Культура Древней Руси

Русская культура создавалась веками. Происходило это в процессе формирования и развития этнических групп древних предков славян и отразилось в древнерусской культуре как «старина», «предание». Упоминания о «росах» или «русах» и их стране начинаются с IX века как в византийских, так и арабских источниках.

Это время господства средневековой культуры. Для нее, во-первых, характерна общая замедленность темпов развития. Медленно совершенствуются производительные силы, господствует натуральное хозяйство, консервирующее существующий уровень общественных отношений. Во-вторых, характерной чертой культуры этого времени является традиционализм. Народ-земледелец, наблюдая за сменой времен дня и года, за жизнью отдельного человека, видел их повторение, движение по замкнутому кругу. Вековой опыт был самым надежным гарантом от катастроф. Отсюда авторитет старины, того, что многократно повторялось; следование образцам. В-третьих, отличительной чертой средневековой культуры является господство в идеологии религиозного мировоззрения. В-четвертых, для этого периода характерно накопление знаний, но научного объяснения многие факты и явления еще не получили. Несмотря на определенные отличия в развитии Руси по сравнению с западно-европейскими странами, русская культура формировалась и развивалась в общем русле европейской культуры. Это объясняется однотипностью социально-экономического развития Руси и европейских стран, сходством социальной структуры. Особенности становления древнерусской культуры выявляются уже на начальной стадии формирования этнического самосознания славян еще до принятия Русью христианства. Это происходит в те времена, которые сами славяне именовали «Троя – новыми веками», или «старым временем». «Были, братья, времена Трояна», – пишет автор «Слова о полку Игореве». Память о дохристианской Руси сохранилась и в фольклоре: в песнях и былинах упоминаются имена далеких предков русских богатырей. Известный российский историк В.О. Ключевский назвал Древнюю Русь «переходной страной», посредницей между Востоком и Западом. Этнокультурная история страны начиналась на перекрестке торговых путей и культурных влияний, и прежде всего европейского. Формирование древнерусской культуры происходило в рамках городской и сельской общин. Сельская община представляла собой замкнутую систему – «мир». Здесь создавались предпосылки для формирования идеала трудовой деятельности, ценностных ориентаций русского человека. Вместе с тем земля не могла быть единственным источником богатства. В результате появились города – крепости, в центре которых находились княжеский дворец и обязательно православный храм. Большая часть исследователей склоняется к тому, что формирование древнерусского города как социокультурного феномена происходит после принятия христианства на Руси (988 год).

До принятия христианства Русь была языческой страной. Письменные источники называют имена многих богов, которым поклонялись древние славяне. Как правило, женские божества были связаны с аграрно – магическими культами (плодородия, солнца), а мужские – с природными стихиями (громом, бурей). Люди и боги в мифологии древних славян жили в одном мире – мире природы.

Представление о жизни у людей было весьма простым: с одной стороны, они верили в судьбу, заданную человеку свыше, а с другой, полагали, что она может изменяться по воле случая. Религия сыграла очень важную роль в плане самоидентификации Древней Руси. Выдающийся российский ученый Д.С. Лихачев писал: «…культура не знает начальной даты, как не знают начальной даты и сами народы, племена, поселения… Но если говорить об условной дате начала русской культуры, то я, по своему разумению, считал бы самой обоснованной 988 год». Именно в этот год произошло крещение Руси князем Владимиром. Именно православная вера сформировала ценностно – смысловое поле древнерусской культуры. В программе Владимира по крещению Руси можно выделить три направления: строительство церквей, образование и благотворительность. Сразу после возвращения с крымской кампании и крещения киевлян он «приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры». Первая церковь – церковь Святого Василия, покровителя Владимира, – была возведена по этому указу на холме, где раньше находился идол Перуна. Затем был построен более сложный по архитектуре собор – церковь Успения Богородицы в Киеве, или Десятинная церковь, о которой я упоминал и чьи фундаменты сохранились до нашего времени. После принятия христианства на Руси появилась единая письменность. К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности, просвещения. И действительно, братья-миссионеры из греческого г. Салоники Кирилл и Мефодий видели в 60-е годы IX в. Евангелие, написанное славянскими буквами. На их долю выпала слава создателей нашей азбуки. Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий, как считают сейчас большинство специалистов, создали глаголический алфавит (глаголицу), который, в свою очередь, был вскоре переработан ими с использованием греческого письма, так появилась нынешняя азбука, кириллица, которой мы пользуемся до сих пор (была упрощена Петром I, затем в 1918 г.). Книга и книжное знание изменяли поле и формы культурной деятельности Древней Руси. Письменная культура распространялась через монастыри. Первый и самый известный монастырь был основан в XI веке. Он получил название Печерского, так как начало свое брал в Киевских пещерах. Одна из первых школ была открыта при Киево – Печерском монастыре. В ней изучали богословие, философию, риторику, грамматику. Появление письменности и книжной культуры позволило соединить прошлое и настоящее древнерусского народа в новом жанре литературы – в летописи. Одним из самых известных произведений летописного жанра стала «Повесть временных лет». Авторство этого литературного произведения принадлежит монаху Киево – Печерского монастыря Нестору. Нестор сравнивает настоящее и героическое прошлое русской земли. Патриотическая возвышенность, использование устного народного творчества – особенности «Повести». Из наиболее известных сочинений того времени следует назвать «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово» и «Моление» Даниила Заточника и др., донесшие до нас важнейшие проблемы, которые волновали писателей того времени: призыв к единению против общих врагов, прославление веры и сильной княжеской власти, гордость за свой народ и страну. Самое выдающееся произведение периода удельной раздробленности — бессмертное «Слово о полку Игореве», гордость нашей литературы. Наряду с

письменной литературой широкое развитие получило устное народное творчество, и прежде всего знаменитые былины, повествующие о героической борьбе народа против кочевников, о его созидательном труде.

До конца X века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов. Получил распространение крестово – купольный тип, имевший следующую схему построения. Внутреннее пространство храма расчленялось четырьмя массивными столбами, образуя крест. На этих столбах, соединенных арками, возводился «барабан», завершавшийся полусферическим куполом. Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце Х века греческими мастерами. В начале XI века в городе Чернигове было воздвигнуто еще одно каменное строение – Спасо – Преображенский собор. Вершиной русской архитектуры этого времени является Софийский собор, построенный в 1037-1054 годах в Киеве греческими и русскими мастерами. Многоглавие куполов прежде в храмовой архитектуре не встречалось. Храм символизировал не только величие церкви, но и мощь княжеской власти. С XII века начался новый этап в развитии архитектуры. Зодчество XII-XIII веков отличается меньшими масштабами строений, более простыми, но в то же время красивыми формами, простотой отделки. Наиболее типичным стал кубический храм с массивной главой башнеобразной формы. Ранними примерами этого архитектурного стиля являются собор Спасо – Евфросиниева монастыря в Полоцке, собор Михаила Архангела в Смоленске.

С принятием христианства из Византии на Русь пришли новые виды монументальной живописи – мозаика и фреска, а также иконопись. Византия не только познакомила русских художников с новой для них техникой живописи, но и дала им новый иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью. Это в известной степени сковывало художественное творчество и предопределило более длительное и устойчивое влияние в живописи, нежели в архитектуре. Самые ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы в Киеве. Суровой красотой и монументальностью отличаются мозаики и фрески Софийского собора, выполненные в строгой и торжественной манере, свойственной византийской монументальной живописи. Из мозаичных работ особенно значительны изображения Богоматери Оран – ты и Христа Вседержителя, которые пронизаны идеей величия, торжества и незыблемости православной церкви. Среди фресок выделяются два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого. В XII-XIII веках в живописи отдельных культурных центров все заметнее проявляются местные особенности. Во второй половине XII века формируется специфический новгородский стиль монументальной живописи, впервые внедренный мастерами – живописцами в одном из старейших городов Руси – Новгороде. Этот стиль достигает наиболее полного выражения в росписях церквей Георгия, Спаса – Нередицы. В этих фресковых циклах, в отличие от киевских, заметно стремление к упрощению художественных образов, экспрессивной трактовке иконографических изображений. Распространение письменности, появление книг привело к возникновению еще одного вида живописи – книжной миниатюры. Древнейшие русские миниатюры имеются в «Остромировом евангелии», где помещены изображения трех евангелистов. Яркое орнаментальное окружение фигур евангелистов и обилие золота делают эти иллюстрации похожими на ювелирное изделие.

Одним из важнейших итогов развития Киевской Руси и княжеств государств периода раздробленности, их культуры было складывание древнерусской народности. Для нее характерны единый язык, относительное политическое единство, общая территория, близость материальной и духовной культуры, общность исторических корней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: