однако на протяжении войны во многих странах, не исключая СССР, продолжали по мере возможности работать театры, концертные залы водились спортивные состязания. Героический пример блокадного Ленинграда служит убедительным доказательством этого. Самым массовым средством коммуникации стало радио. Однако, несмотря ни на что, миллионы людей верили в торжество справедливости, приближая великий День Победы над фашизмом.

Перед правительствами воюющих и нейтральных стран встала
важная задача-размещение огромного числа раненых, больных и пленных. В целом санитарным службам европейских стран удалось предотвратить массовые эпидемии.

Но всё равно бесчеловечные условия жизни за колючей проволокой и часто каторжный труд на строительных и других тяжёлых работах при скудном питании и жестоких наказаниях за малейшую провинность привели к гибели десятков тысяч военнопленных.

Домашнее задание. Выполните задание:

    Составьте краткий конспект на изученную тему.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: