Тема: Причастия. Деепричастия

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

Курс: Первый

Группа:

1В-2

Номер урока

(пара)

№ 72
Специальность-квалификация:

1513000 Ветеринария

Наименование модуля:

Русский язык и литература

Тема урока:

Причастия. Деепричастия.

 

Дата:

«15» апреля 2020 г.

Продолжительность:

2 часа (90 мин)

Место проведения:

Кабинет № 414

Цель урока:

 Изучить основные сведения о причастие и деепричастие;

Задачи урока:

 Образовательная:  познакомить с морфологическими признаками причастия и деепричастия; систематизировать знания о правописании причастий и деепричастий; формировать представление о роли и употреблении причастий и деепричастий  в речи.

Развивающая:    Развивать умение распознавать причастия и деепричастия в тексте. Определять роль причастий и деепричастий в предложении.

Воспитательная:  Способствовать воспитанию самостоятельности, трудолюбия, отзывчивости, работоспособности.

Ожидаемые результаты:

Расширение представления обучающихся о частях речи. Уметь определять функцию причастий и деепричастий в предложении.

Тип урока:

комбинированный

Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии:

исследовательский, объяснительно - иллюстративный, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Необходимое оборудование и приборы:

Компьютер, сеть интернет.

Дополнительные источники (литература)

. И.В. Золотарёва, Л.П. Дмитриева «Поурочные разработки по русскому языку 10 класс»: -Москва: Издательство «ВАКО», 2005г

, https://multiurok.ru/files/11-klass, https://videouroki.net/razrabotki

Контактная информация преподавателя:

Ф.И.О.: Гофман Лариса Юрьевна

 

Тел.: 8 777 218 06 88 E-mai

                 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Ход урока Время (минуты) Действия преподавателя Действия слушателей Учебные ресурсы и материалы
1 2 3 4 5
1. Организационный этап 3 мин Приветствие студентов. Отметить отсутствующих. Приготовиться к уроку. Отчёт дежурного. журнал
2. Проверка выполнения домашнего задания 20 мин Заслушивает подготовленные сообщения по теме: Глагол как часть речи. Спражение глагола. Проверяют домашнее задание. К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г,
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе 5мин. Обеспечить мотивацию, раскрыть цель учебного занятия, поставить задачи, проверка. Вступительное слово преподавателя по теме урока. Принятие цели новой темы. Кратко знакомятся с темой урока. Отвечают на наводящие вопросы по теме. тетради. К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г,
4. Формирование новых знаний и способов деятельности 30 мин Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминания изучаемого материала, содействовать обучающимся в освоении новых способов деятельности. Причастия. Деепричастия. Восприятие и усвоение нового материала. Отвечают на наводящие вопросы. Читают и конспектируют материал по теме. Выполняют письменные задания. К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г,
5. Первичная проверка понимания изученного материала 10 мин Установить правильность понимания изученного материала, выявить недочёты первичного осмысления, неверные представления.  Слушают, записывают, участвуют в беседе. Выполняют упражнения.. К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г,
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности 15 мин Обеспечить закрепление в памяти обучающихся знаний, повышения уровня осмысления изученного материала. Целевые обходы рабочих мест. Работают по карточкам, анализируют тексты, выполняют упражнения. К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г,
7. Применение знаний и способов деятельности В течение урока. Обеспечить усвоение обучающимися знаний на уровне стандартных и нестандартных ситуациях. Решение проблемных ситуаций. Выполнение письменных заданий. К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г,
8. Обобщение и систематизация знаний 10 мин Сформировать целостную систему знаний, обобщение. Выполнение письменных заданий. Слушают. Отвечают на наводящие вопросы. Записывают в тетради.. К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г,
9. Контроль и самоконтроль усвоения знаний и способов деятельности 5 мин Выявить качество и уровень усвоения, недостатки в знаниях, обеспечить развитие у обучающихся способности к оцениванию. Устранение недочётов в работе, разбор типичных ошибок, анализ выполнения производственного задания. Готовые работы.
10. Коррекция знаний и способов деятельности 5 мин Скорректировать выявленные недостатки в знаниях и способах деятельности обучающихся. Устранение недочётов в работе, разбор типичных ошибок, анализ выполнения производственного задания. Готовят дополнительные сведения по теме.
11. Информирование о домашнем задании 3 мин. Инструктаж д/з, обеспечить возможность выполнения д/з я учётом индивидуальных способностей студентов. Записывают домашнее задание. доклады, сообщения.   К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г,
12. Подведение итогов занятия и рефлексия 2 мин Дать качественную оценку работы группы или отдельных студентов, организовать рефлексию. Рефлексия   К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г,

 

Сабақ барысы

ход урока.

1.Ұйымдастыру кезеңі

Организационный момент

2. Оқүшылар білімдерінің өзеқтігі

Ак туализация знаний учащихся.

1. Найдите глаголы 1-го спряжения:

А. Терп…м, кле…шь, завис…т

Б. Сто…т, слыш…м, ход…те

В. Стел…м, тян…тся, бор…шься

Г. Стро…т, вид…те, обид…т

2. Укажите слова с буквой Е в окончании:

А. Гон…те, обид…шь

Б. Завис…м, дыш…шь

В. Бре…мся, волну…шься

Г. Полюб…т, леч…тся

3. Найдите ошибочное утверждение:

А. Написал – прош.вр, сов. в, м.р., ед.ч.

Б. Напишу – буд.вр, несов.в., 1л, ед.ч.

В. Пишу – наст.вр.,несов.в., 1л, ед.ч.

Г. Пишут – наст.вр., несов.в., 3 л., мн.ч.

4. Определите наклонение глаголов: спойте, сходил бы, напишу.

А. условное, повелительное, изъявительное

Б. изъявительное, условное, повелительное

В. повелительное, условное, изъявительное

Г. изъявительное, повелительное, условное

5. Выберите вариант с непереходным глаголом:

А. Исполнил романс

Б. Разбирать предложение

В. Создают произведения

Г. Адресовал другу

6. Выберите вариант с суффиксом –ОВА-:

А. доказ…вать, испыт…вать

Б. доклад…вать, запис…вать
В. врач…вать, гор…вать

Г. след…вать, завид…вать

7. Найдите ряд, где все причастия пищутся с суффиксом –АЩ.
А. круж…щийся в танце, тревож…щие сведения. Б. трепещ…щий от волнения, клокоч..щий океан.
В. хлопоч…щий отец, та…щий снег
Г. бор…щийся с врагами, жал…щая пчела.
8. Укажите строку, в которой на месте пропуска пишется одна буква Н.
А. Асфальтирова...ый двор, песча…ый берег
Б. Неглаже…ое белье, маши…ое масло
В. Карма…ый фонарик, пчели…ая семья
Г. Гуси…ое перо, стира…ая рубашка.

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в словах пишутся две буквы НН?
Утре(1)ий город, растрёпа(2) ый бурей, выглядел взъероше(3)ым, косматым. Рва(4)ые снасти хлестали по ветру.
А. 1,2 Б. 1,2,3 В. 2,3 Г. 4

10. Укажите пример, в котором слово пишется с НЕ слитно:
А. никого (не) удививший Б. (не)признан В. (не) вымытый, а грязный Г. (не) проведенный опыт

 

3. Жаңа материалды зердеу.

Изучение нового материала Причастие. Деепричастие.

     Причастие и деепричастие — это две особые формы глагола, которые можно отличить по общему значению, морфологическим признакам и синтаксической роли в предложении.

     Причастие — это неспрягаемая форма глагола.  

       Эта форма глагола обозначает признак предмета по действию, то есть такой признак, который сопряжен с действием, развивающимся в некоторых временных пределах:

На пример: бегущий мальчик — это мальчик, который сам бежит именно сейчас (действие в настоящем времени); мальчик (какой?) бегущий (признак предмета); унесенный ветром лист — это лист, который унес ветер (действие произвел другой предмет в прошедшем времени); лист (какой?) унесенный.   Исходя из выясненных значений, дадим следующее определение этой глагольной форме (части речи): Определение   Причастие — это неспрягаемая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию, которое он сам производит или испытывает со стороны. Причастия отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

  Различают действительные и страдательные  причастия, для которых характерны определенные суффиксы:

 щебетать — щебечущая птичка; любить — любящая внуков бабушка; колебать — колеблемый ветром тростник; опоздать — опоздавший пассажир; нарисовать — нарисованный пейзаж; сплести — сплетенная мастером корзинка; прополоть — прополотая грядка.

Причастие изменяется по падежам, числам и родам, как и имя прилагательное. рокочущий прибой; рокочущая волна; рокочущее произношение; рокочущие звуки.

    

 

Деепричастие — это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками:

1. Обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? или что сделав?.

2–3. Имеет грамматические признаки глагола и наречия.

        К признакам глагола относятся вид (читая — НСВ, прочитав — СВ), переходность (читая книгу — переходн., сидя на стуле — непереходн.) и возвратность (умывая — невозвратн., умываясь — возвратн.). Кроме того, деепричастию свойственно такое же управление, как и остальным глагольным формам: читая / читать / читал / читающий книгу, но чтение книги.

            К наречным признакам деепричастия относятся неизменяемость (деепричастия не имеют морфологических признаков наклонения, времени, лица, рода, числа, свойственных спрягаемым формам глагола, и не склоняются, в отличие от причастий); синтаксическая функция деепричастия — обстоятельство; в предложении деепричастие зависит от глагола.

           Деепричастия несовершенноговида отвечают на вопрос что делая? и обозначают действие, одновременное с другим действием (например, с тем, которое обозначено сказуемым): Стоя на табуретке, он доставал книги с верхней полки.

             Деепричастия НСВ образуются от глаголов НСВ от основы настоящего времени с помощью формообразующего суффикса -а(-я).

             У глагола быть деепричастие образуется с помощью суффикса -учи от основы будущего времени: буд-учи. Этот же суффикс используется для образования стилистически окрашенных вариантных форм деепричастий у некоторых других глаголов: игра-я — игра-ючи.

           Деепричастия несовершенного вида есть не у всех глаголов НСВ; так, не образуются деепричастия НСВ:

— от глаголов на -чь: печьпекя (печа);

— от глаголов на -нуть: вянутьвяня,;

— от некоторых глаголов на шипящий в основе настоящего времени: писать, пишутпиша, лижутлижа (но наречие лёжа);

— от глаголов с основой настоящего времени, состоящей только из согласных, и производных от них: пить, пьют (пj-ут) -п ь я.

У глагола давать деепричастие образуется от особой основы: давая (даваj-а).

      Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос что сделав? и обозначают действие, предшествовавшее действию основного глагола: Встав на табурет, он достал книгу с верхней полки.

     Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов

-в от глаголов с основой на гласный: сдела-в,

-вши от возвратных глаголов с основой на гласный (либо устаревшие, стилистически не нейтральные деепричастия типа увидевши, поглядевши и т. д .): умы-вши-сь,

-ши от глаголов с основой на согласный: испёк-ши.

    У некоторых глаголов существуют вариативные формы деепричастия СВ: одно образуется по описанной выше схеме, другое — прибавлением суффикса -а(-я) к основе будущего времени: нахмури-вши-сь — нахмур-я-сь.

     Глаголы прочесть, обрести не имеют образованного стандартным способом деепричастий, вместо которых используются деепричастия прочт-я, обрет-я, образованные от основы простого будущего времени с помощью суффикса -я.

       Двувидовые глаголы могут иметь два деепричастия, образованные по правилам образования деепричастий НСВ и СВ, например:

обещать: обеща-я — НСВ, обеща-в — СВ,

женить: жен-я — НСВ, жени-в — СВ.

     Деепричастие должно указывать на действие того предмета (лица), который назван подлежащим, причем этот предмет (лицо) должен быть субъектом двух действий — названного в сказуемом и в деепричастии. Если эти требования не соблюдаются, получаются неправильные предложения типа:

? Выйдя из дома, у меня заболела голова (деепричастие и спрягаемая форма глагола обозначают действия разных субъектов).

? Потерявшись, щенок был вскоре найден хозяевами (существительное в подлежащем является субъектом действия, названного деепричастием, и объектом действия, названного сказуемым).

       Деепричастие может называть дополнительное действие, относимое к главному члену односоставного предложения, а также и к другим членам предложения, выраженным инфинитивом, причастием или другим деепричастием. Предложение построено правильно, если дополнительное и основное действие имеют один и тот же субъект. Например: Переходя улицу, следует осмотреться по сторонам.

 














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: