Теоретический материал занятия для изучения и конспектирования

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой
без званий и наград…
Сергей Орлов


Советские писатели встретили войну, как и все жители большой страны по-разному: одни были заняты чисто литературными делами, другие были уже в армии, третьи в первый же день войны пошли в военкоматы, но уже через некоторое время большинство из них надели шинели. Особую роль сыграли писатели в организации и активизации патриотического и духовного отпора бесчеловечной идеологии фашизма. Их публицистика с первых дней войны будила ненависть к захватчикам, звала к противостоянию и непокорности в тылу врага, призывала к трудовому и боевому подвигу каждого на своём месте, становилась полномочным представителем народов СССР за рубежом.

Очерки и статьи писателей Михаила Шолохова, Ильи Эренбурга, Леонида Леонова, Алексея Толстого, Всеволода Вишневского, стали как бы голосом сражающегося народа.
И всё же выразителями настроений, мыслей и чувств воюющего человека, его отношения к жизни на войне стали книги самих активных участников событий и перипетий войны, написанных именно в дни сражений и даже печатавшихся во время войны…
    Одна из них «В окопах Сталинграда» (1946 год) Виктора Некрасова. Много лет спустя, отвечая на вопросы литературной анкеты, её назвали лучшей книгой о прошедшей войне поэт Александр Твардовский, Константин Симонов, автор «Брестской крепости» Сергей Смирнов, писатель, написавший книгу о легендарном подводнике А. Маринеско «Капитан дальнего плавания» Александр Крон и многие другие известные писатели.

Повесть «В окопах Сталинграда» автобиографична: сам автор, как человек, получивший до войны архитектурно-строительное образование, был командиром сапёрного батальона и участником битвы на Дону и Волге. Произведение подчёркнуто лаконично, точно отбирает штрихи и детали из всего происходящего, в нём нет излишней риторики и плакатности, характерных для первых публицистических очерков и статей о войне. Основной принцип показа всего героического в повести в изображении повседневных будничных дел и тягот воюющих людей, перенапряжение и физическое, и духовное от недосыпания, крови и ужаса, всего, что сопутствует жизни человека внутри кровавого варева войны. Главные герои произведения даже не задумываются о том, что они совершают подвиги, они не очень разговорчивы, сосредоточены на выполнении своих воинских обязанностей, но чувствуется та тяжесть, которая лежит на их душах от тревожных, беспокойных мыслей по поводу отступления и всего с этим сопряжённого.

Некоторая бессюжетность повести В. Некрасова обусловлена реальной обстановкой тех дней, когда не было ни стабильной обороны, ни стабильного управления войсками.
Живым документом времени, правдивым и бесценным свидетельством участника событий осталась книга для потомков. И, как позднее писал К. Симонов о всей военной прозе о Великой Отечественной войне: «Все мы вышли из «Окопов Сталинграда». Повесть положила начало новому, реальному осмыслению войны в литературе, она осталась произведением, в котором глубокий подтекст со временем проступает всё отчётливее и даёт читателю ответы на непростые вопросы: как и почему не сдали город и победили серьёзного и подготовленного противника, и каких это стоило жертв…

 Повесть «Звезда» Эммануила Казакевича напечатана в 1947 году. По сути, это героико-романтическое произведение, продолжившее традиции, уже проявившиеся в произведениях литературы, написанных во время войны. Повесть проникнута глубоким лиризмом, передающим личностные взаимоотношения между людьми в условиях войны. Автор сразу использует понятные читателю образы-символы, через позывные, «Земля» и «Звезда», которые как бы возвышают постижение войны до космического масштаба, а жизнь солдат представлена в некоем героико-мистическом смысле, как спасителей будущего.
Хотя в произведении прослеживается короткий, но славный момент подвига семёрки разведчиков, возглавляемых лейтенантом Травкиным, вывод из авторской позиции может быть только одним: нет на войне малых дел и боёв – все они по-своему героические, и от подвига каждого бойца зависят результаты больших битв, а в конечном счёте судьба всей войны. Именно тропа, по которой двигаются на задании разведчики, становится тем местом, где автор разворачивает перед читателем образ всей войны. Сама сюжетная ситуация, предполагая оторванность от своих, как бы преднамеренность подвига, готовности принести себя в жертву, всё это отличает разведчиков, идущих в поиск, романтически отличает их от тех, других, кто остался среди своих. И сама гибель разведчиков группы Травкина по ходу повествования показана как оптимистический выход, ибо на смену им направляется новая разведгруппа, состоящая из столь же бесстрашных и самоотверженных бойцов. А значит большое дело войны с врагом движется к неминуемой победе.
Выдающимся прозаическим произведением военных лет и одним из лучших произведений всей советской литературы является роман А. Фадеева «Молодая гвардия». Уже тогда, когда главы романа в 1945 г. печатались на страницах «Комсомольской правды» и журнала «Знамя», и после его выхода отдельной книгой, и в первом своем варианте и во втором (1951) роман «Молодая гвардия» вызвал глубокий интерес миллионов читателей. Все интересно в этом романе: и история его создания, и художественный метод автора, сочетающий документальную достоверность с полетом поэтической мысли и философской глубиной.

Мысль о создании произведения, которое было бы посвящено деятельности героической комсомольской молодежи г. Краснодона, подсказал писателю Центральный Комитет комсомола (в мае 1943 г.). В творческой доработке романа исключительное значение имели выступления партийной печати с указанием на недостатки его первого варианта.

Закономерно, что именно А. Фадеев взялся за создание произведения, в основу которого были положены реальные подвиги и события из истории деятельности партийного партизанского подполья и комсомольской организации «Молодая гвардия» в г. Краснодоне. Живой опыт писателя, в юности участвовавшего на Дальнем Востоке, в Приморье, в подпольной партизанской борьбе против американо-японских интервентов, делал близкими А. Фадееву подвиги Лютикова, Проценко и «молодогвардейцев». Писательский опыт А. Фадеева, накопленный им в ходе Отечественной войны, также подвел его к теме «Молодой гвардии».

В 1941—1943 гг. в «Правде» было напечатано более десяти очерков и корреспонденции А. Фадеева с фронтов Отечественной войны. В них мы найдем и зарисовки подвигов советских воинов, и описание фашистских зверств. Первый военный очерк Фадеева был посвящен героям партизанской войны. В очерках А. Фадеева мы встречаемся с тем же принципом изображения реальных людей, который впоследствии был положен в основу романа «Молодая гвардия». Это принцип не внешней «беллетризации», а всестороннего раскрытия духовного мира описываемых людей, их идейного и психологического облика.

Роман «Молодая гвардия» предваряет также очерковая повесть «Ленинград в дни блокады». Автор назвал ее «Из дневника». По силе впечатления, которое производит эта очерковая повесть, ее можно поставить в ряд с другими литературными свидетельствами тех, кто пережил дни ленинградской блокады, потрясающие зимы 1941—1942 и 1942—1943 гг.

Так накапливались, формировались впечатления художника в годы Отечественной войны. И, наконец, все это, прекрасное и трагическое, вылилось, словно одним дыханием, в романе «Молодая гвардия». Было бы совершенно неправильно объяснять успех романа «Молодая гвардия» лишь его темой. Не только заражающая сила подвига «молодогвардейцев» одухотворила произведение Фадеева. Этот роман расширил и обобщил значение того, что было сделано советскими людьми в Краснодонском подполье. В героях «Молодой гвардии» Фадеев показал близкое и общее всем советским людям.

Советские люди свято чтут память юных краснодонцев. Наша молодежь видит в них образец патриотического служения Родине, воспитывается на их примере. И в этом большая заслуга А. Фадеева, создавшего своим романом поэтический памятник «молодогвардейцам». Немного можно найти в истории литературы примеров, когда художник силою своего слова дает словно новую жизнь реальным историческим героям. Мать Олега Кошевого Елена Кошевая писала: «Мое сердце переполнилось чувством большой материнской гордости. Роман Фадеева безукоризненно прекрасен, правдив». В этом же духе писали автору родные Володи Осьмухина: «Володя выведен так, как будто он рос и жил на Ваших глазах».

По объему введенного материала и охвату затронутых вопросов роман А. Фадеева — это не только произведение о партизанском подполье, но и обо всем советском обществе. В нем представлены люди разных профессий: шахтеры, партработники, учителя, врачи, инженеры, колхозники, солдаты и офицеры. Охватить жизнь как можно многостороннее — вот что составляет характерную сторону романа А. Фадеева, определяет его содержательность и многогранность. Идейная сила и обаяние книги Фадеева заключаются в том, что вопреки трагическому сюжету, вопреки мучительным страданиям, которые выпали на долю героев, вопреки их гибели роман «Молодая гвардия» звучит оптимистически, показывая моральную победу советских людей, их превосходство над теми, кто свою судьбу связал со старым, собственническим строем.

В годы Великой Отечественной войны К. Г. Паустовский был военным корреспондентом. Именно тогда писатель познал и тяжкую солдатскую судьбу, и то, как война повлияла на жизнь людей в тылу, и то, как весь народ с честью нес бремя войны. Собственно о войне Паустовский не писал. Однако отзвуки войны слышны в ряде произведений для детей (среди них – «Похождения жука носорога», «Тёплый хлеб», «Стальное колечко», «Дремучий медведь»).

Обратимся к самим произведениям известного автора. «Сын бабки Анисьи, по прозвищу Петя-большой, погиб на войне, и остался с бабкой жить её внучек, сын Пети-большого – Петя-маленький...» («Дремучий медведь»). На примере одной маленькой семьи можно показать детям весь трагизм военного времени.

Дед Кузьма с внучкой Варюшей живут у самого леса в деревушке Моховое. Отправившись в соседнее село купить махорку для деда, девочка на обратном пути заходит на железнодорожную станцию посмотреть поезда и встречает там двух сидящих на платформе бойцов, угощает их махоркой («Стальное колечко»). За что получает от одного из них чудесный подарок – стальное колечко, которое волшебным образом помогает вылечить деда, помогает радоваться жизни в такое непростое время.

Сказка «Тёплый хлеб» начинается с того, что «... кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд ранил вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне...». Коня вылечил мельник Панкрат. Вся деревня помогала прокормить коня, только Филька по прозвищу «Ну Тебя» прогнал его. Такое уже случалось в Бережках во времена Балканской войны. Бросив хлеб в снег, Филька обидел раненого коня так же, как когда-то мужик обидел солдата-инвалида, бросив под ноги заплесневелую хлебную корку. Мужик умер от «охлаждения сердца». За жестокое обращение с конём пришлось отвечать не только Фильке, но и всей деревне («Тёплый хлеб»).

Особое внимание нужно обратить на произведение К. Г. Паустовского «Похождение жука-носорога». Это солдатская сказка полностью посвящена войне. Пётр Терентьев, уходя из деревни на войну, получает на прощание от маленького сына Стёпы подарок – жука-носорога. Посаженный в спичечный коробок, жук-носорог попадает вместе с солдатом на фронт. Пётр Терентьев воевал, был ранен, снова воевал и всё это время берёг подарок сына. Жук повсюду был вместе с хозяином, однажды даже спас Петру жизнь. В этой истории мало сказочного, разве только то, что все происходящее на войне представлено с позиции жука.

Перед юным читателем предстают и картины подвига народа, который не сдаётся, живёт надеждой, что враг будет побеждён. Автор показывает тяжёлые солдатские будни, нелёгкую дорогу к победе, мужество и стойкость бойцов, пишет о долгом и трудном ратном пути.

Вместе с прошагавшими всю войну товарищами боец Пётр Терентьев возвращается домой с победой, «... в родные места с победителями» вернулся и жук-носорог. «Пётр вынул жука из сумки и положил на ладонь...: «Живой он, мой товарищ… Не тронула его пуля..,теперь жучище этот расскажет своим про войну и про геройское своё поведение. Соберёт всех жуков под можжевельником, поклонится на все стороны и расскажет...» («Похождение жука-носорога»).

Многие герои этих произведений – это ровесники современных детей, поэтому они близки и понятны нашим дошкольникам. Не понятно только, что такое ВОЙНА…

Время идет, но мы храним память о Великой Отечественной войне. Детям необходимо рассказывать о подвигах и славе предков.











Практическая часть


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: