Лекция 11. Нарушения речи. Афазии

Функции речи и её психологическая структура. Структурные единицы  речи. Экспрессивная и импрессивная речь. Афферентные и эфферентные звенья речевой системы. Афазия. Афазия как системный дефект. Классификации афазий Вернике-Лихтгейма, Хэда, Трауготт-Орфинской и др. Классификация афазий, предложенная А.Р. Лурией. Нарушения афферентных звеньев речевой функциональной системы: сенсорная, акустико-мнестическая, амнестическая (оптико-мнестическая), афферентная моторная, семантическая афазии. Нарушения эфферентной основы речевой функциональной системы: эфферентная моторная и динамическая афазии. «Речевые зоны» коры левого полушария мозга (у правшей).

Методики исследования нарушений речевых функций.

Лекция 12. Нарушения речи. Расстройства письменной речи. Алексии. Аграфии.

Нейролингвистический подход к изучению афазий. А.Р. Лурия о нарушении парадигматической и синтагматической организации речи при поражении задних и передних отделов коры левого полушария мозга. Роль правого полушария мозга в речевой деятельности.

Письмо и чтение как сенсорно-моторный процесс и как виды речевой деятельности.

Формы нарушения письма. Аграфии в синдромах афазии, в синдромах зрительно-гностических расстройств. Сочетание аграфий и афазий.

Формы нарушения чтения. Алексии.

Нарушения деятельности письма и чтения при различных формах афазии.

Методики исследования нарушений письма и чтения.

Лекция 13. Нарушения памяти и внимания.

Память как ВПФ. Виды, формы памяти.

Модально-неспецифические нарушения памяти при поражении разных уровней неспецифической системы: ствол мозга, диэнцефальные, лимбические структуры, медиальные отделы лобных и височных долей. Модально-специфические нарушения памяти при поражении различных анализаторных систем: зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной. Нарушения памяти как активной мнестической деятельности (запоминание и воспроизведение) при поражении лобных долей мозга. Межполушарная асимметрия в процессах памяти.

Методики исследования нарушений памяти.

Психологическая структура внимания. Внимание как селективное протекание психических процессов. Модально-неспецифические нарушения внимания при поражении различных уровней неспецифической системы: ствол, диэнцефальные, лимбические структуры, медио-базальные отделы лобных долей мозга. Диссоциация между непроизвольным и произвольным вниманием при поражении лобных долей мозга. Модально-специфические нарушения внимания при поражении различных анализаторных систем. Симптомы «игнорирования» раздражителей в зрительной, слуховой, тактильной и двигательной сферах. Нарушение внимания при поражении лобных долей мозга как распад функции контроля над протеканием сложных форм психической деятельности.  

Методики исследования нарушений внимания.

Лекция 14. Мышление как ВПФ и его мозговая организация.

Психологическая структура и мозговая организация мышления. Нарушения мышления при поражении подкорковых образований. Виды мышления. Нарушения разных видов мышления при поражении задних (зона ТПО, височная область левого полушария) и передних (премоторная и префронтальная область) отделов коры головного мозга. Специфика нарушений мышления при поражении левого и правого полушарий мозга. Нарушения счета, виды акалькулий.

Методики исследования нарушений наглядно-образного, вербально-логического мышления и счетных операций.

Лекция 15. Лобные доли мозга и их роль в регуляции психической деятельности.

Программирование, целеполагание, планирование, контроль как основные составляющие регуляции произвольной психической деятельности. Ведущая роль речи в организации поведения, деятельности и отдельных ВПФ. Строение и функции префронтальных, премоторных и медио-базальных отделов лобных долей мозга; особенности их созревания в онтогенезе. Варианты синдромов поражения лобных долей в виде нарушений регуляции активности, регулирующей роли речи, сложных произвольных движений и действий. Основные симптомы нарушения функций передних отделов мозга: аспонтанность, инактивность, элементарные и системные персеверации, «полевое поведение», динамическая афазия, регуляторная апраксия, псевдоамнезия, парагнозии и псевдоагнозии, нарушение вербального и наглядно-образного мышления.

Методики исследования процессов регуляции психической деятельности.

ТЕМА 4. Нейропсихологический анализ нарушений эмоционально-личностной сферы и сознания при церебральной патологии

Лекция 16. Нейропсихологический подход к исследованию эмоционально-личностной сферы.

Регуляторная (инициирующая и контролирующая) функция эмоций в психической деятельности. Мозговая организация эмоций. Параметры эмоций. Нарушение эмоций при поражении правого и левого полушарий мозга, гипоталамо-гипофизарной области.

Индивид, личность. Нейропсихологический подход к исследованию индивидуальных различий. Нейропсихология нормы. Возможности нейропсихологического подхода к исследованию нарушений личностной сферы. Методики исследования эмоционально-личностной сферы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: