Образование и основные этапы в истории Древнерусского государства

Древнерусское государство – раннесредневековое государство восточных славян, возникшее в IX в. и просуществовавшее до начала 30-х годов XII в. Изначально ядро территории Древнерусского государства составляли земли, расположенные вдоль великого пути «из варяг в греки». К концу существования Руси она представляла собой крупнейшее государство Европы.

Можно выделить следующие предпосылки образования Древнерусского государства: рост имущественного неравенства, складывание соседской общины, совершенствование орудий труда, развитие внешней и внутренней торговли, появление системы управления, выделение родовой знати, необходимость защиты от набегов кочевников, образование племенных союзов. Историю Древней Руси можно разделить на три периода:

- первый период (начальный период) – вторая половина IX –
конец X в.;

- второй период (период расцвета) – конец X – середина XI в.;

-третий период (период упадка и начало феодальной раздробленности) – середина XI – начало XII в.

Первый период. В IX в. сформировалось два протогосударственных объединения. Одним из них был союз полян с центром в Киеве, а другим объединение словен, в районе Новгорода. В 862 г. в Новгород был приглашен на княжение выходец из Скандинавии Рюрик. По-видимому, его призвали для преодоления острых внутренних противоречий. Это событие нередко рассматривается как начало формирования Древнерусского государства.

Рисунок 3.1. Основные теории образования древнерусского государства.

Преемник Рюрика Олег в 882 г. захватил Киев и объединил два важнейших центра восточных славян. Таким образом, более развитое Среднее Поднепровье стало ядром государственной территории Руси.

Создание древнерусского государства сыграло важную роль в консолидации русского этноса; в формировании русской цивилизации. При первых правителях Древней Руси определились границы, сложился аппарат управления, появились налоги, деньги и другие атрибуты государственности.

 Княжения Олега продолжалось 33 года. (879 – 912 гг.) Он присоединил к своим владениям северян, древлян и радимичей. В 907 г. Олег совершил грандиозный поход на Константинополь, по итогам которого был заключен выгодный для Руси договор с Византией. Согласно заключенному договору, византийцы выплатили огромную дань. Но главное – русские купцы получили право свободной торговли по всем землям Византии.

Со смертью Олега власть переходит к сыну Рюрика Игорю (912 – 945 гг.) Он подчинил уличей, впервые столкнулся с кочевыми племенами печенегов. В 941 г. Игорь совершил неудачный поход на Константинополь. В 944 г. в союзе с печенегами он предпринял вторую попытку. После этого похода с Византией был заключен договор, который урезал права купцов и послов в Константинополе. Начальная нестабильность государственного объединения, стремление племен сохранить свою обособленность иногда имели трагические последствия. Так, Игорь был убит древлянами во главе с князем Малом при попытке повторного сбора с них дани. 

Княгиня Ольга (945 – 964 гг.) правила во времена малолетства сына Святослава и позднее, так как он много времени проводил в военных походах. Она жестоко ото­мстила древлянам за убийство мужа, провела первую в России налоговую реформу (был фиксирован размер дани - дым, установлены сроки сбора дани - «уроки», и определены точные места сбора дани – «погосты»). Ольга первая из представителей русского княжеского дома приняла крещение в 957 г. (по православному обря­ду), в 968 г. успешно руководила обороной Киева во время нападения печенегов.

Следующий князь – Святослав Игоревич (964 – 972 гг.) занимался больше внешней политикой. «Иду на вы» и «Мертвые сраму не имут» - вот девизы, неразрывно слитые с образом Святослава. Он хотел защитить Русь от угрозы внешней опасности, а также проложить торговые пути в другие страны. В период правления Святослава были присоединены земли вятичей. В 964 г. он разгромил Волжскую Болгарию, покорил мордовские племена, в 965 г. разгромил Хазарский каганат, основал Тмутараканское княжество на Таманском полуострове, вел успешные операции на Северном Кавказе и Азовском побережье. Святослав мечтал приблизить границы своего государства к Византии и вел упорную борьбу за Балканы с Царьградом. Столицу Руси планировалось перенести в богатый город Переяславец. Однако князь Святослав потерпел неудачу в борьбе с Византией. В 972 г. возвращаясь в Киев по Днепру, все оставшиеся дружинники во главе с князем попали в засаду печенегов и погибли. У днепровских порогов «напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него».

Второй период. После гибели Святослава начинается усобица между его сыновьями Ярополком, Олегом и Владимиром и закончившаяся победой Владимира (980-1015 гг.). За свое правление Владимир достиг огромных политических успехов. Он отвоевал у Польши Червенские города, окончательно покорил радимичей и кривичей. Оборона Руси от печенегов стала важнейшей задачей государства. Для защиты южных рубежей Владимир начал строительство городов-крепостей. В 980 г. Владимир предпринял попытку реформировать языческие культы, но потерпел неудачу. Тогда он отказывается от язычества, принимает православное христианство и крестит Русь. Владимир укрепил систему управления страной, заменив племенных князей своими сыновьями в качестве наместников. В результате правления Владимира Древнерусское государство существенно укрепилось.

После смерти Владимира киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015 – 1019 гг.) Руки его обагрены кровью своих сводных братьев, князей Бориса и Глеба. Святополк за свое преступление получил прозвище Окаянный. Против Святополка I Окаянного выступил его брат Ярослав, княживший в Новгороде Великом. Опираясь на помощь новгородцев, Ярослав сумел изгнать Святополка в Польшу, где он пропал без вести. Ярослав Мудрый смог одержать верх в междоусобной борьбе с остальными братьями потому, что оказался самым последовательным проводником отцовской политики. Однако до 1035 г. Ярослав делил власть с братом Мстиславом Тмутараканским.

При Ярославе Мудром (1019 – 1954 гг.) Древняя Русь достигла наивысшего могущества. В 1036 г. русские войска разбили печенегов и отогнали их от южных границ Руси. На том месте, где случилась кровавая сеча, в 1037 г. был заложен грандиозный тринадцатикупольный Софийский собор.

Чтобы подчеркнуть могущество Руси в Киеве по приказу Ярослава Мудрого были сооружены Золотые ворота – парадный въезд в столицу Древней Руси. По дошедшим свидетельствам, в городе было около 400 церквей и 8 рынков. Подчеркивая равенство Руси с Византией, Ярослав Мудрый добился, чтобы митрополитом стал русский государственный деятель. Им стал в 1051 г. Илларион, великий древнерусский писатель. Заметим, что прежде митрополиты на Русь присылались из Византии.

В правление Ярослава Мудрого появился первый судебный кодекс - «Русская Правда». Ярославу принадлежат только первые 17 статей этого кодекса – так называемая Правда Ярослава Мудрого. Позднее он был дополнен преемниками Ярослава. Это был первый документ, регулировавший взаимоотношения различных слоев населения, отношения собственности и договорные отношения. Рассматривались вопросы нанесения обид или вреда. Кровная месть теперь стала ограничиваться кругом только ближайших родственников. В остальных случаях был установлен штраф (вира) в пользу князя за убийство, за хищение имущества и за другие нарушения порядка. Русская Правда является бесценным источником для понимания очень многих сторон Древнерусского государства.

Ярослава Мудрого считают просветителем Руси. В Софийском соборе было устроено книгохранилище. Сам Ярослав владел несколькими иностранными языками, имел богатейшую библиотеку.

Внешняя политика Ярослава многими чертами напоминала политику деда и отца. Он расширил границы своего государства до Прибалтики, где был заложен город Юрьев. Отвоевал Червенские города, захваченные Польшей. О широком международном авторитете Руси этого времени свидетельствуют широкие династические связи между киевским и европейскими правящими домами. Таким образом, при князе Ярославе Мудром Древняя Русь стала одним из ведущих государств Европы.

Третий период. Перед смертью Ярослав Мудрый завещал, чтобы впредь великим князем был старший в роду. Вводя лествичную систему наследования великокняжеского престола, князь Ярослав стремился сохранить мир между сыновьями. Однако после смерти Ярослава Мудрого начинается борьба между его сыновьями. Несмотря на половецкую опасность распри между Ярославичами продолжались. В результате происходило разорение русских земель и ослабление Руси в целом. Против этого выступал Владимир Мономах. Именно по его инициативе в г. Любече в 1097 г. собрался съезд князей. Его основными задачами были: прекращение междоусобной борьбы и объединение усилий в борьбе против половцев. На этом съезде князья договорились, что «каждому князю держать свою вотчину», но действовать сообща и подчиняться старшему князю. Договор князей принес положительные результаты, и в 1111 г. русские князья во главе с Владимиром Мономахом совершили поход против половцев и разгромили их.

В 1113 г. вспыхнуло восстание в Киеве. Умер ненавистный киевлянам Святополк, который вел дела с ростовщиками (те брали 100-200% за долги, а должников обращали в рабов. Народ принялся громить дома ростовщиков и многих бояр. Киевские бояре, в нарушение родового старшинства, призвали на великокняжеский престол 60-летнего Владимира Мономаха. Новый правитель был вынужден пойти на некоторые уступки народу. Был издан «Устав Владимира Мономаха», ставший составной частью «Русской Правды». Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал переход в холопство.

Владимиру Мономаху удавалось удерживать единство русских земель. При нем укрепился международный авторитет Руси. Владимир был внуком византийского императора Константина Мономаха. Его женой стала английская принцесса. При Владимире Мономахе была составлена знаменитая русская летопись «Повесть временных лет». Сам великий князь оставил политическое и нравственное завещание потомкам «Поучения к детям».

После смерти Владимира Мономаха правил его сын Мстислав Великий (1125 – 1132 гг.), который с трудом сдерживал единство Руси. Однако центробежные силы оказались непреодолимыми. После его смерти происходит окончательное дробление русской земли. Остановить данный процесс было невозможно, так как он был вызван объективными причинами.

 3.2 Крещение Руси как общеевропейский процесс распространения христианства.

В период становления Древнерусского государства основная масса населения еще придерживалась язычества. Однако усложнением общественной жизни и социальной структуры общества, язычество, как религиозная система, оказалось неспособным объяснить происходящие перемены, объединить общество. Распространение новой религии на Руси являлось необходимым и естественным процессом. Поэтому самым важным для дальнейшей судьбы государства стала религиозная реформа Владимира.

Каковы же главные причины отхода от язычества? Первое – усиление роли государства, что, безусловно, вступало в противоречие с общинными представлениями славян. Второе – несовместимость государственного единства и разнородных языческих культов. Третье заключалось в том, что языческая Русь не могла выступать полноправным партнером в международных отношениях и была обречена на внешнеполитическую изоляцию.

Перед Русью стоял выбор новой религии. Владимир выбрал православное христианство в качестве государственной религии. Выбор Владимира объясняется практической целесообразностью. В то время Византия являлась мощным, процветающим государством, стабильным внутренне и ведущим успешную внешнюю политику. В то время как соседние мусульманские страны (Волжская Булгария) приходили в упадок. Византийская религия должна была импонировать Владимиру, поскольку отвечала внутренним задачам, которые он пытался решить: стабилизировать общество, объединив его на основе норм христианской морали, принципов милосердия и человеколюбия. Привлекательной для князя, добивавшегося укрепления своей власти, должна была стать, господствовавшая в Византии, идея божественного происхождения императорской власти. Кроме того, в Византии церковь была зависима от императора, который играл в ее жизни первостепенную роль.

Не всегда население добровольно отказывалось от язычества. Особенно сильным было сопротивление на севере страны. Например, новгородцы встретили своих крестителей как врагов и оказывали им довольно мощное сопротивление. Хотя официальной датой принятия христианства на Руси считается 988 г., следует понимать, что для крещения всего населения государства понадобилось более ста лет. Крещение Руси оказало положительную роль в развитии государства, так как:

1. Христианство ускорило процесс ликвидации остатков родового строя и способствовало укреплению развития феодального способа производства в Древней Руси.

2. Укрепило государственную власть и территориальное единство Руси.

3. Произошло расширение международных связей, установление союзнических отношений с христианскими государствами Европы.

4. Появилась новая система нравственных ценностей и поведения человека.

5. Быстрыми темпами шло приобщение к культурным достижениям Византии и других христианских стран, распространение письменности, просвещения, а также возникновение каменного зодчества, изобразительного искусства.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: