Великие реформы 1860 – 1870-х гг. и их последствия

Александр II.

    Основной причиной экономического отставания России от стран Западной Европы к середине XIX в. являлся кризис феодально-крепостнической системы хозяйства. О необходимости отмены крепостного права передовая общественная мысль России говорила еще в конце VIII в. Однако царское правительство созрело к проведению реформ только к середине XIX в. Этому событию предшествовало несколько факторов. Прежде всего, поражение в Крымской войне (1853 – 1856 гг.) наглядно показало военно-техническую отсталость России. Вторым фактором явилось нарастание кризиса крепостнической системы. Во второй половине XIX в. большинство помещичьих хозяйств втягивались в товарные отношения и объективно склонялись к расширенному воспроизводству. Но на пути интенсификации сельскохозяйственного производства, повышения производительности труда встала система неэффективного крепостного труда. И наконец, третьим фактором послужило нарастающее недовольство народных масс, усиление крестьянского движения.

Реформаторская миссия была возложена на Александра II, который наследовал русский престол в 1855 г., после смерти Николая I. Воспитанием молодого цесаревича занимался поэт Жуковский, характер, образование - всё это позволило ему осознать всю важность и необходимость реформ. Выступая перед представителями московского дворянства (1856 г.), Александр II заявил, что лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу.

Аграрная реформа 1861 г. В начале 1857 г. по инициативе царя создается Секретный комитетдля подготовки аграрной реформы. В ноябре 1857 г., Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Началось широкое обсуждение реформы в печати, создаются записки с проектами. Возникли комитеты на местах, готовившие свои предложения с учетом местных особенностей. Все предложения поступали в Редакционную комиссию, которую возглавляли граф
Я.И. Ростовцев и Н.А. Милютин. После утверждения проектов Государственным советом Александр II 19 февраля 1861 года подписал Манифест и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».  Теперь крестьяне получили статус свободных сельских обывателей и на них распространялись общие положения гражданских законов. Вводилось выборное крестьянское самоуправление: сельские и волостные сходы во главе с сельскими и волосными старшинами. Крестьяне получили право заниматься предпринимательством, вступать в любые правовые отношения, переходить в другие сословия

    Но при этом ликвидация феодальных экономических отношений растянулась на несколько десятилетий. Земля оставалась собственностью помещиков, а крестьяне получали от них наделы в пользование, за которые должны были отбывать рабочую повинность или платить, считаясь «временнообязанными». После заключения договоров («уставных грамот») отношения крестьян к помещику ликвидировались. В грамотах определялись размеры наделов и повинностей. Заключались они не с отдельным крестьянином, а с общиной. За землю требовалось внести выкуп. Крестьяне должны были уплатить помещикам 20-25% стоимости, а государство – 75-80%, давая крестьянам ссуду на 49 лет под 6% годовых.

    Средний размер «душевого» надела помещичьих крестьян составлял 3,3 десятины. Закон предусматривалотрезку от крестьянского надела, если он превышал установленную норму. В результате крестьяне потеряли 1/5 часть своих земель, а в черноземных районах до 30-40%. Отрезались наиболее ценные для крестьян угодья. Поэтому аграрная реформа вызвала массу критики в либеральных кругах и локальные бунты среди крестьян. Процесс капитализации накладывал свой отпечаток на все сферы общественной жизни. После отмены крепостного права в стране прошла серия буржуазных реформ.

Судебная реформа 1864 г. была самой последовательной из реформ. Подготовкой судебной реформы руководили министр юстиции
Д.Н. Замятнин и статс-секретарь С.И. Зарудный. Новыми судебными уставами вводился бессословный гласный суд с участием присяжных заседателей, несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность и состязательностью судопроизводства (государственный обвинитель — прокурор, с другой — защитник подсудимого, адвокат).Присяжныев количестве 12 человек наделялись правом устанавливать виновность или невиновность подсудимого, меру наказания определял судья.

Земская реформа 1864 г. Реформы предопределили целый ряд перемен в управлении страной. Изданным в 1864 г. «Положением о губернских уездных земских учреждениях» вводились бессословные выборные органы местного самоуправления – земства. Они должны были избираться на 3-летний срок, а формировались из распорядительных (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских управ) органов. Земства были лишены каких-либо политических функций и сфера их деятельности ограничивалась хозяйственными вопросами местного значения. Нанихвозлагалась забота о народном образовании, здравоохранении, состоянии дорог, страховании; им поручалось ведать организацией ветеринарной помощи и т.д.

Городская реформа 1870 г. По «Городскому положению» (1870 г.) в 509 городах вводилось всесословное выборное самоуправление – городские думы. Дума имела свой исполнительный орган – городскую управу (состояла из городского головы и нескольких членов думы). Правом избирать и быть избранным в думу наделялись жители, обладавшие имущественным цензом (владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков). Основная же масса городского населения фактически отстранялась от участия в городском самоуправлении. Компетенция городских органов самоуправления соответствовала компетенции земский учреждений в сельских местностях.

Военная реформа 1874 г. Военную реформу проводил выдающийся генерал Д.А. Милютин, занявший пост военного министра в 1861 г. Он начал с перевооружения армии: гладкоствольное оружие стало заменяться нарезным. Началось строительство парового флота. В 1874 г. одновременно был издан манифест о всеобщей воинской повинности и принят новый «Устав о воинской повинности». В ходе реформы определены численность армии и продолжительность военной службы (в сухопутных войсках 6 лет, на флоте – 7 лет), формы военного обучения солдат, осуществлен ряд мер для улучшения управления войсками и структуры военного ведомства, в т.ч. введение военных округов во главе с начальником (командующим войсками округа). Из армии изгонялась муштра и палочная дисциплина.

Университетская реформа 1863 г. расширяла административную и хозяйственную самостоятельность вузов. Был издан новый университетский устав, по которому совет профессоров каждого университета избирал всех должностных лиц университетской администрации и профессоров на вакантные кафедры. В университетах большую свободу получило преподавание, предоставлялась возможность учиться вольнослушателям.

Школьная реформа 1864 г. Важное значение для жизни страны и ее будущего имела школьная реформа, которая содействовала улучшению постановки школьного образования. В пореформенной России существовало несколько типов начальных школ: государственные, частные, земские, церковноприходские и воскресные. Срок обучения в них не превышал 3-х лет. Между начальным звеном образования и средними учебными заведениями не устанавливалось преемственности. Был открыт доступ в гимназии для детей всех сословий, но обучение было платным. Гимназии были двух типов: классические и реальные. Первые делали упор на гуманитарную подготовку, вторые — математике и естествознанию. Классические гимназии позволяли продолжить обучение в университете без вступительных экзаменов, а гимназисты реальных училищ могли поступать в высшие технические учебные заведения. С конца 50-х гг. начали создаваться женские гимназии для всех сословий, открывались женские епархиальные училища.

Реформа печати 1865 г.заключалась в ослаблении цензурного контроля, что вызвало издательский и читательский бум. Были популярны журналы, поднимавшие остросоциальные проблемы, такие как «Современник» Н.А. Некрасова, «Русский вестник» М.Н. Каткова, «Русское слово» Д.И. Писарева, «Вестник Европы» М.М. Стасюлевича.

В ходе буржуазных реформ, Россия пошла по пути экономической модернизации, но в стране по-прежнему оставалась абсолютная монархия. Проект М. Т.Лорис-Меликова («Конституция Лорис-Меликова») о созыве комиссии с участием представителей земств и городов для выработки новых законов, который был одобрен Особым совещанием, был попыткой изменить политическую систему. Однако 1 марта 1881 г. Александр II был убит в результате террористического акта.

10.3 Правительственный курс 80-90-х годов XIX века.
Александр III.

Император Александр III, вступивший на престол 29 апреля 1881 г. обнародовал Манифест «О незыблемости самодержавия», который означал переход от либерального к консервативному курсу во внутренней политике.

В стране были свернуты реформы, последовавшие вслед за отменой крепостного права. Под давлением влиятельных консерваторов – обер-прокурора синода К.П. Победоносцева, министра внутренних дел
Д.А. Толстого и их сторонников в правительстве, охранявших патриархальные традиции – Александром III был выбран курс, направленный на укрепление позиций самодержавной власти. Император утвердил «Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия», по которому в любой местности могло быть объявлено чрезвычайное положение. Местная администрация получала возможность арестовывать всех, кого считала нужным, ссылать без суда на срок до пяти лет в любую часть Российской империи, предавать военному суду. Ей было дано право закрывать учебные заведения и органы печати, приостанавливать деятельность земств и т.п. Ужесточилась цензура, усилился административный надзор за высшими учебными заведениями, был затруднен доступ к образованию представителям «низших сословий». Для усиления контроля за положением на местах вводился институт земских начальников, устанавливалась бюрократическая опека над земствами и городским самоуправлением. Рядом правительственных актов была урезана автономия Финляндии, усиливалась русификация Польши.

Вместе с тем, 90-е гг. XIX в. наблюдался значительный экономический подъем, особенно в развитии угольной, нефтяной, энергетической отраслей, в железнодорожном строительстве. За 1893-1899 гг. продукция черной металлургии увеличилась в 3 раза, добыча нефти – в 2,5 раза, угля – почти в 3 раза, в целом объем промышленной продукции – более чем в 2 раза. Протяжённость железных дорог за 1890-1900 гг. увеличилась с 31 до 58 тыс. км; в результате сооружения Транссибирской магистрали, затем КВЖД (Китайско-Восточная железная дорога) Дальний Восток и Сибирь были связаны с центральными регионами страны. По оценке экономистов, динамичному развитию промышленности, железнодорожному строительству содействовала эффективная деятельность министерства финансов под руководством С.Ю. Витте.

    На рубеже веков одновременно с развитыми капиталистическими странами Россия вступила в эпоху, названную империализмом (это понятие означает власть, господство монополий). К концу XIX в. в экономическом развитии преобладающее значение получила концентрация капитала и образование монополий – крупных фирм, объединений, картелей, трестов, синдикатов, которые возникли в тяжелой промышленности и отраслях, обслуживавших железнодорожное строительство, в металлообрабатывающей, горной и нефтяной промышленности. На этой стадии империализма, борьба за сферы влияния, усиливавшаяся зависимость военной мощи государства от индустриального потенциала выдвигали в качестве важнейшей проблемы экономическую модернизацию страны.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: